Перевозка нестандартных грузов

 

На контейнеровозах и многоцелевых судах, довольно часто приходится перевозить различные крупногабаритные грузы установленные на многофункциональные контейнера-площадки, называемые flatracks и platrorms, имеющие размеры 20-ти и 40-ка футовых контейнеров, стандартных и увеличенных размеров. Если груз правильно размещен на таком контейнере-площадке и надежно закреплен, то его перевозка не представляет никаких особых сложностей.

Есть некоторые особенности, требующие особенного внимания грузового помощника и капитана судна.

1. Фрахтователь, заблаговременно, должен предоставить капитану информацию о грузе, который планируется к перевозке на контейнерах-площадках: вес груза, размеры, положение центра тяжести, схему крепления груза на контейнере-площадке, любые другие особенности груза, требующие специального обращения с грузом при погрузке, размещении на судне, транспортировки морем и выгрузке.

2. Капитан с грузовым помощником должны тщательно ознакомиться с предоставленной информацией о грузе и учесть все его особенности при составлении грузового плана. При составлении грузового плана, если имеется возможность, то контейнера-площадки следует размещать в местах где груз будет испытывать наименьшие ускорения во время качки. Таблица с основными данными ускорений из Кодекса по безопасной практики размещения и крепления груза (Кодекс РКГ):

схема

3. До погрузки контейнеров-площадок на судно, грузовой помощник, по поручению капитана, должен тщательно осмотреть груз на соответствие с ранее предоставленной о нем информацией. Необходимо особенно тщательно осмотреть груз на наличие видимых повреждений и состояние крепления груза на контейнере-площадке. Для объективного подтверждения состояния груза и крепления необходимо сделать фотографии груза с разных сторон и углов. О результатах осмотра и о всех выявленных несоответствиях грузовой помощник  информирует капитана. Обо всех выявленных замечаниях необходимо незамедлительно информировать фрахтователя. В зависимости от результатов осмотра, капитан дает разрешение на погрузку груза, или если имеются весомые основания, то требует устранить выявленные несоответствия и замечания, и только после того, как груз будет надежно закреплен на контейнере-площадке и осмотрен грузовым помощником, дается разрешение на его погрузку на судно.

4. Размещение контейнеров-площадок на судне должно осуществляться в соответствии с проверенным и одобренным капитаном, грузовым планом. Вахтенные на палубе, осуществляющие наблюдение за грузовыми операциями должны немедленно сообщать грузовому помощнику о любых отклонениях от грузового плана и о любых несоответствия груза выявленных в момент погрузки на судно, так как во время погрузки вероятно его повреждение стивидорами. Если о произошедшем во время погрузки повреждении груза, своевременно не информировать фрахтователя, то ответственность будет нести перевозчик.

5. В некоторых случаях и на некоторых линиях, экипаж привлекается к креплению груза на контейнерах-площадках. В этом случае капитан с грузовым помощником должны самостоятельно разработать схему крепления груза и экипаж должен выполнить крепление под наблюдением грузового помощника. Крепление должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в Кодексе по безопасной практике размещения и крепления груза (Code of Safe practice for cargo stowage and securing), одобренном Резолюцией ИМО А.714 (17). При выборе способа крепления необходимо помнить простое правило: Нет четкой границы между безопасностью и небезопасностью. Если имеются сомнения, то их необходимо понимать как основание для улучшения способа крепления. 

6. После того, как груз на контейнерах-площадках погружен на судно, грузовой помощник должен записать в грузовой книге о всех особенностях груза, крепления и размещения на судне.

7. Во время транспортировки груза морем, если позволяет погода, экипаж должен регулярно осматривать состояние груза, его крепление на контейнере-площадке и крепление контейнеров-площадок. Если крепление ослабло или повреждено во время качки, то его необходимо привести в порядок, обтянув, добавив или заменив некоторые элементы.

8. Все результаты осмотра и работы с креплением должны быть записаны в судовой журнал.

9. Если для погрузки на судно контейнеров-площадок с негабаритными грузами использовались специальные приспособления, то желательно сделать фотографии этих специальных приспособлений и процесса погрузки. Также желательно поставить в известность фрахтователя и агента в порту выгрузки о необходимости использования при выгрузке специальных приспособлений. Бывает, что специальных приспособлений нет в наличии в порту выгрузки. В этом случае, необходимые приспособления, берут на борт судна в порту погрузки или специально организовывается их доставка в порт выгрузки из другого удобного пункта. Но в любом случае представляется разумным проинформировать фрахтователя и агента о специальных приспособлениях, чтобы избежать простоя в порту выгрузки, потому что в этом случае капитан судна будет обвинен в том, что не информировал фрахтователя и агента.

На фото перевозка труб и снегоуборочных машин размещенных на контейнерах-площадках на контейнеровозе, совершающем рейсы из Исландии на Канаду и США.

груз на палубе

Если имеется возможность, то по бортам ставятся обычные контейнера, а между ними контейнера-площадки с крупногабаритными или нестандартными грузами, чтобы защитить их от ударов волн, да и в случае их смещения с площадки контейнер может предотвратить падение груза. Конечно, далеко не всегда и не всех грузов. В сильную качку и при большом крене, даже, казалось бы надежное крепление может не выдержать и груз “уходит” за борт сметая на своем пути наружные контейнера.

груз в контейнерах

С коричневого и синего контейнера-площадки трубы упали не контейнера потому что, крепление порвалось во время качки судна, которая достигала 15 градусов. Крепление оказалось недостаточно прочным и не выдержало нагрузки.

груз в контейнерах

 Трубы не получили видимых повреждения. А вот контейнера, на которые упали трубы, были повреждены в нескольких места.

груз в контейнерах

 Как видно на фото, для крепления труб были применены стальные цепи с разрывной нагрузкой 1,5 тонны, что оказалось явно недостаточно для труб весом 12 тон каждая.

груз на палубе

Погрузка азиподов в порту Раума. Азиподы размещают на трех контейнерах-площадках. Для лучшей сохранности и надежного крепления применяется сепарация в виде пиломатериалов.

груз на палубе

Крепление азиподов на площадках при помощи строп-лент.

контейнера

Азиподы будут выгружены в порту Бремерхафен.

контейнера

Выгрузка азипода в порту Бремерхафен.

контейнера

Крупногабаритные грузы на контейнерах-площадках.

схема

Пример сообщения грузового помощника фрахтователю о том, что груз на контейнере-площадке закреплен недостаточно надежно.

схема

Пример сообщения грузового помощника фрахтователю о том, что груз на контейнере-площадке закреплен недостаточно надежно. Грузовой помощник обязательно должен осмотреть крупногабаритный груз до погрузки на судно.


Автор капитан В.Н. Филимонов

12+