Перемещение центра тяжести судна во время погрузки груза судовым краном

 

Перемещение груза судовым краном вызывает поперечное перемещение центра тяжести судна, которое всегда вызывает накренение судна на тот борт куда повернут кран.

 

схема

 

 

 

1. Развернули кран с подвешенным, оснащенным спредером и установили его над грузом, подготовленном к погрузке на причале.

Центр тяжести судна G сместился от диаметральной плоскости (ДП) в сторону борта, куда развёрнут кран, и вследствие этого судно накренилось на тот же борт.

Выровняли крен при помощи креновой системы, перекачав необходимое количество балласта в танк на противоположный борт.

 

 

схема

 

 

 

 

 

2. Застропили груз с помощью грузовых слингов, скоб и других устройств, необходимых для погрузки. Набор устройств зависит от размера и веса груза, а также от наличия специальных приспособлений для крепления грузовых устройств на грузе.

 

 

схема

 

 

 

 

3. Начинают набивать грузовой шкентель на кране. По мере возрастания нагрузки на гаке, центр тяжести судна будет ещё больше смещаться в сторону от ДП и следовательно, судно будет крениться на тот же борт. Как только крен достигнет 3 градусов, прекращают набивать грузовой шкентель. Из-за крена, нок стрелы несколько отклонится от вертикального положения над грузом. Не следует пытаться снова отцентровать стрелу крана, находящуюся под нагрузкой.

 

 

 

схема

 

4. При помощи креновой системы начинают перекачку балласта на противоположный борт, поднять груз от причала только при помощи перекачиваемого балласта.

Очевидно, что до начала погрузки нужно посчитать какое количество балласта будет необходимо для подъема груза и удостовериться, что в танк закачано требуемое количество балласта.

Не всегда объём креновых танков достаточен для подъёма груза, тогда дополнительно, используют удобный балластный танк, если конечно позволяет остойчивость.

 

 

 

 

 схема

 

 

 

 

5. Продолжают перекачивать балласт в танк противоположного борта. По мере перекачки балласта нагрузка на гаке будет увеличиваться и когда достигнет веса груза, то груз оторвётся от причала. Об изменении нагрузки на гаке, оператор крана докладывает грузовому помощнику, который руководит погрузкой.

 

 

 

схема

6. Как только груз оторвётся от причала, останавливают перекачку балласта. Момент отрыва от причала необходимо контролировать грузовому помощнику, непрерывно находящемуся на причале у груза. В момент отрыва нок стрелы должен находиться как можно точнее над грузом, чтобы в момент отрыва груз не пошел в сторону из за не точной центровки стрелы. Если имеются сомнения, то груз предварительно фиксируется талевкой и после отрыва груза от причала, талевка осторожно ослабляется до тех пор, пока груз не отцентруется. После этого талевку отсоединяют. В момент отрыва от причала центр тяжести сместится еще в верх и в сторону груза. Это будет его максимальное поперечное смещение от ДП.

 

 

 

схема7. После того как отцентрованный груз повиснет на гаке, его начинают поднимать до необходимого уровня, чтобы затем поворотом крана завести на борт судна. После того как груз поднят на требуемую высоту, начинают плавно поворачивать кран в сторону судна и заводить груз. Одновременно с поворотом крана, начинают перекачку балласта в обратном направлении.

Во всё время поворота крана необходимо сохранять небольшой крен судна в сторону причала и не допускать раскачивания груза!

Повороты крана должны быть плавными, без рывков и резких остановок, чтобы не раскачивать груз. Как уже упоминалось, критическим для остойчивости будет момент прохождения груза через борт судна, когда стрела крана будет максимально поднята. Когда груз будет заведен на судно и находиться над местом погрузки, то останавливают перекачку балласта и начинают опускать груз на предназначенное для него место.


Автор текста и рисунков капитан В.Н. Филимонов

2+