При открытии крышек грузовых трюмов, при перемещении твиндечных понтонов в верхние позиции, при подъёме стрел грузовых кранов с подвешенными спредерами и при подъёме груза, центр тяжести судна всегда перемещается вверх и тем самым ВСЕГДА вызывает уменьшение начальной поперечной метацентрической высоты и ухудшение остойчивости судна.
Перемещение центра тяжести судна показано на рисунках.
1. Грузовой кран или краны запаркованы и находятся в походном положении. Буквой G обозначено положение центра тяжести судна.
2. Грузовой кран или краны запаркованы и находятся в походном положении. Открыли крышки грузовых трюмов. Центр тяжести судна G переместился вверх.
3. Грузовой кран «распаркован», стрела крана поднята на уровень, необходимый для погрузки или выгрузки груза и находится над грузом. Угол наклона стрелы будет зависеть от вылета стрелы и максимально допустимой нагрузки (SWL). Центр тяжести судна G переместился ещё выше.
Особо важное замечание:
В момент отрыва груза от причала или палубы судна, центр тяжести поднимаемого груза, перемещается на нок стрелы.
4. Груз поднят краном и находится на весу. Центр тяжести судна G переместился ещё выше. Максимальное возвышение центра тяжести судна будет в момент подъёма стрелы крана на максимальный угол.
При максимальном угле подъёма стрелы крана, поперечная метацентрическая высота GM должна быть не менее 0,60 метра.
Если груз поднимается двумя кранами в «спарке», то в этом случае критическим для остойчивости будет момент, когда груз будет находиться между кранами в момент прохождения борта судна.
Автор текста и рисунков капитан В.Н. Филимонов