Наблюдение за грузом во время перевозки морем

 

Во время перевозки грузов морем наблюдение за ними, как правило, сводится к следующему:

  1. Проверка крепления груза в трюмах и на палубе и если необходимо, то обтяжка ослабленного крепления или накладывание дополнительного.
  2. Вентилирование грузовых помещений для предотвращения отпотевания.
  3. Вентилирование грузовых помещений для удаления тепла выделяемого некоторыми самонагревающимися грузами.
  4. Вентилирование грузовых помещений для удаления опасных газов выделяемых некоторыми грузами.
  5. Контроль за герметичностью крышек трюмов, чтобы своевременно обнаружить водотечность и предотвратить повреждение груза.
  6. Ежедневный контроль уровня воды в льяльных колодцах грузовых помещений.
  7. Контроль температурного режима при перевозке некоторых грузов.
  8. Контроль за уровнем влажности в трюме и обслуживание установок служащих для осушения воздуха.
  9. Контроль целостности и правильной укладки защитного оборудования используемого для предохранения судна от намокания.
  10. Наблюдение за обледенением груза.
  11. Контроль за грузом в соответствии с инструкциями, полученными от фрахтователя при перевозке грузов, требующих специальных мер предосторожности.
  12. Контроль уровня радиации.
  13. Ведение записей в судовом журнале и грузовой книге о всех проверка, состоянии груза и выполненных мероприятиях обеспечивающих сохранную перевозку грузов морем.

Рассмотрим каждый из перечисленных пунктов отдельно:

  1. Крепление грузов на судне выполняется в соответствии со следующими документами:

а) Судовое руководство по креплению грузов (Cargo Securing Manual – CSM)

б) Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза (Code of Safe Practice for Cargo Stowage and Securing)

Способ крепления груза зависит от многих факторов. Для крепления некоторых грузов разработаны и применяются стандартные схемы и оборудование, например, для крепления контейнеров, лесных грузов на палубе. Для некоторых грузов разрабатываются отдельные схемы крепления, например, для крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Во всех случаях груз крепится с одобрения капитана и именно капитан отвечает за правильность и надежность крепления груза. Не грузовой помощник и не старший помощник. Они всего лишь помощники капитана и выполняют его распоряжения, если у них возникают предложения, сомнения или вопросы они должны немедленно информировать капитана. В море осуществляется ежедневная проверка состояния крепления. Если обнаружены недостатки или повреждения, то они устраняются.

  1. Вентилирование грузовых помещений для предотвращения отпотевания.

Для предотвращения повреждения груза в результате отпотевания необходимо организовать вентиляцию грузовых трюмов используя судовую систему вентиляции. Вентиляция может быть естественной, то есть когда открываются вентиляционные лючки и воздух попадает в грузовые трюма и механической, когда используются электрические вентиляторы для вытяжки или нагнетания воздуха. Вентиляция для предотвращения отпотевания рассмотрена в статье Вентилирование грузовых помещений.

  1. Вентилирование грузовых помещений для удаления тепла выделяемого некоторыми самонагревающимися грузами.

Некоторые грузы способны самонагреваться и самовозгараться, поэтому при морской перевозки таких грузов необходимо интенсивно вентилировать грузовые трюма для удаления тепла и охлаждения груза. К таким грузам, например, относятся: каменный уголь, кокс, металлическая стружка, жмыхи.

  1. Вентилирование грузовых помещений для удаления опасных газов выделяемых некоторыми грузами.

Некоторые грузы выделяют газы, представляющие угрозу для людей, например, картофель, репчатый лук, лесные грузы.

  1. Контроль за герметичностью крышек трюмов, чтобы своевременно обнаружить водотечность и предотвратить повреждение груза.

Герметичность трюмов необходимо контролировать во все время перехода, потому что водотечность может открыться в любое время, как правило в самое неподходящее и неожиданно. Если обнаружена водотечность, то необходимо использовать все имеющиеся средства для заделки обнаруженных протечек.

  1. Ежедневный контроль уровня воды в льяльных колодцах грузовых помещений.

Ежедневно, а по требованиям, предъявляемым при перевозке отдельных грузов, и чаще, необходимо измерять уровень воды в льяльных колодцах грузовых трюмов, чтобы своевременно обнаружить поступление воды и предотвратить подмочку и повреждение груза.

  1. Контроль температурного режима при перевозке некоторых грузов.

Некоторые грузы требуют соблюдения температурного режима. В этом случае, через требуемые интервалы, измеряется температура воздуха в трюмах при помощи стационарных или переносных термометров. В обычных грузовых трюмах для понижения температуры используется вентиляция. В некоторых случаях, если имеется возможность, то снижаю температуру подогрева топлива в танках или даже прекращают подогрев в некоторых танках на какое то время.  На рефрижераторных судах морозильные установки.

  1. Контроль за уровнем влажности в трюме и обслуживание установок служащих для осушения воздуха.

При перевозки некоторых грузов, например, автомобильной стали в рулонах, может потребоваться поддержание низкого уровня влажности в трюмах. Для этого в трюма грузятся передвижные сушильные установки, которые в автоматическом режиме сушат воздух. Экипаж следит за их работой и, если необходимо, сливает воду.

  1. Контроль целостности и правильной укладки защитного оборудования используемого для предохранения судна от намокания.

Некоторые виды груза до выхода в море закрываются защитными покрытиями: брезентами или пленками. Во время перевозки морем необходимо следить чтобы защитные покрытия не сместились и груз не подвергался намоканию.

  1. Наблюдение за обледенением груза.

При плавании судна в условиях обледенения груз, расположенный на крышках трюмов также подвергнется обледенению. Если обледенение груза создаст угрозу для остойчивости судна, то может возникнуть необходимость околки льда с палубного груза, хотя это будет практически не выполнимо. В такой ситуации наилучшим представляется маневрирование курсом и скоростью для уменьшения заливания и забрызгивания судна и груза и тем самым уменьшения обледенения палубного груза.

  1. Контроль за грузом в соответствии с инструкциями, полученными от фрахтователя при перевозке грузов, требующих специальных мер предосторожности.

При перевозке некоторых грузов фрахтователь будет снабжать судно инструкциями о специальных мерах контроля за грузом. В этом случае экипаж осуществляет наблюдение в соответствии с данными инструкциями.

  1. Контроль уровня радиации.

Если на судне перевозятся грузы содержащие в себе радиоактивные материалы и от фрахтователя получены инструкции осуществлять измерение и запись уровня радиации, то экипаж выполняет соответствующие измерения при помощи полученных дозиметров.

В дополнение к вышесказанному груз осматривают в следующих случаях:

– При подготовке судна к плаванию в штормовых условиях.

– После плавания в условиях шторма.

– При подготовке судна к плаванию во льдах.

– При плавании во льдах и после выхода из льдов.

– После посадки на мель или после касания судном мели.

– После столкновения с другим судном.

– После столкновения со знаками навигационной обстановки, причалом, шлюзом и другими стационарными или плавучими сооружениями.

– В случае любых сомнений о необходимости проверить состояние груза.

Все проверки груза необходимо подробно записывать в судовой журнал и грузовую книгу. Если на судне предусмотрен специальный чек лист, то проверка груза должна выполняться в соответствии с таким чек-листом, а заполненный чек лист подшиваться в соответствующую папку. Любые повреждения или неисправности, а также все предпринятые меры желательно фотографировать и хранить фотографии на случай возникновения претензий о несохранной перевозки груза. В грузовую книгу необходимо вносить как можно больше информации о перевозимых грузах, чтобы при повторных перевозках одних и тех же грузов у экипажа была доступная информация и пример предпринимаемых мер обеспечивших безопасную перевозку и наблюдение за грузом во время перевозки морем.

В случае возникновения каких-либо сомнений капитану рекомендуется незамедлительно обратиться за разъяснениями к фрахтователю или в отдел эксплуатации (operational department).

Далеко не все может быть предусмотрено до погрузки груза на судно и не на все возникающие ситуации имеются готовые решения в справочниках и руководствах, поэтому многое зависит от знаний, находчивости и смекалки моряков, помощников и капитана судна. Обеспечить сохранную перевозку груза в значительной степени помогают слаженная работа всего экипажа, умение капитана и его помощников наилучшим образом организовать наблюдение за грузом во время перевозки морем.


Автор капитан В.Н. Филимонов

8+