Грузовой план в Excel

 

Появление компьютерных устройств и различного программного обеспечения позволяет морякам эффективно использовать их для решения всевозможных задач. Одними из них являются составление грузового плана, расчет посадки и остойчивости судна.
На многих судах, уже с постройки, установлены грузовые компьютеры со специальными грузовыми программами, особенно это относится к контейнеровозам, балкерам и судам для перевозки тяжеловесных грузов.
Однако на многих судах, особенно мало и среднетоннажных, специальных программ для составления грузового плана, как правило нет. А вот перевозки генеральных грузов, причем довольно сложных, в том числе тяжеловесных, крупногабаритных и представляющих некоторую сложность для крепления, таки суда время от времени выполняют.
Как раз нерегулярность таких перевозок и является одной из проблем, потому что грузовой помощник и капитан могут годами не составлять сложных грузовых планов и когда в этом возникает необходимость у них могут возникнуть большие затруднения.
Разумеется, в некоторых компаниях, существует практика использования специальных специалистов – суперкарго (supercargo или port captain), которые помогают капитану и грузовому помощнику планировать погрузку и размещение груза на судне, составляют и рассчитывают схемы крепления грузовых мест. Однако они только помогают, а не заменяют капитана и грузового помощника, а тем более они не выполняют расчет посадки и остойчивости судна и не оценивают остойчивость по критерию погоды. Ну и тем более, очень редко, они выходят в море на погруженном ими судне. Например, у меня, был только один случай, когда суперкарго каждый рейс выходил в море, это было во время работы в чартере у исландской судоходной компании Eimskip.
Зато много раз возникала необходимость вносить значительные изменения в грузовые планы, составленные всевозможными суперкарго. Например, в Генуе, суперкарго начал грузить в трюм трубы малого и среднего диаметра поперек трюма, причем свободное пространство между торцами труб и бортами, местами, превышало два метра. Когда его спросили грузил ли он когда-нибудь так трубы он ответил, что нет, а на вопрос как он собирается их крепить, последовал ответ, что не знает. Разумеется, погрузка была остановлена, трубы выгружены на причал, а «горе» суперкарго, внес изменения в грузовой план, который пришлось заново вносить в судовую грузовую программу для проверки посадки судна, его остойчивости и возможности выгрузить тяжеловесы судовыми кранами в порту выгрузки в Бразилии. Кроме того, этот «горе» суперкарго собрался крепить 80-ти тонные тяжеловесы 6-ти тонными спан-сетами, по два на каждый борт. Разумеется, что потребовали от него крепления цепями и стальными угольниками-упорами, приваренными к палубе трюма. Все это себя оправдало, потому что уже на второй день после выхода из Генуи судно попало в 9-ти бальный шторм, а впереди еще были и Бискай, потому что судно шло на догрузку во Францию на Сену, и октябрьская Атлантика.
В тоже самое время, имеется масса примеров, когда суда, на которых груз был размещен и закреплен не надлежащим образом, попадали в трудные ситуации, которые привели к повреждению или гибели груза, а в некоторых случаях и гибели судов. Например, не так давно, российское судно осуществляло перевозку в Китай комплексов С-400. В условиях штормовой погоды в Северном море и в проливе Ла-Манш, некоторые грузовые места сместились и получили повреждения. Судно было вынуждено вернуться в порт отправления в Финском заливе. Убытки составили несколько миллиардов рублей. Цена ошибок при размещении груза на судне и в схеме крепления грузовых мест, оказалась неприемлемо высокой. Страховые выплаты по данному случаю несохранной перевозки груза, на данный момент, являются рекордно высокими в истории современной России.
Только с марта текущего года от потери остойчивости погибли два судна, в марте, в порту Бандер-Аббас опрокинулся фидерный контейнеровоз «SL Start», а 8 сентября на выходе из Брунсвика опрокинулся автомобилевоз «Golden Ray». Уже во время написания данной статьи, 18 октября, во Вьетнаме, при выходе из порта Хо-ши-Мун, на реке Лонг-Тау, от потери остойчивости опрокинулся фидерный контейнеровоз «Vietsun Integrity».
У двух судов появился сильный крен, в марте в британском порту Хартлепул на сухогрузе «Tango Sol» и в мае, в Ливерпуле, у контейнеровоза «MSC Matilde».
При этом следует обратить внимание, что проблемы с остойчивостью возникли у совершенно разных судов, это и океанский контейнеровоз «известной» компании, на котором в обязательном порядке имеется грузовая программа для размещения контейнеров и расчета остойчивости, и океанский автомобилевоз, который выходил из штатовского порта, где и порт кэптены и суперкарго имеются, и среднетоннажный сухогруз в порту цивилизованной Британии, и фидерный контейнеровозишка под «удобным» флагом, находящийся в эксплуатации у компании из UAE, в которой об остойчивости понятия не имеют.
Как видно из примеров, даже несмотря на наличие на судах специального программного обеспечения и береговых суперкарго, аварии продолжаются и меньше их не становится.
Таким образом, капитану и грузовому помощнику необходимо всегда иметь ясное представление как размещать и крепить груз на судне, а также, в случае необходимости, уметь оперативно вносить изменения в план погрузки и выполнять необходимые расчеты.
Для них хорошим подспорьем может оказаться не только программное обеспечение от специализированных производителей или чистый лист бумаги с карандашом, но и различные «самопальные» программки. Ведь в итоге, не важно на чем планировалось размещение груза и выполнялись расчеты, главное чтобы груз был погружен и закреплен с соблюдением всех требований, которые к нему применимы, а остойчивость судна, удовлетворяла, по крайней мере, установленным для данного судна минимально допустимым критериям.
Ниже мы рассмотрим один из морских лайфхаков, выполненных в офисном приложении от Майкрософта, Excel.
Впервые, идея составить грузовой план в Excel пришла в 2002 году и уже после успешного составления первых планов стали очевидны достоинства Excel.
Затем 13 лет назад в Карибском море, во время составления грузового плана погрузки труб из стекловолокна в колумбийском порту Картахена, назначением на мексиканский порт Альтамира, довелось в очередной раз убедиться в широких возможностях, которые предоставляет Excel.
Судно было сухогрузом дедвейтом 4150 т, с твиндечными понтонами и двумя судовыми кранами по 40 тон каждый. Грузить и выгружать трубы предстояло судовыми кранами. Одна труба, длиной 13 метров, диаметром 2 м, весила 15 тон. По условиям Чартера необходимо было погрузить не менее 85 штук.
Обычным способом, то есть размещением всех труб вдоль судна, задача не решалась. После нескольких часов раздумий пришла мысль установить твиндечные понтоны в позицию, в которой твиндек приобретал прямоугольную форму и разместить в нем трубы не вдоль судна, а поперек. Длина труб была чуть меньше ширины трюма, буквально на несколько сантиметров. Остальные трубы уложить обычным способом в нижний трюм и на крышки трюмов в два ряда.
Рисовать карандашом на бумаге было неудобно, поэтому решил нарисовать план трюма, твиндека и палубы (крышек трюма) в Excel, в масштабе 1:200. В таком же масштабе создал трубу в виде прямоугольника, для размещения на виде сбоку и сверху, и в виде круга, для размещения на поперечном виде.
Началась кропотливая работа по размещению каждой трубы на свое место в трюме. Удалось разместить 86 труб. Перепроверил, все правильно.
После этого смоделировал погрузку труб судовыми кранами. Можно было погрузить ими все трубы, за исключением двух последних для, ближайших к кранам, так как кабина крана при развороте упиралась в них. Эти последние четыре трубы необходимо было погрузить береговым краном. Также и во время выгрузки, их необходимо было выгрузить береговым краном.
После этого посчитал остойчивость судна и остойчивость во время погрузки труб судовыми кранами. Остойчивость соответствовала установленным минимальным критериям.
Однако при погрузке последних труб на палубу на второй ряд, при одновременной работе обеих судовых кранов, начальная поперечная метацентрическая высота, при одновременном подъеме труб двумя кранами, уменьшалась почти до нуля. Так как последние 4 трубы, в любом случае необходимо было грузить береговым краном, то проблема снималась сама собой, а последние десяток труб на палубу можно было погрузить работая кранами на подъём поочередно.
Когда фрахтователям-датчанам отправили расчеты, они были simply happy.
Во время погрузки и выгрузки предварительный план и расчеты подтвердились. Таким образом, составление предварительного грузового плана в excel себя полностью оправдало.

Преимущества составления грузового плана в Excel:

1. Возможность составлять план для своего судна, учитывая все особенности, включая те, которые появились на судне уже в процессе эксплуатации, причем иногда длительной, на протяжении не одного десятка лет, и поэтому в судовой грузовой документации не отраженные.
2. Составлять план на отдельные участки трюма, твиндека или палубы (крышек трюмов).
3. Изменять масштаб плана по своему желанию для лучшей наглядности.
4. Изменение масштаба грузового плана позволяет учитывать толщину и размеры прокладочного и сепарационного материала.
5. В масштабе грузового плана рисовать схемы крепления каждого грузового места, что позволяет уже на стадии планирования иметь ясное представление как наилучшим способом разместить груз и выполнить его надежное крепление.
6. Точное размещение каждого грузового места, позволяет получить точные координаты его центра тяжести относительно:
– основной плоскости (ОП) для расчета начальной поперечной метацентрической высоты;
– мидель-шпангоута или кормового перпендикуляра для расчета посадки судна;
– диаметральной плоскости для вычисления крена судна.
7. Возможность работать с грузовым планом на любом устройстве, а не только на грузовом компьютере.
8. Использование плана на планшетнике или ином переносном устройстве позволяет использовать его непосредственно на месте погрузки и оперативно вносить изменения не бегая в грузовой офис. В этом случае грузовой помощник не отвлекается и не теряет контроль за грузовыми операциями.
9. Возможность отправлять грузовой план или его фрагменты, в виде вложений по электронной почте.
10. Использовать грузовой план для обучения и отработки навыков составления грузовых планов, схем крепления грузовых мест, расчетов посадки и остойчивости судна.
11. Дешевизна, так как для составления грузового плана не требуется специальное программное обеспечение и установочный диск.
12. Доступность Excel практически на каждом судне и на каждом устройстве.

Коль скоро, мы перечислили столько много преимуществ, которые предоставляет Excel, то справедливости ради необходимо упомянуть и о недостатках. К ним можно отнести:

1. Необходимо уметь пользоваться приложением Excel, например, как задавать размер фигурам и всевозможным линиям, как изменять наклон линий на требуемый угол и так далее.
2. Необходимо выполнять самоконтроль в процессе составления грузового плана, размещения груза и составления схем крепления.
3. Влияние вибрации судна на точность функционирования компьютерной «мышки».

Вполне возможно, что имеются и другие неудобства. Однако даже уже упомянутые можно легко устранить путем тренировки и улучшения внимательности, аккуратности и самоанализа.

Ниже приведены несколько примеров грузового плана, составленного в приложении Excel. Все изображения кликабельны.

Общий вид грузового плана:

рисунок

Пример размещения отдельных грузовых в трюме судна:

рисунок

Схема крепления отдельных грузовых мест:

рисунок

Пример грузового плана при перевозке навалочных грузов:

рисунок

На плане указан угол естественного откоса партии груза. Его берут из информации о грузе, которая в обязательном порядке должна быть заблаговременно предоставлена капитану.

 


Автор капитан В.Н. Филимонов

7+