Грузовой манифест — Балтийский Ллойд

Грузовой манифест

 

Грузовой манифест, это грузовой документ, используемый в международном торговом судоходстве. Назначение документа проще понять, если проследить этимологию слова в русском языке.

Манифест в переводе с латинского Manifesto, означает «объявление». Таким образом, назначение Грузового манифеста, это объявление перечня грузов, находящихся на борту судна. Какой то одобренной международным сообществом или ИМО стандартной формы Манифеста не существует, можно использовать любую, имеющуюся на судне или напечатать в произвольной форме или, даже, написать от руки. Собственно нет не только стандартной формы, так еще и называют его по разному, одни — Грузовой манифест, другие — Манифест на груз, однако суть одна и на названия внимания не обращают.

Несмотря на то, что практически во всех портах мира необходимо предъявлять властям порта Грузовой манифест, ИМО, по непонятным причинам, не удосужилась включить одобренную форму манифеста в Международную Конвенцию об Облегчении Международного Морского Судоходства 1965 года (International Convention on Facilitation of International Maritime Traffic — FAL Convention), подобно форме Грузовой Декларации (Cargo Declaration, IMO FAL Form 5) и форме Манифеста на Опасные Грузы (Dangerous Goods Manifest, IMO FAL Form 7).

В некоторых судоходных компаниях, управляющих и агентирующих компаниях, разработаны собственные формы, которые разосланы на находящиеся в эксплуатации суда, поэтому на них капитан и грузовой помощник всегда имеют «под рукой» или на судовом ПК готовую форму, причем с уже с заполненными данными судна, и им остается внести только данные о грузе.

Так как основная цель Манифеста, это сообщить о находящихся на борту судна грузах, то очевидно, что в первую очередь в Манифест необходимо внести правильное   название груза. С этим обычно не возникает трудностей, потому что при наличии на судне Коносамента на груз (Bill of Lading), название следует взять из него, если же коносаментов нет, то название следует взять из любого другого документа на груз, например, из Штурманской расписки (Mate’s Receipt), Формы информации о грузе (Form for Cargo Information), Погрузочного ордера (Shipping Note), Сертификата происхождения (Certificate of Origin), Поручения на отгрузку экспортного груза (Поручение), Тайм-Чартера (Voyage Charter), или, если ни одного из перечисленных грузовых документа на судне нет, то из рейсового задания. В случае сомнений следует обратиться в коммерческий отдел компании судовладельца и получить от его сотрудников точное название груза, хотя и с этим могут возникнуть трудности, так как в настоящее время во многих российских компаниях даже коммерческие директора имеют весьма смутное понятие о многих грузовых документах, например один такой директор из московской компании понятия не имел, что такое Форма предоставления информации о грузе (Form for Cargo Information). По большому счету, у капитана и грузового помощника такая ситуация вряд ли возникнет, если они в своей коммерческой работе будут использовать «Двадцать пять Золотых правил».

Однако, трудности с названием, находящегося на борту груза, возникают только в случае, если капитан и грузовой помощник проявят грубую небрежность в работе и не удосужатся получить от фрахтователя, грузоотправителя или агента точных данных о грузе. Обычно, хотя бы один из перечисленных выше документов, выдается на судно по окончании погрузки.

Кроме названия груза в Манифест вносят номер или номера коносаментов, название порта или портов погрузки, название порта или портов выгрузки, данные о маркировки груза, если такие данные имеются, количество грузовых мест и вес груза для каждого коносамента, а также общий вес, находящихся на борту грузов.

Так как стандартной формы нет, то даже перечисленных выше сведений о грузе будет достаточно.

Обычно, распечатывают несколько копий Грузового манифеста и, как минимум, один экземпляр следует всегда оставлять на судне. Все копии подписывает капитан и ставит на них судовую печать.

Следует еще отметить, что может возникнуть ситуация, когда на судне имеются манифесты на грузы, погруженные в разных портах и предназначенные к выгрузке также в разных портах, таких манифестов может быть и три и пять, то есть по числу портов погрузки. На приход в первый и последующие порты выгрузки, капитану необходимо будет подавать агенту Грузовой манифест, и если он передаст агенту кипу манифестов, которые он получил в портах погрузки, то агент может их не принять и потребовать от капитана предоставить один Манифест, в котором будут указаны все грузы, поэтому, желательно, после выхода из последнего порта погрузки, подготовить Манифест, в котором указать все имеющиеся грузы, в соответствие с коносаментами. Разумеется, что этот Манифест будет только для первого порта выгрузки, так как на второй порт выгрузки необходимо подготовить Манифест, в котором не будет данных о грузе, выгруженном в первом порту, и так обновляем для каждого следующего порта.

Обычно, грузовой помощник, знающий свое дело, заполняет форму Манифеста по мере погрузки грузов на судно, а затем ее обновляет, по мере выгрузки грузов в портах, что значительно сокращает время подготовки Манифеста. Очевидно, что такая необходимость возникает, когда, как мы упомянули выше, несколько портов погрузки и выгрузки, или когда между портами выгрузки «вклинивается» порт погрузки.

Важное замечание

Следует иметь в виду, что не смотря на то, что Манифест о грузе содержит некоторые общие данные о грузе, его ни при каких обстоятельствах не следует рассматривать как некий аналог Формы предоставления информации о грузе (Form for Cargo Information), которая в соответствие с требованиями Конвенции СОЛАС, Глава VI, Правило 2, должна быть предоставлена капитану судна заблаговременно, то есть задолго до начала погрузки груза на судно. Грузовой манифест, наоборот, документ, содержащий информацию об уже погруженном на судно грузе. Иными словами, первый выдается до погрузки, а второй после, следовательно он не может заменить первый. Кроме того, оба документа содержат одинаковые только общие данные о грузе, в то время как в Информации о грузе содержатся данные о характере груза и всех его опасных свойствах, которые могут представлять угрозу для судна, людей и окружающей среды, кроме того в ней могут, при необходимости, содержаться данные о технологии погрузки и способе укладке груза на судне, а также о схеме его крепления, в то время как в Грузовом манифесте ничего подобного нет.

Выше было сказано о некомпетентности некоторых наших коммерческих директорах, так вот, некоторые их иностранные «коллеги» не очень далеко от них ушли, например, в голландской компании Spliethoff, в чартере у которой наше судно находилось в конце прошлого и начале текущего года, а также в офисах их агентов в трех итальянских портах: Чивитавеккья, Марина-ди-Каррара и Ливорно, сотрудники не видели и не понимали разницы между Грузовым манифестом и Информацией о грузе, не смотря на то, что им были отправлены и сканы страниц из Конвенции СОЛАС и сканы форм, при чем голландец оказался одним из самых «упертых», он так и не признал, что Манифест не может заменить Информацию о грузе, не смотря на все пояснения и разъяснения. Ну да надо полагать, что это всё-таки частный случай и такое даже в портах Африки и Азии не встретишь.

Таким образом, Манифест о грузе документ хотя и простенький, однако необходимый, поэтому капитану и грузовому помощнику желательно иметь любую чистую форму или образец на личном лаптопе или ином гаджете, с которого они легко смогут ею воспользоваться в случае крайней необходимости.


Автор капитан В.Н. Филимонов