На Северо-Западе России, во время летней навигации, которая длится с 30 апреля до второй половины ноября, с Волго-Балтийского канала и из Карелии, в порты Швеции и Финляндии перевозится большое количество балансов: березовых, осиновых и еловых. Их перевозят суда смешанного река-море плавания, в основном типа Омский, СТК, СТ, Сормовский – португальской постройки и Волго-Балт. Кроме экспортных перевозок выполняются перевозки балансов и на отечественные ЦБК: в Сегежу, Кондопогу, Сокол, Балахну. На перечисленные ЦБК балансы перевозят и суда типа Окский, Калининград (“Чешки”) и толкачи РТ с площадками.
Штабеля балансов в Вогнеме, на Волго-Балтийском канале
Балансы на Волго-Балтийском канале в Вытегре
Штабель балансов
На Волго-Балтийском канале, в нижнем бефе шлюза № 1
В виду нехватки традиционных сухогрузов, на несколько рейсов был задействован теплоход “Русич-5”
Трудяга “РТ” с площадкой. РТ с площадками транспортируют балансы к месту погрузки на суда, а также перевозят балансы с Волго-Балтийского канала по Северо-Двинскому каналу на Сокольский ЦБК.
Штабеля с березовыми балансами на берегу реки Водла в поселке Шала.
В порту Шала на Онежском озере.
Один из немногих, сохранившихся “Волго-Балтов”.
“Омский” с балансами выходит из реки Водла в Онежское озеро.
Сормовские португальской постройки также задействованы на перевозке балансов с Волго-Балта и Карелии в порты Швеции
“Караван” со стензелями. Стензеля – это стойки.
Осталось свободное пространство у надстройки, таким образом, грузовместимость выбрана не полностью, а это не очень хорошо. Сормовские португальской постройки не очень удобны и эффективны для перевозки балансов.
Вниз по Свири на просторы Балтики
Для перевозки на экспорт самым выгодным оказались суда типа Омский. Всего задействовано 7 единиц, которые находятся в собственности ПАО “СЗП”. За исключение пары штук, все остальные находятся в “убитом” состоянии и в начале навигации три из них простояли на ремонтах продолжительностью от двух недель до месяца.
“Бедолага” Омский-137. В июне он становился в док для внепланового ремонта гребных винтов, а 14 августа, в тумане, на полном ходу сел на камни на реке Свирь на 960,2 км. С камней его снимали более двух недель и сейчас судно снова стоит в доке в Вознесенье, где ему ремонтируют полученные повреждения. Снятие с камней стоило около 170 тыс долларов. Такова цена ошибок на реке.
Теплоход “Омский-137” в плавучем доке в Вознесенье. На фото плохо видно, но можно разглядеть в носовой части на днище темное пятно – это вырезанные листы поврежденные в результате посадки на камни.
Как всегда резвый СТК бежит с балансами на финскую Сайму (так называют Сайменские озера в Финляндии).
Окский с балансами на Волго-Балтийском канале
Речной трудяга
СТК отходит от места погрузки в поселке Анненский мост.
На кормовом трюме крышки не закрыли, а оставили их поднятыми.
СТ с еловыми балансами на Финляндию.
“Балахна” – теплоход типа “Калининград”, а среди речников, просто “чешка”.
Продолжение во второй части
Автор текста и фотографий капитан В.Н. Филимонов