Гибель паротурбохода ISABENA

Грузовой паротурбоход IsabenaPhotograph belongs to Stuart Smith. Фото с сайта Ships Nostalgia.

 

Паротурбоход «Isabena» – сухогруз типа «Victory» проект VC2-S-AP2, был построен в марте 1945 года на судостроительном заводе Bethlehem-Fairfield Shipyard в Балтиморе штат Мериленд. С постройки судно называлось «New Bern Victory».
Данные судна: длина – 138,7 м; ширина – 18,9 м; осадка – 8,5 м; валовая вместимость – 7200 рег. т.; чистая вместимость – 4300 рег. т.; дедвейт – 10600 тонн; главный двигатель – две паровые турбины, производства Westinghouse Electric & Mfg. Co. Мощностью 6300 кВт; скорость – 15,5 узл.
Архитектурный тип – гладкопалубное с удлиненным баком, полнонаборное (с полностью зашитым шелтердеком), с машинным отделением в надстройке, расположенной между трюмами № 3 и № 4. В пяти грузовых трюмах имелись твиндеки и верхние твиндеки. Грузовое устройство состояло из 14-ти стрел грузоподъемностью 5 тонн.
В 1947 году судно было передано в эксплуатацию судоходной компании South Africa Marine Corporation. Оно сменило название на «Constantia» и стало плавать под флагом ЮАР.
В 1969 году судно перешло панамской офшорной компании Fairwind Maritime Corporation и сменило название на «Isabena».
В 1972 году судно было зафрахтовано для лихтеровки зерна на рейде порта Карачи. Во время перегрузки зерна с танкера «Overseas Joyce», 4 июля, когда было перегружено 9400 тонн судно потеряло остойчивость и сильно накренилось. Из-за крена зерно начало пересыпаться на накрененный борт, судно опрокинулось и затонуло на рейде порта Карачи.
В условиях рейдовой перегрузки зерна в трюмах и твиндеках оставались значительные пустоты и свободные поверхности зерна. По мере загрузки судна начальная поперечная метацентрическая высота уменьшалась. По всей видимости грузовой помощник капитана допустил ошибку или недостаточно тщательно контролировал погрузку, так как судно потеряло остойчивость и у него появился постоянный крен. Из-за крена зерно начало пересыпаться в сторону накрененного борта и еще больше увеличивать крен, что еще больше ухудшило остойчивость и привело к опрокидыванию судна.
Данная авария очень похожа на аварию с паротурбоходом «Interscout», которая произошла годом ранее на рейде Читтагонга, также во время перегрузки зерна с танкера на судно.
Паротурбоход «Isabena» однотипный с паротурбоходом «Smith Voyager», погибшем во время шторма в Северной Атлантике 27 декабря 1964 года, также из-за потери остойчивости вызванной смещением зерна.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0