Гибель грузового теплохода MARANUI

 

Грузовой теплоход MARANUIФото с сайта Ships Nostalgia

Теплоход «Марануи» («Maranui») под флагом Новой Зеландии затонул во время шторма в результате потери остойчивости, вызванной смещением зерна 13 июня 1968 года в Южной части Тихого океана у берегов северного острова Новая Зеландия.
Данные судна: валовая вместимость 739 регистровых тонн; дедвейт 1042 тонн; длина 57,6 м; ширина 9,42 м; высота корпуса 4,9 м; осадка 3,7 м; скорость 11 узл. Судно было построено в 1953 году в Голландии на верфи Jac. Bodewes Scheepswerven в Хугезанде и принадлежало Новозеландской судоходной компании Northern Steam Ship Co. из Окленда. Архитектурный тип – с поднятым квартердеком, с баком, надстройкой с рулевой рубкой в кормовой части судна. Грузовое устройство состояло из шести грузовых стрел с грузоподъемностью 3 тонны. Судно предназначалось для перевозки генеральных грузов. Для перевозки зерна оно было не очень удобно, так как конструкция трюма не позволяла заполнить зерном все пространство, поэтому оставались пустоты и зерно имело возможность к смещению.
Судно вышло из порта Литтелтон, расположенного на Южном острове и с полным грузом 900 тонн пшеницы направлялось в порт Окленд, расположенном на северной оконечности Северного острова. Экипаж состоял из 15 человек, под командой капитана Давида Брюса (David Alexander Bruce) и старшего помощника капитана Роберта Ингхама (Robert Ingham).
Пройдя большую часть пути и находясь у полуострова Коромандел (Coromandel Peninsula) на траверзе залива Меркури Бэй, 13 июня 1968 года судно попало в шторм. В 11:25 под действие сильной бортовой качки и ударов высоких волн зерно в трюме сместилось и у судна появился постоянный крен 10° на левый борт.
В течение следующих нескольких часов крен судна нарастал так как началось поступление забортной воды в балластные танки левого борта через незакрытые воздушные трубы. Для уменьшения крена капитан развернул судно носом на волну, однако это привело к тому, что через открытую дверь началось затопление помещения шкиперской. Экипаж попытался закрыть дверь, однако это не удалось, потому что у двери были обломаны петли.
В 15:40 по радиотелефону капитан информировал судоходную компанию о том, что в условиях шторма от оста судно плохо управляется и что возможно придется штормовать. Штормовать – значит удерживать судно носом на волну работая, подрабатывая главным двигателем.
Крен судно быстро увеличивался и когда он достиг приблизительно 40°, в 16:05 старший помощник, по указанию капитана, передал на береговую радиостанцию Окленд-радио ZLD сообщение с сигналом срочности, в котором сообщил, что судно находится приблизительно в 25 милях к востоку от острова Меркурий (Mercury Island), крен у судна увеличивается и спросил о наличии судов поблизости.
В 17:03 судно находилось в координатах 36° 48´ южной широты и 176° 25´ восточной долготы, капитан осознал, что судно находится в критической ситуации и в любой момент может опрокинуться. По его распоряжению судно подало сигнал бедствия. Приблизительно через минуту второй помощник капитана передал сообщение, что спасательные шлюпки и плоты подготовлены к спуску.
В 17:17 капитан обнаружил на экране радиолокатора отметку судна и попросил Окленд-радио связаться с ним. Судном оказался шведский сухогруз «Мирабука» («Mirrabooka»), валовой вместимостью 8160 тонн, который под командованием капитана Торстена Валстеда (Thorsten Wahlstedt) следовало из новозеландского порта Нейпир в порт Окленд. Суда установили связь по радиотелефону и в 17:55 на «Мирабуке» увидели горящие фальшвейры на тонущем «Марануи».
В 18:15 все члены экипажа «Марануи» покинули судно и перешли на спасательный плот, так как спасательную шлюпку при крене в 45° спустить на воду не представлялось возможным.
Маневрируя в штормовом океане среди волн высотой 9 – 12 метров, капитан Валстед подвел свое судно к спасательному плоту и с него, по спущенной сетке, на борт судна успели подняться 6 человек, после чего плот отнесло от борта.
Ориентируясь по свету фонаря, который второй помощник капитана Тэйлор (Taylor) успев взять в плот при оставлении судна, капитан «Мирабука» еще шесть раз подводил свое судно к спасательному плоту, на котором были видны четыре, выбившиеся из сил человека, однако никто из них не сделал ни одной попытки добраться до борта судна. После шестой попытки спасательный плот исчез из виду и его больше не удалось обнаружить.
Визуально никто не наблюдал гибель теплохода «Марануи», однако в 18:58 он исчез с экрана радара «Мирабука». В момент исчезновения судно находилось приблизительно в координатах 36° 42′ южной широты и 176° 25’ восточной долготы. Гибель теплохода «Марануи» унесла жизни 9 членов экипажа.
Причинами гибели судна стало смещение зерна в трюме судна, которое привело к потере остойчивости судна и его затоплению. Затопление судно ускорилось по причине повреждения двери на баке судна.
У капитана была возможность зайти в ближайший порт убежища для того, чтобы переждать шторм и провести штивку зерна в трюме для спрямления судна, однако сделано этого не было.
Совокупность всех этих факторов привела к гибели судна и 9 членов экипажа.

ShipSpotting.com
© Chris Howell

Теплоход “Mirrabooka” по командованием капитана Торстена Валстеда (Thorsten Wahlstedt) спас шесть членов экипажа с затонувшего теплохода “Maranui”.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0