Гибель грузового теплохода «Braga»

Теплоход «Брага» («Braga») под флагом Португалии затонул во время шторма в Бискайском заливе 27 января 2009 года.
Данные судна: валовая вместимость 1921; дедвейт 2590 тонн; длина 89,7 м; ширина 11,32 м; осадка 4,2 м. Корпус судна был построен на верфи Severnav S.A. в Румынии, затем его отбуксировали в португальский порт Фигурейра да Фоз (Figueira Da Foz), где на верфи Estaleiros Navais do Mondego его достроили и наполнили механизмами. В 2003 году строительство судна было закончено и началась его эксплуатация. Судно несло флаг Португалии и было приписано к порту Фуншал, на острове Мадейра. Судовладелец Naveiro – Transportes Marítimos Lda, в предместье Лиссабона – Эсторил (Estoril).
Судно совершало рейс с грузом пшеницы из французского порта Ла-Палис в португальский порт Лейшойнш. Находясь в 70 милях к Северо-Западу от побережья Галисии в Испании 24 января 2009 судно попало в жестокий шторм. Судно получило постоянный крен на левый борт и через три дня во время спасательной операции затонуло. Капитан скончался от инфаркта во время эвакуации экипажа спасательным вертолетом.

Гибель теплохода Braga в Атлантическом океане

Фото из журнала «Maritime Accident Review 2009». Издаваемого Европейским Агентством по Морской Безопасности (European Maritime Safety Agency). Стр. 14.

Считается, что судно получило постоянный крена на левый борт и затонуло от поступления забортной воды в корпус судна, только вот причина поступления воды не указывается.
Однако эта вервия вызывает сильные сомнения. Судно было построено в 2003 году и к январю 2009 года ему было менее шести лет, а в таком возрасте такие суда находятся еще в довольно приличном техническом состоянии. Кроме того, незадолго до аварии, в 2008 году, оно прошло первое после постройки освидетельствование на класс.
Не понятно, как и куда именно начала поступать вода, что привело к появлению постоянного значительного крена. На судне имелись как минимум два балластных насоса сравнительно большой производительности, которые исходя из возраста судна должны были быть в весьма приличном состоянии и иметь почти расчётную производительность. Таким образом, если бы началось поступление воды в балластный танк или даже в два балластных танка, то балластные насосы должны были бы справиться с поступающей водой.
Если вода поступала со скоростью, превышающей производительность балластных насосов, то это могло произойти только, если корпус судна получил значительные повреждения.
Сомнения, что первичной причиной возникновения крена явилось поступление воды в корпус судна, вызывает также наличие крена на левый борт. При ветре и волне в правый борт, более вероятно поступление воды в балластные танки правого борта и в этом случае у судна должен был появиться крен на правый борт. Однако на фото видно, что судно накренилось на левый борт.
На судне типа «Braga» пшеница может быть погружена без оставления свободного пространства в трюме, только если в трюме будут установлены передвижные зерновые переборки. Получившийся таким образом трюм заполняется зерном полностью, однако в этом случае грузоподъемность судна будет выбрана неполностью.
С большой долей вероятности можно предположить, что судовладелец дал указание капитану грузить зерно по грузовую марку. В этом случае неизбежно появление свободного пространства и свободной поверхности зерна в одном из трюмов, если устанавливались переборки, или в одном трюме, если их не устанавливали для разделения трюма.
Вернее всего, что в трюме осталось свободное пространство, возможно около 50 – 100 сантиметров.
Во время жестокого шторма, сильной бортовой и килевой качки, и от сильных ударов волн, пшеница неизбежно должна была сместиться, причем при ветре и волне в правый борт, сместиться на левый борт.
Кроме того, сохранение плавучести судна в течение трех суток, с постоянным креном на борт, при котором погрузились под воду воздушные трубы всех балластных танков левого борта, а также вентиляционные лючки, может свидетельствовать, что крен был вызван именно смещением зерна, а затем, через ушедшие под воду воздушные трубы началось поступление воды в балластные танки.
По мере поступления воды в балластные танки левого борта крен судна нарастал, и оно все больше погружалось в воду, что уменьшало его запас плавучести.
Характер бедствия данного судна полностью совпадает с характером гибели судов от смещения зерна: «Huntscliff», «Tresillian», «Greenville», «Ambassador», «Smith Voyager», поэтому напрашивается вывод, что и оно погибло по этой же причине.
Разумеется, что при наличии грузового плана и расчета остойчивости можно было бы более точно сделать вывод о причинах появления крена и гибели судна. Однако их в свободном доступе обнаружить не удалось.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0