В соответствие с требованиями Конвенции СОЛАС/74 (International Convention for the Safety of Life at Sea – SOLAS/74), Глава III – «Спасательные средства и устройства», Часть В – «Требования к судам и спасательным средствам», Правило 3 – «Учения», Параграф 3.4.6, дежурные шлюпки, с расписанной на них командой, насколько это целесообразно и практически возможно, должны один раз в месяц спускаться на воду и маневрировать на воде. В любом случае дежурная шлюпка должна спускаться на воду по меньшей мере один раз в 3 (три) месяца.
На практике, на большинстве грузовых судов, дежурные шлюпки спускают на воду с расписанной командой один раз в три месяца. Каждый месяц спускать не получается, потому что, то не позволяют этого сделать портовые власти, то условия стоянки, например сильное течение или волнение, то погодные условия, то эксплуатационные условия, например в период стоянки в порту или на рейде ведутся неотложные ремонтные работы, которые нет возможности отложить и т. д. и т. п.
Вот и наше судно стояло в выходные дни на якоре на рейде норвежского порта Танангер в ожидании погрузки рыбной муки из чилийского анчоуса, и команда не упустила отличную возможность провести учебную тревогу «Человек за бортом» со спуском дежурной шлюпки, а заодно, провести показательную тренировку по использованию гидрокостюма, включая прыжок в воду с высоты около 3,5 метров. Не переживайте, капитан никого не подвергал риску, так как он сам и прыгнул, тем самым продемонстрировав остальным членам команды, как это надо делать и как это выглядит со стороны. К сожалению, в последние 10 лет произошла значительная деградация профессионального уровня моряков и они боятся спускать шлюпки на воду, садиться в них и маневрировать на воде, особенно они боятся спускаться в шлюпках, которые спускаются на воду способом свободного падения (free–fall lifeboat), поэтому многое приходится выполнять самим капитанам, однако многие коллеги не заморачиваются и на некоторых судах шлюпки не спускаются годами, хотя записи разумеется в судовом журнале делаются и соответствующие формы о проведении тревог заполняются и отправляются судовладельцу.
На якоре на рейде норвежского порта Танангер, погожие сентябрьские выходные.
Грузовая марка и марки углубления (осадки) на миделе покрашены и хорошо различимы.
Перед прыжком.
Всё готово и сейчас сиганёт за борт.
Не забываемые ощущения, особенно когда из гидрокостюма с фырканьем вырывается, находящийся в нём воздух.
Необходимо находиться на спине, лицом к верху, так безопаснее, удобнее и практичнее. Помните, как забавно лежат на спине, брюшком к верху, одни из самых милых морских животных – дальневосточные каланы, так что моряки просто позаимствовали у этих смышленых животных такое положение. Лицо меньше заливается и забрызгивается водой, рот и нос максимально подняты над водой, намного меньше затрачивается усилий для передвижения по воде – греби себе руками, хоть поочередно, а хоть и одновременно двумя.
Сигнальный свисток вещь необходимая, спасатели его естественно не услышат, а вот птиц всяких хищных отпугивать – в самый раз.
Команда дежурной шлюпки отрабатывает маневр подхода к находящемуся в воде человеку (а в некоторых случаях, к сожалению, к телу).
Команда дежурной шлюпки должна конечно иметь на голове головные уборы, в зависимости от погодных условий, однако, чтобы каски не мешали, капитан разрешил их не одевать. А моряки, знаете ли, любят всякие там послабления и отступления от правил, у них от этого, почти всегда, настроение улучшается.
Так вот, не спеша и отбуксировали тело капитана к борту судна.
Ну а дальше он сам поднимется по шторм-трапу на борт.
Практические занятия и тревога закончены, разбор учений проведен и капитан имеет полное право, и с чистой совестью погонять на шлюпке по рейду.
Такие дни очень положительно влияют на моряков, так как вносят разнообразие в их монотонные будни.
Понеслись!
Автор текста и фото капитан В.Н. Филимонов