Судовое расписание по тревогам

 

Судовое расписание по тревогам, это основной документ по организации борьбы за живучесть судна, спасению экипажа и пассажиров.
В Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море – СОЛАС, в Главе III «Спасательные средства и устройства», в Правиле 8 и Правиле 37 «Расписание по тревогам и инструкции на случай чрезвычайной ситуации», приведены требования предъявляемые к Судовым расписаниям по тревогам.
Судовое расписание по тревогам обязательно должно быть на каждом судне.
Расписание должно быть составлено на рабочем языке судна, если иное не требуется государством флага судна. На пассажирских судах кроме того расписание должно быть составлено на английском языке.
Экземпляры Судового расписания по тревогам должны быть вывешены на видных местах по всему судну, в том числе в рулевой рубке, машинном отделении, а также в жилых помещениях. Обычно в жилой надстройке оно вывешивается в коридоре вблизи кают-компании, а также может вывешиваться в коридоре каждой палубы надстройки.
Рекомендуется иметь один экземпляр расписания по тревогам в папке «Аварийная», если она предусмотрена Судовой СУБ.
В Судовом расписании по тревогам должно быть ясно указано:
1. Описание сигнала общесудовой тревоги.
2. Содержание речевого объявления общесудовой тревоги, объявляемого по общесудовой громкоговорящей связи.
3. Каким образом будет дана команда по оставлению судна.
4. Конкретные действия каждого члена экипажа и пассажиров по сигналу общесудовая тревога.
5. Лица командного состава ответственные за поддержание спасательных и противопожарных средств в исправном состоянии и постоянной готовности к немедленному использованию. Как правило, должен быть указан помощник или помощники капитана и механики, отвечающие за техническое обслуживание и готовность к использованию пожарных насосов и других систем пожаротушения.
6. Заместители ответственных лиц, которые в аварийной ситуации, по каким-либо причинам, могут оказаться недееспособными. Для капитана указывается старший помощник капитана, для старшего механика указывается второй механик, для старшего электромеханика второй электромеханик, для командира аварийной партии следующий по званию помощник капитана, например, если командиром АП является старший помощник, то заместителем командира АП назначается второй помощник.
В каждом Судовом расписании по тревогам обязанности членов экипажа должны включать:
1. Герметизацию судна, включая закрытие противопожарных дверей, иллюминаторов, световых люков, вентиляционных лючков, водонепроницаемых дверей, клапанов, шпигатов и других подобных отверстий.
2. Пополнение снабжения в спасательных шлюпках и плотах, питьевой водой, теплыми одеялами, продовольствием, пиротехникой и другими предметами способствующими выживанию на спасательном средстве в зависимости от района плавания.
3. Доставку в спасательное средство переносных УКВ радиостанций, аварийного радиобуя – АРБ, радиолокационных ответчиков.
4. Подготовку к спуску на воду спасательных шлюпок и плотов, в том числе отдачу креплений, расчехление, разнос фалиней, вываливание за борт эвакуационного шторм-трапа, запуск двигателя, управление спускным устройством.
5. Общую подготовку других спасательных средств.
6. Сбор пассажиров к местам посадки в спасательные средства.
7. Использование средств связи.
8. Комплектование аварийной партии – АП по борьбе с пожаром.
9. Специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и систем, в том числе доставку к месту экипировки снаряжений пожарных, дыхательных аппаратов, переносных УКВ радиостанций для пожарных.
10. Подготовку аптечки первой помощи и средств эвакуации пострадавших.
На пассажирских судах в расписании по тревогам обязанности членов экипажа должны включать:
1. Предупреждение пассажиров.
2. Наблюдение, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты и чтобы на них были правильно одеты спасательные жилеты.
3. Сбор пассажиров на местах сбора и посадки в спасательные средства.
4. Обеспечение порядка в коридорах и на трапах, общее управление движением пассажиров.
5. Обеспечение подачи запаса одеял в спасательные шлюпки и плоты.
Судовое расписание по тревогам должно быть составлено до выхода судна в море. Если за время стоянки в порту сменился кто-либо из членов экипажа, то соответствующие изменения должны быть внесены в расписание.
На пассажирских судах форма Судового расписания по тревогам должна быть одобрена администрацией флага судна.
На грузовых судах форма Судового расписания может быть любая, главное, чтобы его содержание соответствовала вышеперечисленным требованиям Конвенции СОЛАС.
Как правило, на судне находящемся в эксплуатации, уже имеется составленное Судовое расписание по тревогам и помощнику капитана ответственному за его корректуру, необходимо вносить соответствующие изменения.
Обычно у помощника ответственного за составление Судового расписания по тревогам возникают трудности, когда необходимо составить расписание, как говорится «с чистого листа». Если под рукой не окажется подходящего образца, то необходимо для каждого вида тревоги составить свой алгоритм действий, с учетом перечисленных выше требований и имеющихся на судне конкретных спасательных и противопожарных средств и распределить обязанности между всеми членами экипажа, с учетом их физических возможностей. Если имеется возможность, то желательно выбирать в аварийную партию для одевания снаряжения пожарного и работе в дыхательном аппарате более молодых и физически крепких членов экипажа.
На судах под флагом России Судовое расписание по тревогам составляют старший помощник и старший механик, а затем обязательно утверждает капитан своей подписью. Без подписи капитана расписание по тревогам не действительно. С момента его подписание оно становится официальным судовым документом.
Следует обращать внимание на то, чтобы обязанности членов экипажа в Судовом расписании по тревогам соответствовали обязанностям, указанным в каютных карточках. Особенно в тех случаях, когда в судовое расписание вносятся изменения в обязанности. Многие забывают вносить соответствующие исправления и в каютные карточки.
Любые несоответствия в Судовом расписании по тревогам являются серьезным несоответствием требованиям Конвенции СОЛАС и могут привести к задержанию судна.


Автор капитан В. Н. Филимонов

0