Пожарные рукава

 

Пожарные шланги обязательно входят в противопожарное снабжение каждого судна. Размер и количество пожарных шлангов зависит от размеров судна. Пожарные шланги должны быть исправными и всегда готовыми к применению. Пожарные рукава должны проверяться не реже одного раза в месяц.

Пожарные рукава должны соответствовать требованиям Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море – СОЛАС (SOLAS – International Convention for the Safety of Life at Sea).
Требования по количеству рукавов и их длине изложены в Главе II-2, Часть С, Правило 10.
Пожарные рукава должны изготавливаться из негорючего материала, одобренного Администрацией флага.
Пожарные рукава должны иметь достаточную длину, чтобы подать струю воды в любое место в помещении, в котором они могут потребоваться для тушения пожара.

Длина пожарных рукавов

Длина рукава должна быть не менее 10 метров, однако для некоторых помещений, палуб и размеров судна установлено ограничение длины:
В машинном отделении не более 15 метров.
В прочих помещениях и на открытых палубах не более 20 метров.
На открытых палубах судов ширина которых превышает 30 метров не более 25 метров.
Если для каждого пожарного гидранта водяной системы пожаротушения не предусмотрен отдельный пожарный рукав с пожарным стволом, то должна быть обеспечена полная взаимозаменяемость пожарных рукавов и стволов.

Число пожарных рукавов 

На грузовых судах число пожарных рукавов устанавливается в зависимости от валовой вместимости.
На судах валовой вместимостью 1000 и более, должен быть одни пожарный рукав на каждые 30 метров длины судна и один запасной, но ни в коем случае не менее пяти. В это число не входят рукава, необходимые для машинного или котельного отделений. Администрация может увеличить количество требуемых пожарных рукавов, с тем чтобы обеспечить наличие и доступность рукавов в достаточном количестве в любое время, с учетом типа судна и района плавания. Суда, перевозящие опасные грузы в соответствии с правилом 19, должны иметь 3 пожарных рукава со стволами, в дополнение к тем, которые указаны выше.
На судах валовой вместимости менее 1000, количество пожарных рукавов должно быть так же, как указано выше. Однако количество рукавов ни в коем случае не должно быть меньше трех.

Диаметр сопла пожарного ствола

На судах применяются пожарные стволы со стандартными размерами сопла 12 мм, 16 мм и 19 мм или максимально близкими к ним. Сопла большего диаметра могут быть разрешены по усмотрению Администрации.
Для жилых и служебных помещений должны использоваться стволы с размерами сопла не более 12 мм.
В машинных помещениях и на открытых палубах размер сопла должен быть таким, чтобы получить максимально возможное количество воды из двух струй при давлении, указанном ниже, от самого маленького насоса, при условии, что пожарный ствол имеет сопло размером более 19 мм.

Пожарные стволы должны быть одобренного типа и иметь два режима: распыление и компактную струю, а также иметь механизм прекращения подачи воды через сопло.

Требования к судам перевозящим опасные грузы

На судах перевозящих опасные грузы дополнительно должно быть три пожарных рукава и три ствола.

Давление в пожарной магистрали

Минимально допустимое давление во всех гидрантах пожарной магистрали должно быть:
На грузовых судах валовой вместимостью 6000 и более, не менее 0,27 N/мм².
На грузовых судах валовой вместимостью менее 6000 не менее 0,25 N/мм².
На пассажирских судах валовой вместимостью 4000 и более, не менее 0,40 N/мм².
На пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000, не менее 0,30 N/мм².
Максимальное давление в гидранте не должно превышать давление, при котором возможно эффективное обращение с пожарным рукавом и стволом.

Крепление пожарных рукавов на соединительной гайке

Насаженный на соединительную гайку пожарный рукав должен крепиться при помощи сталистой низкоуглеродистой мягкой проволоки (Low-carbon wire). Применяется проволока диаметром 1,6 и 1,8 мм. Для пожарных рукавов диаметром 150 мм используют проволоку диаметром 2,0 мм.

фотоПроволока должна удовлетворять требованиям ГОСТ 792-67 «Проволока низкоуглеродистая качественная».
Временное сопротивление разрыву для проволоки всех диаметров должно быть не менее:
390 Н/мм (40 кгс/мм) – для проволоки без покрытия.
360 Н/мм (37 кгс/мм) – для проволоки имеющей оцинкованное покрытие.
Крепление пожарных рукавов на соединительной гайке хомутами или иными средствами запрещается, если только такой способ не одобрен Администрацией флага.

Перекатка пожарных рукавов

Пожарные рукава должны перекатываться не реже 1 раза в год и обязательно после сушки. Перекатка производится на новое ребро со сдвигом на 90 градусов. Регулярная перекатка пожарных рукавов значительно продлевает их срок эксплуатации.

 

пожарный гидрант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожарный гидрант с маркировкой.

 

 

шкаф для шланга

пожарный шланг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ящик для хранения пожарного рукава.                                      Пожарный рукав, ствол и ключ.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+