Порядок оставления судна в случае бедствия — Балтийский Ллойд

Порядок оставления судна в случае бедствия

 

Вчера в Северном море на одном фидерном контейнеровозе произошел случай, который наглядно продемонстрировал, что многие моряки не обучены правильным действиям при оставлении, терпящего бедствие судна. Причем их не обучили в береговом тренажерном центре, хотя у них на руках имеется сертификат о прохождении обучения, а также не обучали правильным действиям на судах, во время обязательных ежемесячных учений по оставлению судна (Abandon ship drill).

Суть произошедшего заключается в следующем. Поздно вечером, в Северном море, фидерный контейнеровоз совершал переход между двумя портами, когда на нем произошло обесточивание судна (black-out). При обесточивании возникла неисправность в панели подачи аварийных сигналов и самопроизвольно включился сигнал «Оставление судна» (Abandon ship alarm).

В возникшей нештатной ситуации капитан судна допустил ошибку и не дал команду объявить по внутрисудовой связи о том, что сигнал по оставлению судна ложный, никакой угрозы для судна и экипажа не существует, и поэтому покидать судно нет необходимости. Некоторые члены экипажа, услышав звуковой сигнал «Оставление судна», прибыли на место сбора экипажа (Master Station).

В то время как в машинном отделении старший механик со своим помощником запускали вспомогательный двигатель, чтобы подать электропитание в судовую систему энергоснабжения, а в рулевой рубке капитан и старший помощник пытались остановить подачу сигнала, матросы начали посадку в само-сбрасываемую спасательную шлюпку (Free-fall life-boat) и уже намеревались покинуть на ней судно, когда заметивший их действия и узнавший их намерения боцман, сообщил об этом в рулевую рубку капитану. Капитан отправил старшего помощника к спасательной шлюпке, чтобы он предотвратил несанкционированное оставление судна матросами на спасательной шлюпке. Старпом успел прибыть к шлюпке до её сброса и остановил матросов.

Случай прямо-таки дикий. Действия моряков не укладываются ни в какие требования Конвенции СОЛАС (SOLAS) и МКУБ (ISM) и говорят о вопиющей неподготовленности моряков к действиям в аварийных ситуациях и об отсутствии в данной судоходной компании на судах обязательных ежемесячных учений и тренировок по оставлению судна, в частности по действиям экипажа в случае оставления судна и по порядку оставления судна на само-сбрасываемой спасательной шлюпке.

картина

Фото взято из журнала Береговой Охраны США «Proceedings of the MERCHANT MARINE COUNCIL» №1 за январь 1957 года.

Как мы уже упомянули выше, в случае ложного срабатывания аварийного сигнала по оставлению судна, капитан обязан объявить экипажу, что сигнал ложный, угрозы судну и экипажу нет. Затем направить к месту сбора экипажа одного из своих помощников, чтобы он объяснил морякам, которые все-таки прибудут, что они могут возвратиться в каюты. Разумеется, можно и не делать никакого объявления по внутрисудовой связи, а дождаться сбора экипажа на месте сбора и объявить о ложном сигнале.

Действия по сигналу «Оставление судна»:

  1. Команду и сигнал по оставлению судна подается по команде капитана или лица командного состава судна, принявшего командование судном, при недееспособности капитана.
  2. Каждый член экипажа услышав сигнал и/или команду «Оставление судна», обязан одеться по сезону, взять спасательный жилет и спасательный костюм и как можно быстрее прибыть на место сбора экипажа. Личные вещи брать запрещается.
  3. Прибыв на место сбора, моряк должен доложить о прибытии лицу командного состава, осуществляющему командование на месте сбора и находиться на месте сбора в ожидании указаний начальства.
  4. По команде капитана или его помощника, организованно занять свое место в спасательной шлюпке.
  5. В зависимости от расписания по тревогам, каждый моряк должен выполнять предписанные ему обязанности при оставлении судна.

 

Запрещается:

 

Садиться в спасательные шлюпки без команды капитана или его помощника.

В любом случае, прежде чем приступить к посадке в шлюпки, моряки обязаны оказать помощь пострадавшим членам экипажа и другим лицам, находящимся на судне, а также удостовериться, что никто не останется на судне после сбрасывания шлюпки.

 

Что моряки сделали неправильно:

 

  1. Прибыв на место сбора экипажа, начали посадку в спасательную шлюпку и подготовку её к спуску (сбрасыванию) без команды капитана и в отсутствии помощников капитана или других лиц командного состава, принявших на себя командование судном.
  2. Не предприняли действий для поиска отсутствующих членов экипажа и оказания им помощи.
  3. Оставив судно, лишали оставшихся на борту членов экипажа возможности спастись, то есть, своими действиями моряки создавали угрозу для жизни других членов экипажа.

 

Заключение

В соответствие с требованиями Конвенции СОЛАС (Часть III, Правило 19), на каждом судне, ежемесячно должна проводиться учебная тревога по оставлению судна, во время которой ответственные лица командного состава должны объяснять всем членам экипажа их обязанности при оставлении судна, а также порядок оставления судна. За проведение тревог на судне отвечает капитан.

В соответствие с требованиями Международной конвенции по безопасной эксплуатации судов – МКУБ, судоходная компания, у которой находится в эксплуатации судно, обязана контролировать проведение тревог и тренировок.

Как показал произошедший случай, в данной компании и на данном судне требования обеих конвенций не соблюдаются и фактически данная компания не соответствует своему Документу о соответствии требованиям МКУБ (Document of Compliance–DOC), а судно Международному Сертификату о Безопасной Эксплуатации    (International Safety Management Certificate).


Автор капитан В.Н. Филимонов