Для осуществления связи в направлении «судно – берег», «берег – судно» и «судно – судно», в ГМССБ применяются следующие виды основных подсистем:
Система цифрового избирательного вызова наземной связи.
Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) встроен в радиостанции MF, HF и VHF диапазона для обеспечения быстрого и надежного средства связи в направлении «судно — берег», «берег — судно» и «судно — судно». Система ЦИВ обеспечивает вызов какой-либо конкретной станции или группы станций в автоматическом режиме и позволяет осуществлять передачу и прием сообщений всех типов, от повседневных до категории бедствия. Эта автоматизированная система вызова используется в качестве первичного (основного) средства связи с другими станциями.
Система ЦИВ оптимизирована для использования в чрезвычайных ситуациях, а предупреждение о бедствии включает информацию о судне, терпящего бедствие, о последнем записанном местоположении, а также может включать характер бедствия.
Система спутниковой связи.
Спутниковые системы связи способны предоставлять полный спектр услуг связи, охватывающих все общие требования к связи, а также функции бедствия и безопасности в пределах зоны покрытия сети. К ним относятся системы Инмарсат — В и Инмарсат – С. Разумеется могут быть использованы и другие коммерческие спутниковые системы, установленные на судне, например, Иридиум.
Система информации о безопасности на море (ИБМ).
Для распространения информации о безопасности на море используются два основных метода: NAVTEX для трансляций в прибрежные воды, примерно в 200 морских милях от берега, и SafetyNET для трансляций, которые охватывают все воды земного шара, за исключением морской области A4. HF NBDP также может использоваться для передачи информации о безопасности на море в районах, не относящихся к зоне SafetyNET или NAVTEX, в частности для морского района A4.
Многие прибрежные власти также передают информацию о безопасности на море с помощью радиотелефонии в определенное время и на рабочих каналах связи.
Система аварийных радиомаяков.
Аварийные сигналы, передаваемые аварийными радиобуями — АРБ (EPIRB) доступны через спутниковую систему Коспас-Сарсат, которая предназначена для передачи сигналов тревоги в случае бедствия и определения местоположения терпящих бедствие, с использованием космических аппаратов и наземных средств для обнаружения сигналов сигнальных маяков, работающих на частоте 406 МГц. АРБ (EPIRB) самовсплывающие и сразу после всплытия автоматически начинают передавать сигналы.
Система определения местоположения.
Для поиска, терпящего бедствие судна, применяются поисково-спасательные радиолокационные устройства, которые могут обнаруживать портативные радиолокационные маяки-ответчики — SART, либо AIS-SART.
SART — портативный радиолокационный ответчик, который предназначен для подачи сигнала обнаружения при облучении его радаром с частотой 9 ГГц (длина волны 3 см).
AIS-SART работает, отправляя координаты места судна, которые могут быть прочитаны приемником AIS на спасательном судне.
Система связи на месте бедствия.
Система связи на месте бедствия (on-scene) позволяет осуществлять радиосвязь в ближним и среднем диапазонах, в ходе поисково-спасательной операции. Обычно это достигается за счет использования переносных радиотелефонных УКВ (называемых двухсторонней УКВ радиотелефонной аппаратурой), работающих на морских каналах, а также, на авиационных каналах радиосвязи на ультракоротких волнах.