Лампа дневной сигнализации

На каждом судне, в рулевой рубке, где-нибудь в укромном уголке, годами пылится, никем и никогда не используемое устройство, с виду напоминающее ручной фонарь. На вопрос любопытного практиканта, что это за устройство, от разных помощников он может услышать разные названия, одни скажут, что это «Лампа Ратьера», другие – «Алдис», третьи – «Устройство для связи», и тому подобные названия. В общем-то они все правильные и говорят о том, что штурмана имеют общее представление об этом устройстве.
Разница в названиях вызвана тем, что кроме официального названия, у него имеются собственные, скажем национальные названия.
Официальное название устройства приведено в Конвенции СОЛАС, Главе V «Безопасность мореплавания», Правиле 19 «Требования к судовым навигационным системам и оборудованию», параграф 2.2:

«Все суда водоизмещением 150 тонн и более, и все пассажирские суда не зависимо от размеров должны, в дополнение к требованиям параграфа 2.1, быть оборудованы:
.2 Лампой дневной сигнализации или другим устройством, для связи при помощи световой сигнализацией днем и ночью, использующем источник электроэнергии не только от судовой сети.»

Таким образом официальное название сего устройства, Лампа дневной сигнализации.

На дореволюционных русских судах и кораблях, а затем на советских и в наше время на российских, данную лампу называют «Лампой Ратьера» (La ratiére), которое пришло в наш флот от французского сигнального фонаря с угловым освещением.

На английских судах и большинстве европейских судов, используется английская сигнальная лампа под названием «Алдис» (ALDIS lamp). Название лампы происходит от фамилии её английского изобретателя Arthur Cyril Webb Aldis, который изобрел лампу в конце 19-го века для нужд Королевского военно-морского флота.

Данные лампы дневной сигнализации были изобретены для скрытой связи между военными кораблями. Связь осуществлялась посредством передачи световых сигналов узким лучом направленного света, который был виден только с корабля, на который передавались сигналы.

На современных торговых судах лампы дневной сигнализации предназначены для связи с другими судами посредством световых сигналов, передаваемых азбукой Морзе или световыми сигналами соответствующих флагов МСС-65 (International Code of Signals), который обязательно должен быть на борту каждого судна в соответствие с Конвенцией СОЛАС, Главой V «Безопасность мореплавания», правилом 21.

Разумеется, многим, использование лампы дневной сигнализации, кажется жутким анахронизмом и вещью практически невозможной. Однако, не стоит быть столь категоричными, так как в некоторых случаях лампа дневной сигнализации используется до сих пор.

Приведем несколько возможных случаев использования лампы дневной сигнализации для передачи следующих сигналов:

1. «Мне требуется помощь» –     ВИКТА                          • • • —                     флаги мсс-65

2. «Вы идете к опасности» –      ЮНИФОРМ                     • • —                       флаг мсс

3. «Остановите немедленно свое судно» –   ЛИМА          • — • •                   флаг мсс-65

4. «Я хочу установить с вами связь» –  КИЛО                  — • —                     флаг мсс

 

Данные сигналы может передавать судно, у которого по каким-либо причинам нет возможности использовать для передачи УКВ связь или наоборот вахтенный помощник не слышит вызывающего его судно, так как у него выключен приемник УКВ или он не исправен, но это вовремя не обнаружилось.

Как уже указывалось выше в правиле из Конвенции СОЛАС, для лампы дневной сигнализации должен быть предусмотрен источник питания отличный от основной системы электроснабжения. Поэтому лампы в основном имеют 24 В.

Простенькая Лампа дневной сигнализации на современном контейнеровозе китайской постройки.

лампа лампа

 

 

 

 

 

 

 

Круглая кнопка для передачи световых сигналов.

лампа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

розеткарозетка

 

 

 

 

 

 

 

 

Розетки на 24 Вольта.

 

Инспектора портового контроля любят проверять состояние, исправность и комплектность лампы дневной сигнализации, особенно их интересует количество запасных лампочек. В соответствие с Резолюцией ИМО MSC. 95(72) “Performance Standards for Daylight Signalling Lamps”, параграф 8, каждая лампа дневной сигнализации должна иметь как минимум три запасные лампочки.

Лампа дневной сигнализации должна иметь портативную аккумуляторную батарею и общий вес лампы с батареей не должен превышать 7,5 кг.

Емкость батареи должна обеспечивать работу лампы в течение не менее 2 часов.

устройство

На фото лампа дневной сигнализации в ящике для хранения.


Автор капитан В.Н. Филимонов

4+