Авария паротурбохода Interscout

 

Паротурбоход Interscout

Паротурбоход был построен в 1946 году на судостроительном заводе North Carolina Shipbuilding Co. – George A. Fuller & Co., в порту Уилмингтон, штат Северная Каролина, для нужд Морской Комиссии США и относился к типу грузовых судов C2-S-AJ5. Судно получило название «American Scout» и было передано в эксплуатацию судоходной компании United States Lines Inc. (U.S.L Delaware, Chapman) из Нью-Йорка.
Данные судна: длина – 139,9 м; ширина – 19,2 м; осадка – 8,00 м; валовая вместимость – 8228 рег. т.; дедвейт – 9800 тонн; главный двигатель – паровая турбина; скорость – 15,5 узлов.
Архитектурный тип судна – гладкопалубное, полнонаборное (с полностью зашитым шелтердеком), с машинным отделением в надстройке, расположенной между трюмами № 3 и № 4, с крейсерской (закругленной) кормой. В пяти грузовых трюмах имелись твиндеки, а в № 1 – № 4 еще и верхние твиндеки. Грузовое устройство состояло из 14-ти грузовых стрел грузоподъемностью 5 тонн и 2-х тяжеловесных стрел – 30 тонн у трюмов № 3 и № 4.
По сравнению с судами предыдущих проектов жилые помещения были значительно улучшены и в каждом была холодная и горячая вода – по тем временам неслыханная роскошь.
В рулевой рубке было установлено самое современное навигационное оборудование, в том числе гирокомпас и радиостанция, а позднее к ним добавился и радиолокатор.
В 1969 году паротурбоход был продан офшорной компании и продолжил эксплуатироваться с новым названием «Interscout», под флагом Панамы, совершая трамповые рейсы.
В одном из таких рейсов судно было задействовано на лихтеровке зерна на рейде порта Читтагонг в Бангладеш. Во время перегрузки зерно с танкера «Esso New Orleans» 9 октября 1971 года судно внезапно накренилось. Из-за крена началось пересыпание зерна в сторону накрененного борта и крен начал увеличиваться. Чтобы предотвратить опрокидывание судна было принято решение отбуксировать его на мелководье. Однако сделать это не успели, так как судно легло на борт и затонуло на рейде Читтагонга. Экипаж успел безопасно покинуть судно и никто не погиб.
Как уже упоминалось выше, все трюма имели нижний трюм и твиндек, а трюма с первого по четвертый имели еще и верхний твиндек. В условиях рейдовой перегрузки зерна в трюмах и твиндеках оставались значительные пустоты и свободные поверхности зерна. По мере загрузки судна начальная поперечная метацентрическая высота уменьшалась. По всей видимости грузовой помощник капитана допустил ошибку или недостаточно тщательно контролировал погрузку, так как судно потеряло остойчивость и у него появился постоянный крен. Из-за крена зерно начало пересыпаться в сторону накрененного борта и еще больше увеличивать крен, что еще больше ухудшило остойчивость и привело к опрокидыванию судна.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0