Транспортировка грузов в Калининград — Балтийский Ллойд

Транспортировка грузов в Калининград

 

Сегодня стал доступен перечень товаров, запрещённых для перевозки через территорию Литвы в Калининградскую область, пролистав который, создалось впечатление, что запрещено все, кроме продуктовых и медицинских товаров. Также становится очевидным, что большее число запрещенных товаров, доставлялось в область автомобильным транспортом, поэтому количество товаров и грузов, которые придется доставлять по Балтийскому морю существенно возрастет, пожалуй что в несколько раз и озвучиваемые ранее «до 40%» уже не кажутся нереальными, пожалуй, что даже несколько заниженными и потребуется доставка почти 50% товаров, необходимых для нормальной жизни и хотя бы небольшого развития области. Если ранее озвученные 20 миллионов тонн верны, то потребуется транспортировать по морю почти 10 миллионов тонн. В нашей вчерашней статье для перевозки 2 миллионов тонн нам потребовалось 24 судна река-море плавания дедвейтом примерно по 3500 тонн каждое. Очевидно, что 8 миллионов потребуют и большего числа судов и увеличения их тоннажа и использования судов других типов. Вообще, непрерывное снабжение удаленного региона всем необходимым в количестве 10 миллионов тонн, это сверх трудная транспортная задача, которую непрофессионалы, за пару собраний, ну, ни при каких условиях не решат, на это потребуются годы.

Рассмотрим, что добавилось за последние сутки. Губернатор Калининградской области заявил, что 25 июня на линию Бронка — Калининград выходит судно «Холмогоры», а так же, что на Балтике имеется большое число судов, которые готовы немедленно приступить к перевозке грузов в Калининградскую область. При этом излучаемый им оптимизм, мягко говоря, настораживает специалистов торгового флота, которые понимают трудность решения возникающей перед страной задачи, да и судов разумеется нет, по большей части суда мало пригодные для работы на данной линии, правда для начала подойдет все, что ни попадя, потом, в процессе эксплуатации на линии останутся и появятся наиболее подходящие.

10 миллионов тонн, много это или нет? Для сравнения, по итогам 1990 года грузооборот  Ленинградского морского торгового порта составил 9,8 миллионов тонн, при этом большинство причалов порта были заняты суда почти все время. Грузооборот Калининградского порта в 2008 году составил 15,4 миллиона тонн, что стало рекордным со времени развала СССР, в 2021 году — 10,65 миллиона тонн, сказывается влияние западных санкций. Таким образом, переработка портом 8 миллионов тонн приведет к значительной загрузке портовых мощностей и по крайней мере, не оставит портовиков без работы, так как после 24 февраля порт практически стоит пустой.

Итак, 8 миллионов тонн грузов — это много и потребует напряженной работы портовиков, моряков, экспедиторов, РЖД, областных автоперевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей.

Теперь следует немного рассказать о судне «Холмогоры». Это типичный немецкий фидерный контейнеровоз небольшого размера, построенный для перевозки контейнеров между портом Гамбург и портами Балтийского моря. Судно было построено в далеком 1995 году на судостроительном заводе Kroger Werft GmbH, в германском городе Рендсбург, расположенном на Кильском канале и называлось «Jenna Catherine». До конца 2007 года судно находилось в собственности у немецких судовладельцев, а с января 2008 года его собственником стало Северное морское пароходство, находящееся в Архангельске, поэтому неудивительно, что первому, в составе пароходства, «западному» контейнеровозу, дали название «Холмогоры», кстати, второе, однотипное судно, назвали соответственно, «Михаил Ломоносов» и в настоящее время оно стоит в порту Новороссийск. 

Судно «Холмогоры» зарегистрировано в Российском международном регистре судоходства, его номер ИМО 9109081, позывной сигнал UBTE2, валовая регистровая вместимость 2986 б.т., дедвейт 4830 т. Размеры судна: длина 99,7 м, ширина 16,9 м, высота борта 7,55 м, осадка 5,91 м. Главный двигатель MAN B&W 16V28/32A-FVO, мощностью 3920 кВт. Скорость судна 15,5 узлов, разумеется, что после 27 лет эксплуатации, с такой скоростью судно уже давно не ходит, хорошо, если осталось 12-13 узлов. Контейнерная вместимость 366 TEU. 

По всем меркам суденышко небольшое и, по большому счету, его вклад в перевозку грузов в нашу область будет весьма скромным. За один рейс судно будет перевозить менее 4000 тонн, продолжительность кругового рейса составит не менее 6 суток, следовательно за месяц, судно доставит примерно 20 тысяч тонн грузов, за год около 240 тысяч, а по факту будет никак не более 200 тысяч, потому что будут различные задержки, особенно из-за погоды в осенне-зимнее время, да и неизбежно скажется возраст судна, обычно в таком возрасте суда отправляют на металлолом. 

Для транспортировки даже 1 миллиона тонн потребуется не менее 6 подобных судов, а ведь предстоит перевезти 8 миллионов.

Вообще то контейнеровоз, без своего парка контейнеров, будет неэффективен, особенно в первое время. Надо понимать, что до запрета, большинство грузов перевозилось фурами и в вагонах, поэтому для перевозки на контейнеровозе необходимы контейнеры, а своих контейнеров у владельцев судна немного, если вообще имеются. Тогда, потребуются контейнеры для грузов и их поиск займет время, потому что в РФ контейнеры имеются только у ДВМП и компании ТрансКонтейнер, причем последняя уже сейчас испытывает их недостаток. Так что проблема контейнеров встанет неизбежно, потому что потребуется несколько десятков тысяч различных контейнеров. 

Обычно контейнеровозы работают на линиях и операторы линий проделывают всю огромную работу по отправке, приему, слежению и ремонту контейнеров. Без этого ни одна линия эффективно функционировать не может, поэтому потребуется создание линии с весьма внушительным штатом и числом судов. Причем на судах линии будут перевозить в основном контейнеры, а остальные грузы, генеральные и насыпные, будут перевозить суда других судовладельцев, так как условия перевозки разные.

Работа предстоит громадная и хорошо, что запрет вступил в силу не на все грузы одновременно, например на сталь и металлы, вступит с 10 июля, на уголь — с 10 августа, поэтому будет время хоть как то подготовить суда и проделать подготовительные работы в портах.

Вообще, следует заметить, что за последние тридцать лет, неоднократно предпринимались попытки наладить линейное сообщение между Калининградом и портами Европы, однако все они закончились безрезультатно, правда в тех случаях не было самого главного — устойчивой грузовой базы, а вот в настоящих условиях она прямо в избытке, да о такой грузовой базе, в первой половине 90-х мы даже мечтать не могли когда на суденышке смешанного река-море плавания «Балтийский-11» доставляли наши первые 20-футовые контейнеры из порта Калининград в порт Росток и обратно, при этом самое забавное было то, что по приходу в Калининград, приходилось самому ездить по адресам грузополучателей и сообщать им, что контейнер с консервами доставлен из Германии в Калининград, так что, приходите и забирайте, а то таможня не разрешает его выгрузку и судну грозит задержка и простой. Такая вот была романтика у пионерских контейнерных перевозок в новой России, разумеется, что в таких условиях линия быстро заглохла и контейнеры были проданы.

Ну да в данной ситуации с грузами все более, чем хорошо, поэтому осталось только дождаться, когда под нее найдут соответствующие суда.


Автор капитан В.Н. Филимонов 

Для связи