Очевидно, что размер заработной платы российских моряков работающих на судах под российским флагом отличается от того который получают российские моряки работая на судах под иностранными флагами, в основном, так называемыми «удобными». Мы не будем здесь приводить различные шкалы заработной платы, ограничимся несколькими примерами, которые наглядно покажут разность в зарплатах и по которым можно судить о ситуации в общих чертах.
Осенью в российских средствах массовой информации обсуждался доклад Министерства социального развития о размере заработной платы в различных профессиях, в котором в частности указывалась зарплата капитана грузового судна в 500 тысяч рублей. Не совсем ясно в какой российской судоходной компании выплачивается капитану такая зарплата. Имеющиеся в нашем распоряжении цифры значительно, то есть в разы, отличаются от приведенных в докладе министерства.
Необходимо заметить, что все судоходные компании можно условно разделить на три категории: первые — это бывшие советские пароходства, таких около девяти, созданные с нуля и имеющие около 10 судов, таких около шести и соответственно все остальные компании, таковых больше двух десятков.
Среди рассматриваемых трех категорий наиболее высокая зарплата в судоходных компаниях второй категории. Например у капитана грузового судна дедвейтом около 15000 тон, зарплата чистыми на руки составляет 225 тысяч рублей. На судне для перевозки тяжеловесных грузов, а также эпизодически опасных грузов класса 7 (радиоактивные), начальная зарплата составляет 180 тысяч рублей.
В судоходных компаниях первой категории зарплата зависит от размеров судна, так на судах типа «река-море» она составляет до 130 тысяч рублей на сухогрузах и до 180 тысяч на танкерах-химовозах. На морских судах зарплата несколько выше и составляет около 200 — 220 тысяч. Однако, официальная базовая зарплата может быть около 46 тыс, а остальное будут различные надбавки, которые не всегда и выплачиваются.
В компаниях третьей категории, зарплата сильно колеблется, например капитан буксира в порту Калининград может получать от 11 тысяч рублей, а в среднем 15 тысяч.
Заработная плата матроса первого класса на судах под российским флагом от 30 тысяч рублей.
На судах российских судовладельцев плавающих под «удобными» флагами зарплата также сильно колеблется, от 3 тысяч долларов США и до 7,5 тысяч долларов. В государственной компании Совкомфлот, на судах под «банановыми» флагами, надо полагать платят больше, танкера все таки.
Для сравнения с указанными выше зарплатами приведем зарплаты в иностранных компаниях. В них разумеется разность в зарплатах также присутствует, однако минимальная зарплата даже в средненькой компании начинается от 6 тысяч долларов США. А в среднем от 7,5 до 8,7 тысяч долларов США. В компаниях оперирующих судами типа евро-костер зарплата может составлять от 5 тысяч евро и выше, в зависимости от оператора.
Соответственно зарплаты для остальных должностей ниже чем у капитана. Хотя у старшего механика зарплата может и равняться зарплате капитана.
Зарплата старшего помощника капитана и второго механика обычно ниже чем у капитана на 1 — 2,5 тысячи долларов США и составляют от 4,2 — 4,5 тысяч до 7,3 тысяч долларов США.
Зарплата второго и третьего помощника капитана соответственно от 3 тысяч и 3,4 тысяч долларов США.
Заработная плата матроса первого класса от 1,5 тысячи долларов США, боцмана от 1,6 тысяч и повара от 1,8 тысяч долларов США.
Практикантов в должность кадета в иностранных компаниях трудоустраивают с зарплатой от 500 до 700 долларов США.
Так что из приведенных выше ставок, даже при всем желании и близко не получается зарплата капитана на судне под российским флагом в 500 тысяч рублей. Может быть на атомоходах она и составляет около 500 тысяч, однако учитывая специфику атомоходов и их мизерное количество в сравнении с грузовыми судами, это можно смело отнести к исключениям и не стоит учитывать при рассмотрении общей картины.
В общем же картина получается уж очень безрадостная. Если же в связи с санкциями против России, возникнут трудности с трудоустройством российских моряков на суда иностранных судовладельцев, и тем самым, возникнет хоть и не значительный, избыток моряков на внутреннем рынке труда, то и без того низкие ставки заработной платы ещё больше понизятся. Уж кто, кто, а местные олигархи своего не упустят и ситуацией воспользуются по полной.
Автор капитан В.Н. Филимонов