Практика для курсантов

 

Слово кадет (cadet) в переводе с английского, означает курсант. Применительно к морскому флоту – курсант мореходного училища, без разницы какого, среднего-специального или высшего. Лет 20 назад, курсантов на судах называли более подходящим словом, практикантами. Однако, в нашем мире нет ничего статичного и к сожалению, привычное, содержащее смысл слово, заменили на чужое бессмысленное.

Практикант на торговом судне находится для того, чтобы научиться применять на производстве, то есть на судне, полученные им в мореходке теоретические знания.

Обычно, практикантами, курсанты направлялись на торговые суда, только на первую практику и до тех пор, пока они не получат удостоверения матросов 2-го класса. По достижении курсантом трудового возраста, 18 лет, и при наличии удостоверения матроса 2-го класса и других базовых сертификатов, нет никаких причин к его трудоустройству на торговом судне в должности матроса. Собственно, так и было раньше в СССР. В должности матроса освоение профессии идёт как-то веселее. Спрашивается почему? Так ведь мотивация, кроме сугубо абстрактной – гуманитарной, приобретает вполне осязаемое материальное выражение. А оно в наше время самый лучший мотиватор. Да и согласитесь, когда практикант выполняет работу наравне с матросом 2-го или 1-го класса, и выполняет её иногда намного лучше, а за это его материальное вознаграждение в 3 – 5 раз меньше чем у матросов, как-то и мотивация пропадает, да и не справедливо это.

Если у курсанта статус практиканта, то половину времени рабочего времени он должен посвящать освоению своей будущей профессии, и не с кувалдой и гаечным ключом, а с карандашом и тетрадью. И работу он должен выполнять только ту, которая представляет для него минимум угрозы и вреда.

К сожалению, в наше тяжелое и смутное время, судовладельцы, в своих корыстных интересах, трудоустраивают на свои суда курсантов в качестве кадетов. При этом платят им чисто символическую зарплату, а работать приходится им наравне с матросами. Разумеется, многое или лучше сказать всё на судне, зависит от капитана. Он может вспомнить, что кадет – это курсант, такой же курсант, каким когда-то был капитан. И на судне он для того, чтобы освоить применение теоретических знаний на производстве, а не источник дармовой рабочей силы. Если вспомнит, то можно считать, что курсантику повезло.

Разумеется, что кадет имеет контракт и внесён в судовую роль. Во многих цивилизованных странах, в морском законодательстве четко определен статус кадета на судне и имеется регламент в котором подробно расписано, что кадет может делать, а что нет, сколько часов в день он может работать, а сколько времени должен посвящать именно практике. Например, если курсант получил место кадета на судне под флагом Гибралтара, то он может считать, что ему сильно повезло и если капитан окажется самодуром, который пользуясь своим служебным положением, начинает именно эксплуатировать кадета, то такого держиморду очень даже легко его же мордой ткнуть в процедуру и поставить на место. Надо только знать законы того флага, под которым ходит судно, на которое едет курсант.

К сожалению, в последнее время судовладельцы и крюинговые агенства не очень охотно берут на суда практикантов и трудоустраивают кадетов. И самое главное не понятно почему, ведь курсанты – это их потенциальные работники. То есть те будущие капитаны и старшие механики, которые будут управлять их судами и приносить им прибыль и странно, что сегодня эти самые судовладельцы с таким пренебрежением относятся к курсантам. Ну да оно и понятно, ведь основная масса этих разных «эффективных манагеров» и клерков, поверхностных «пустышек», в силу своего невежества, не читали Евангелия, в котором в Нагорной проповеди Иисус сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…».

Однако, как бы трудно не было, но устроиться на практику кадетом все-таки можно. Здесь уже всё зависит от того сколько усилий затратит курсант на поиски, на сколько владеет английским, какое представление о море имеет и какое впечатление на работника крюингового агентства произведет.

Вариантов для прохождения практики много. Кадетами трудоустраивают и большие крюинговые агентства и представительства судовладельцев в России, да и Российские компании.

Разумеется, что обе стороны предпочитают лучшее, так оно ведь и понятно.

 

Компании, трудоустраивающие кадетов:

Baltic Group International – на суда датской компании Clipper Fleet Management и на газовозы, название компании не известно.

Danaos – греческая судоходная компания, имеет представительство в России, трудоустраивает кадетов на свои контейнеровозы.

 

Наверняка имеются и другие компании, которые трудоустраивают кадетов. Можно посоветовать курсантам, имеющим желание уйти на практику, отправлять анкеты в как можно большее число судоходных и крюинговых компаний и серьёзно отнестись к составлению анкеты и тестированию. Старайтесь представить себя так, чтобы вами заинтересовались, выделите себя сами так, чтобы на вас обратили внимание. Если вы на тестировании по английскому сможете не только сказать «Good morning”, а значительно, значительно больше, то уже одно это выделит вас из числа других моряков и с вами захотят работать, может быть и не сразу, а позднее. Главное искать и овладевать своей профессией в полном объёме. Ибо «ищущий находит и стучащему отворяют».

4+