«Волго-Балт», грузовой теплоход проекта 791 — Балтийский Ллойд

«Волго-Балт», грузовой теплоход проекта 791

105-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, посвящается

 

 

Грузовой сухогрузный теплоход внутреннего плавания проекта 791, разрабатывался в Отделе главного конструктора судостроительного завода «Красное Сормово» в городе Горький, под руководством главного конструктора завода, инженера-кораблестроителя Вячеслава Михайловича Керичева, одновременно с проектом грузового теплохода смешанного река-море плавания проекта 781. Первоначально суда проекта 791 должны были называться «Волга», однако в марте 1963 года судам проекта присвоили название «Волго-Балт». 

При проектировании четырехтрюмного судна внутреннего плавания, советские кораблестроители максимально унифицировали его с судном проекта 781, который создавался для перевозок грузов в смешанном река-море плавании.

Перед конструкторами была поставлена задача спроектировать грузовое судно грузоподъемностью 2700 т, с осадкой 3,3 м. Так как на Волге строился каскад гидроэлектростанций    

и 22 декабря 1959 года утвержден на заседании Технического совета в Техническом управлении Министерства речного флота РСФСР. 

Теплоход "Профессор Керичев"

Технические и эксплуатационные характеристики судна

Тип судна: Однопалубное двухвинтовое четырехтрюмное грузовое судно с баком, ютом, кормовой двухъярусной рубкой, с избыточным надводным бортом, с двойными бортами и двойным дном, наклонным форштевнем, плоским днищем и крейсерской кормой.

Назначение судна: Перевозка массовых грузов, в том числе зерно, уголь, лес, апатитовые концентраты, песок, щебень, песчаной-гравийная смесь.

Район плавания: С Волги в Ленинград и Беломорск через Онежское и Ладожское озера. 

Класс Регистра: Речного Регистра РСФСР для судов разряда М.

Материал корпуса: Корпус судна сварной, выполнен из стали марки Ст. 3, комингсы грузовых трюмов — из стали 09Г2. 

Система набора:  

Корпус судна имел смешанную систему набора. По продольной системе набраны: палуба, днище и второй борт в районе грузовых трюмов; по поперечной — борта и оконечности. 

Размер основных шпаций 550 мм, в форпике, для большей прочности и сопротивлению ударам волн — 500 мм.

Высота междудонного пространства под трюмами 880 мм, под машинным отделением (МО) — 1 м.

Ширина двойных бортов в грузовых трюмах равна высоте междудонного пространства.

Главные размерения 

Грузоподъемность: 2700 тонн (при удельном погрузочном объеме груза 1,67 м³/т.)

Размеры корпуса судна в метрах: 

Длина габаритная (наибольшая) — 114,15. 

Длина по грузовую ватерлинию (ГВЛ) — 110,15.

Ширина корпуса расчетная — 13,0.

Высота корпуса расчетная — 5,5.

Высота габаритная (основной плоскости до верхней кромки несъёмных частей) — 14,75.

Осадка средняя — 3,30;  

Водоизмещение: полное — 3911 т; порожнем — 1098 т.

Скорость: в балласте — 10 узлов.

Численность экипажа — 14 человек.

Автономность — 15 суток.

Количество грузовых трюмов: 4.

Размеры трюмов в метрах, длина и ширина:

№ 1: 23,2 х 11,26 — 1,0 (у носовой переборки).

№ 2: 19,8 х 11,24.

№ 3: 19,8 х 11,24.

№ 4: 19,8 х 11,24 — 10,5 (у кормовой переборки)

Грузовместимость трюмов: 4510 м³.

№ 1: 1076 м³.

№ 2: 1122 м³.

№ 3: 1122 м³.

№ 4: 1190 м³. 

"Профессор Керичев"

Размеры люков грузовых трюмов такие же, как на теплоходах типа «Балтийский» — все четыре люка имели размеры 16,5 х 9,3 метра.

Открытие крышек люков производилось по парно: № 1 и № 2; № 3 и № 4. При открытии крышки люков № 2 и № 3 поднимались рельсовыми гидродомкратами на уровень рельсов передвижения. После этого крышки люков № 1 и № 4 поднимались гидродомкратами на высоту, позволяющую передвинуть под них крышки трюмов № 2 и № 3. Затем крышку № 1 гидродомкратом опускали на крышку № 2, а крышку № 4 на крышку № 3. В этом положении оказывались открыты грузовые трюма № 2 и № 3. Для того, чтобы открыть трюма № 1 и № 4, крышки передвигались электрическими лебедками при помощи стальных тросов, соответственно на трюм № 2 и трюм № 3. Таким образом одновременно можно было открыть для грузовых операций два трюма — по одному в каждой паре. Размеры люков грузовых трюмов обеспечивали раскрытие палубы над трюмами более 66%, что для того времени было очень много и существенно облегчало и ускоряло проведение грузовых операций, что в свою очередь значительно повышало эффективность эксплуатации судов типа «Волго-Балт».

Расположение жилых и служебных помещений

Ют и надстройка имели такое же расположение и планировку как на судах проекта 781 и в них располагались жилые, бытовые и служебные помещения. Командный состав размещался в одноместных каютах, а рядовой состав — в одноместных и двухместных. Кроме членов экипажа было предусмотрено размещение трех практикантов. Такая предусмотрительность и забота о подготовке кадров плавсостава, на судне, где каждый квадратный метр стоил проектировщикам судна многих дней кропотливой работы, вызывает просто восхищение. В наше время проектируют суда, на которых не то что для практикантов нет, а и моряки ютятся в каютах, больше похожих на камеры.

Для приема пищи, проведения судовых собраний и отдыха были предусмотрены столовая и красный уголок. Для приготовления пищи имелся камбуз, для бытовых нужд имелись туалеты, прачечная с сушилкой, баня, душевые, раздевалки и сушилки спецодежды, кстати, на многих современных судах сушилки для спецодежды отсутствуют. Также имелись кладовые для хранения продуктов, постельного белья и различного судового снабжения и расходных припасов. 

Теплоход "Волго-Балт 21"

Судовые механизмы и системы

Проект 791 был максимально унифицирован с проектом 781, поэтому на судах устанавливались в основном такие же механизмы, устройства, системы, электроду- и радиооборудование, как и на судах типа «Балтийский». Очевидно, что такой рациональный подход, значительно упрощал строительство крупной серии судов и существенно уменьшал их построечную стоимость, что значительно сокращало срок их окупаемости и как следствие, сокращало срок оборота капитала, тем самым принося государству прибыль, а народу повышение благосостояния. Собственно, поэтому государство было социалистическим, то есть, в нем благосостояние всего народа стояло на первом месте, а не состояние одной группы (хотелось написать — шайки).

Строительство велось на двух судостроительных заводах, в Горьком на заводе «Красное Сормово» и в Астрахани, на СРЗ имени Иосифа Виссарионовича Сталина. В Горьком было построено головное судно, названное «Профессор Керичев» и еще четыре единицы, остальные суда были построены в Астрахани. Всего на обоих заводах было построено 40 судов, которые эксплуатировались на протяжении 50-ти лет.

Первоначально суда строились без привальных брусьев на бортах, однако уже в период первой навигации эксплуатация судов показало, что на них, так же как и на судах типа «Балтийский», не защищенные привальными брусьями борта легко получают повреждения во время швартовки и прохождении многочисленных шлюзов на Волго-Балтийском водном пути имени Владимира Ильича Ленина и на Беломорско-Балтийском канале. Для защиты бортов от повреждения на большинстве судов установили (приварили) привальные брусья коробчатого типа. 

Как у судов типа «Балтийский», корпуса судов типа «Волго-Балт» первоначально окрашивали в серый цвет, однако через несколько лет, а некоторые суда уже к навигации 1965 года, от него отказались и их стали окрашивать чернью — кузбасским лаком, что было намного практичнее и привело к более рациональному расходу краски.

Все суда проекта 791 были переданы в эксплуатацию Северо-Западному речному пароходству Министерства речного флота РСФС и были приписаны к Череповецкой РЭБ (ремонтном-эксплуатационная база) флота.

Волго-Балт проекта 791, Строительный номер 8.

Теплоход «Вита», с постройки «Волго-Балт 8», проходит лесозавод Вогнема на ВБК. Июль 2019 г.         Фото автора

Первые годы эксплуатации

В навигацию 1964 года, первый год эксплуатации Волго-Балтийского пути имени В.И. Ленина, 8 теплоходов были поставлены для опытной эксплуатации на линию Череповец — Кандалакша — Архангельск, на которой перевозили в порты Белого моря уголь, а в обратном направлении железорудный концентрат для Череповецкого металлургического комбината. Перевозка грузов на линии осуществлялась в смешанном река-море плавании, речной участок пролегал по трассе Волго-Балтийского канала от Череповца до Онежского озера, затем по нему до Повенца, от которого по Беломорско-Балтийскому каналу до порта Беломорск, где начинался морской участок до портов Архангельск и Кандалакша. После выгрузки угля в порту Архангельск, суда следовали в порт Кандалакша для погрузки железорудного концентрата. Одним из первых по открытому Волго-Балтийскому водному пути прошел теплоход «Волго-Балт 9». Всего за период навигации суда совершили 72 морских перехода, из которых только 4 были балластные и перевезли 167,7 тысяч тонн грузов.

В навигацию 1965 года на линии уже эксплуатировалось 15 теплоходов типа «Волго-Балт», которые совершили 250 морских переходов и перевезли 650 тысяч тон угля и железорудного концентрата. Суммарные потери времени из-за влияния метеорологических условий составили не более 1% от общего эксплуатационного времени, что для судов река-море плавания не много, а если принять во внимание, что суда проекта 791 были спроектированы для плавания по внутренним водным путям Советского Союза, на которых самыми крупными водоемами были Ладожское и Онежское озера, то потери можно считать просто несущественными, а эффективность эксплуатации высокую.

В навигацию 1966 года число судов на линии было увеличено до 19, а к углю и железорудному концентрату добавился лес. Всего суда совершили 307 морских переходов в Белом море, из которых 29 в балласте и перевезли более 700 тысяч тон грузов. 

За время эксплуатации в морских условиях, даже в условиях волнение 3 — 3,5 метра, суда не получили серьезных повреждений, а суммарные простои  из-за метеорологических условий составили 1,4% от общего времени эксплуатации.

Эксплуатация судов типа «Волго-Балт» в навигацию 1966 года подтвердила их высокую эффективность при перевозке грузов на линии Череповец — Архангельск — Кандалакша — Череповец и возможность безопасного применения при перевозках народно-хозяйственных грузов в смешанном река-море плавании.

Проект стал основой для проектирования судов смешенного река-море плавания грузоподъемностью 2700 тон и уже в 1967 году на судостроительном заводе в чехословацком городе Комарно был построен первый «Волго-Балт» по новому проекту 2-95А. В последующие годы было построено около 200 судов по усовершенствованным проектам в том числе типа «Амур», что стало возможным благодаря огромному модернизационному потенциалу, заложенному в проект 791 гениальными советскими инженерами-кораблестроителями и руководящей роли Коммунистической Партии Советского Союза, создавшей в стране условия для успешного развития народного хозяйства, процветания промышленности и роста благосостояния народа — главной ценности каждого цивилизованного государства. 


Автор капитан В.Н. Филимонов

Для связи