«Советский морской торговый флот»

Судоходные конференции и пулы

 

На протяжении многих лет Советский торговый морской флот не участвовал в судоходных конференциях.  Возможно, одна из причин, было что основная часть грузов, перевозилась судами Советских морских пароходств, на направлениях, где не действовали тарифы конференций.

По мере того как перевозки грузов Советскими судами охватили весь Мировой океан, членство в судоходных конференциях и пулах стало для Советских морских пароходств выгодным. Соответственно, членство было запрошено как минимум в трех крупных грузовых и пассажирских конференциях.

В ноябре 1965 года находящееся в Ленинграде Балтийское Морское Пароходство, чей флот состоит приблизительно из 111 судов, валовой вместимостью 627000 б. р. т., стало членом «Балтийской и Международной Морской Конференции, с 1 января 1966 года. Конференция с головным офисом в Копенгагене, Дания, включает членов из 66 стран, чьи суда имеют суммарную валовую вместимость 45 миллионов б. р. т. или около 30% всего мирового тоннажа. Это действительно особенная торговая ассоциация, не выполняющая функций судоходной конференции. Напротив, она обслуживает своих членов, предоставляя им информацию о текущих гидрографических данных, портовых условиях, спорных положениях в коносаментах и чартер-партиях, и часто выступает в качестве арбитра в спорах, связанных с чартерными партиями, коносаментами и трудовыми соглашениями. Это не морская биржа, и там не совершают никаких сделок.

С появлением собственных новых пассажирских судов на Атлантическом сервисе, Балтийское морское пароходство подало заявку и получило членство в «Транс-Атлантической Пассажирской Конференции», с отправлением из портов Канады и США, с головным офисом в Нью-Йорке. Членство также было получено в «Атлантической Пассажирской Пароходной Конференции», в направлении на порты Северной Америки, с головным офисом в Фолкстоне, Кент, Англия.

Советские судоходные власти также признают преимущества, которые могут быть получены от пулов на маршрутах, на которых осуществляют перевозки суда советских пароходств. Соглашения о создании пула между отдельными Советскими морскими пароходствами и судоходными компаниями Бельгии, Болгарии, Франции, Восточной и Западной Германии, Индии, Японии, Нидерландов, Объединенной Арабской Республики и Британскими судоходными компаниями будет действовать на основе разделения грузов.

В дополнение к поиску членства в судоходных конференциях и пулах, Советские морские власти также заключили двусторонние соглашения по вопросам судоходства с рядом стран, в частности с Индией и Объединенной Арабской Республикой. В недавнем заявлении Виктора Бакаева отмечалось, что:

«… Морские страны, осуществляющие значительный товарообмен, сталкиваются со многими специфическими проблемами в области судоходства, которые должны решаться на двусторонней основе. . .»

«. . . Соглашения между странами о торговом мореплавании (судоходстве) являются высшей формой таких отношений. Они могут решить широкий круг задач. Такое соглашение между Великобританией и СССР было согласовано во время недавнего визита премьер-министра Гарольда Вильсона в Москву. Морские органы СССР намерены широко развивать двусторонние отношения на основе равноправия и взаимной выгоды.»

 

Международные организации

 

Советский Союз выражает свой голос по морским вопросам благодаря членству в ряде международных организаций, среди которых Межгосударственная Морская Консультативная Организация, состоящая из 63 стран-членов, вероятно, является одной из самых важных. Интересы Организации в основном связаны с судами, используемыми для международных перевозок, и ее цели заключаются в содействии сотрудничеству между правительствами по техническим вопросам, связанным с судоходством, и особенно с безопасностью человеческой жизни на море.

Поскольку СССР имеет один из самых больших и современных рыболовных флотов в мире, он имеет особую заинтересованность в Рабочей Группе по остойчивости рыболовных судов, в чьей деятельности участвуют его представители. Делегация СССР принимает активное участие в обсуждениях ИМКО и ее нескольких вспомогательных органах, таких как Ассамблея, Совет и Комитет по Безопасности на Море.

Некоторые другие международные организации, в которых СССР имеет членство:

Международная Организация Труда, в сотрудничестве с ИМКО через объединенный комитет разрабатывает программы обучения моряков использованию новейших средств безопасности на судах, а также правила их использования на судах стран-участниц.

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD), Комитет Судоходства, специальное агентство Объединенных Наций в составе 55 национальных Советов по Торговле и Развитию, который осуществляет постоянную работу Конференции между пленарными заседаниями. Комитет по судоходству занят, среди прочего, проблемами международных линейных фрахтовых ставок и услуг, поскольку они влияют на торговлю между развивающимися странами и высокоразвитыми индустриальными регионами мира, развитием торгового флота и портовых сооружений в развивающихся странах и другими судоходными проблемами экономического характера. Позиция СССР в Судоходном Комитете выражена в следующем заявлении Виктора Бакаева:

«… Комитет по судоходству при Конференции ООН по Торговле и Развитию может стать основой для решения проблем судоходства.»

«… До настоящего времени международные морские организации фокусировали свое внимание на правовых и технических аспектах судоходства, а устав нового межправительственного органа позволяет решать в гораздо более широком масштабе многочисленные проблемы мировых морских перевозок, включая торговые отношения между судовладельцами и грузоотправителями. Это можно считать началом перевода решения всех проблем мирового судоходства на межправительственную основу.»

«… Следует ожидать, что в будущем основаны специализированные организации или в составе Судоходного Комитета ООН или отдельно, которые будут рассматривать и решать многочисленные вопросы судоходства на межгосударственной основе, среди них вопросы унификации портовых сооружений, судов, их обслуживания в портах, товаросопроводительных документов, тарифов, ставок, сборов и др.»

«… В результате, я полагаю, что ныне существующие многочисленные международные конференции и судоходные организации, которые развивались на основе частного предпринимательства, постепенно отомрут или сольются с межправительственными органами.»

Постоянная Международная Ассоциация Навигационных Конгрессов (PIANC) предлагает СССР площадку для обсуждения и обмена информацией по техническим и экономическим проблемам судоходства и морских портов, которые представляют большой и постоянный интерес для Советских судоходных властей. PIANC, чей головной офис находится в Брюсселе, Бельгия, функционирует как международный центр обмена информацией по морским вопросам, особенно по портам и развитию портовой инфраструктуры.

Список организаций ни в коем случае не ограничивается только упомянутыми. Международные организации упомянуты только чтобы дать представление об участии СССР в международных форумах рассматривающих вопросы морского судоходства.

 

Выводы

 

1. СССР одна из ведущих мировых морских держав. Страна активно участвует в развитии своей морской отрасли, и под руководством Министерств Морского флота и Судостроительной Промышленности продолжается реализация программ в области судостроения, судоремонта, развития портов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также учебных заведений для подготовки специалистов для морского торгового флота.

2. Советский морской торговый флот по всей видимости будет увеличиваться ежегодна на один миллион тонн дедвейта в течение пятилетнего периода до 1970 года.

3. С другой стороны, по оценкам, если исключить тоннаж СССР из общемирового объема, то чистый годовой прирост всего остального торгового флота, вместе взятого, в течение следующих пяти лет, составит около восьми миллионов тонн дедвейта в год.

4. Несмотря на то, что с 1960 года Советский морской торговый флот значительно увеличился, СССР продолжает зависеть от западных перевозчиков и перевозит почти 50% своих внешнеторговых грузов на его судах. Анализы планового развития внешней торговли СССР, возможности его торгового флота и заявления Советских судоходных властей указывают на то, что в период до 1970 года, для перевозки значительной части грузов своей внешней торговли, Советский Союз вынужден будет фрахтовать иностранные суда.

5. Маловероятно, что СССР будет составлять сильную конкуренцию традиционным поставщикам морских перевозок в течение следующих пяти лет – и, вероятно, не в течение следующих десяти лет по следующим причинам:

а) Без учета Советского торгового тоннажа, абсолютный чистый прирост тоннажа остальных морских держав оценивается примерно в восемь раз в год больше, чем прирост Советского флота.

б) У СССР имеются потребности в собственных внутренних (каботажных) морских перевозках и  перевозках в интересах дружественных стран, которые необходимо выполнять.

в) Развивающиеся страны особенно заинтересованы в приобретении собственного торгового флота, будь то подержанный тоннаж или новострой, как средство получения более выгодных фрахтовых ставок для перевозки своих ресурсов на экспорт и готовых товаров при импорте, а также для экономии их ограниченных ресурсов конвертируемой валюты.

г) СССР имеет в лучшем случае 4,6% от мирового тоннажа торгового флота. К 1970 году Советский торговый флот увеличится незначительно и будет составлять менее 6% от мирового.

е) СССР заявлял о постоянной потребности в услугах западного судоходства для развития собственной внешней торговли. Более того, Советские судоходные власти сделали заявления о том, что они не желают нарушать существующие балансы в международном судоходстве, и фактически подтвердили строгое соблюдение договорных фрахтовых ставок.

ж) СССР продемонстрировал необходимость максимизировать получение иностранной валюты от своего морского транспорта, который является одной из его важных статей экспорта, для оплаты:

(1) действующих и будущих сделок по фрахтованию иностранного тоннажа;

(2) продовольственного зерна, необходимого для своего собственного потребления и для поставок в страны, находящиеся в сфере его влияния, и те, на которые он стремится влиять;

(3) приобретения высокотехнологичного оборудования, необходимого для собственного промышленного развития;

(4) торговых судов, построенных в других странах и не приобретенных на двусторонней основе.

з) Ряд стран-сателлитов, таких как Польша, Чехословакия и Румыния, которые входят в число основных торговых партнеров СССР, теперь требуют золота или конвертируемой валюты, по крайней мере, для части своих сделок с СССР. Поскольку в настоящее время расчеты производятся в рублях, которые не являются конвертируемой валютой, страны блока привязаны к межблочной торговле и ограничены в покупках необходимых им товаров у западных стран.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

2+