«Советский морской торговый флот»

Конструкция судов

 

Советский морской торговый флот состоит из судов, построенных в 21 стране. Важно, что из 1345 океанских торговых судов, по состоянию на 31 декабря 1965 года, больше половины или 713 судов были построены в СССР и странах Советского блока (Таблица 5). Это заслуживает внимания. Используя возможности зарубежных верфей для приобретения судов либо по сделке «нефть в обмен на танкеры», как с Италией, либо на основе торгового баланса с Финляндией, либо путем перевода денежных средств, как в  Дании и других западных странах для удовлетворения растущих потребностей в судах, факт не следует упускать из виду, что СССР и его сателлиты могут поставлять, и поставляют большинство типов торговых судов для Советского морского флота.

 

Заказанные и строящиеся суда

 

На 30 июня 1966 года общее число заказанных и строящихся судов для Советского торгового морского флота на судостроительных заводах СССР, на верфях его стран сателлитов и в других странах составляло 552 океанских торговых судна, или 28% от общего числа заказанных и строящихся судов во всем мире (Таблица 6). Из этого числа, 399 судов всех типов строились на верфях в Советском Союзе и странах сателлитах следующим образом:

Таблица торговых судов, строящихся для Советского Союза

 

Грузопассажирские суда

 

Для СССР строится грузопассажирских судов больше чем для любой другой морской державы. Одно большое пассажирское судно валовой вместимостью 25000 б. р. т. и скоростью 24 узла заказано в СССР для эксплуатации на международных линиях. Согласно технических характеристик судно рассчитано на размещение 1200 пассажиров в каютах с двумя-шестью спальными местами. Необычной особенностью корабля станет усиление корпуса для плавания в ледовых условиях.

Три однотипных судна строятся в ГДР, это «Иван Франко», «Александр Пушкин» и «Тарас Шевченко» и они существенно увеличат международные пассажирские перевозки советского торгового флота.

В связи с потребностью СССР в судах определенного типа, которые могут эффективно работать в мелководных портах вдоль его длинной береговой линии, Министерство торгового флота СССР строит на своих верфях в Риге и Жданове серию из восьми малых грузо-пассажирских судов, каждое валовой вместимостью 3200 б. р. т., скоростью хода 15 узлов и с осадкой всего 20 футов (6,1 м).

 

Многоцелевые суда

 

В то время как другие основные морские державы сконцентрировали свое судостроение на строительстве судов для перевозки навалочных грузов и танкеров, Советское Министерство Морского Флота все еще стремится увеличить в своем флоте число многоцелевых судов. По состоянию на 30 июня 1966 года почти 39% от общего числа многоцелевых судов, и больше чем 27% от общего дедвейта всех многоцелевых судов, заказанных или строящихся на верфях во всем мире, предназначены для Советского морского торгового флота (Таблица 6).

Если какой-либо тип судна иллюстрирует склонность СССР к небольшим, гибким, мелкосидящим судам, то это многоцелевое судно. Следующая таблица ясно демонстрирует сосредоточенность на небольших специализированных грузовых судах, построенных сериями в больших количествах, которые значительно снижают затраты на строительство. В то же время в каждой серии суда имеют определенные характеристики, которые позволяют пароходству,  для которого они предназначены, эксплуатировать их с максимальной эффективностью.

Многоцелевые суда строящиеся для СССР

по состоянию на 30 июня 1966 года

Таблица строящихся судов

Представляют также интерес более крупные грузовые многоцелевые суда, которые строятся для советского торгового флота в СССР, Польше, Финляндии и Югославии. Это относительно быстрые суда, имеющие скорость 17 узлов и осадку 29 (8,84 м) и 29,5 футов (8,99 м), что указывает на внимание советских судоходных властей не только на осадку судов, но и на потребность иметь более быстроходные суда.

Восемь судов, дедвейтом 16000 тон, скоростью хода 17 узлов и осадкой 29 футов (8,84 м) были построены на судостроительном заводе в Николаеве на Черном море. В дополнении к ним еще восемь многоцелевых судов находится на стадии строительства на судостроительном заводе в Херсоне на Черном море. Считается, что это суда типа «Ленинский Комсомол», которые имеют дедвейт 16040 тон и скорость 18 узлов. На судостроительном заводе в Херсоне строятся также пять многоцелевых судов дедвейтом 13000 тон, скоростью хода 17 узлов и с осадкой 29 футов 6 дюймов (8,99 м).

В Ленинграде, на судостроительном заводе «Имени А. А. Жданова» заказаны пять многоцелевых судов дедвейтом 7500 т, скоростью хода 16,4 узла и с ледовым усилением. Возможно они предназначены для эксплуатации в одном из северных морских пароходств Советского Союза.

 

Суда для перевозки навалочных грузов

 

В СССР уделяют мало внимания на пополнение торгового флота специализированными судами для перевозки навалочных грузов. Несмотря на то, что в мире заказано 490 таких судов, общим дедвейтом 18,8 миллионов тонн, из них для Советского Союза строятся только 7 судов суммарным дедвейтом 158000 тонн. На верфи в Польше строятся все семь судов, дедвейтом 22500 тонн и скоростью хода 15,5 узлов.

Согласно газете «Ленинская Правда» от 10 ноября 1966 года, на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде планируется начать строительство рудовозов водоизмещением 45000 тонн (дедвейтом приблизительно 34000 тонн). Корпуса судов планируется изготовить более тяжелыми, чтобы они могли безопасно перевозить руду с высоким удельным весом. Дополнительно суда будут иметь двойное дно и продольные переборки в трюмах, чтобы предотвращать смещение руды.

Танкеры

 

Советское Министерство Морского Флота заказало 130 танкеров суммарным дедвейтом 1,9 миллионов тонн для пароходств СССР. Однако это совсем малая часть от 23,5 миллионов суммарного дедвейта всех танкеров, строящихся на верфях по всему миру и намного меньше тоннажа танкеров строящихся для Норвегии (5,4 миллиона тонн дедвейта), Либерии (2,8 миллиона тонн дедвейта) и Японии (2,5 миллиона тонн дедвейта).

Из 130 танкеров, 71, или более половины, имеют дедвейт менее 10000 тонн. Из всего нынешнего советского танкерного флота, состоящего из 232 танкеров, наибольший дедвейт составляет 48000 тонн, которых всего шесть. Однако в СССР на Балтийском заводе и Адмиралтейских верфях в Ленинграде строятся 10 танкеров дедвейтом 47000 тонн. У них будет скорость 19 узлов и расчетная осадка 38 футов (11,58 м), для Советского торгового флота это большие суда. На указанных верфях также запланировано строительство четырех танкеров дедвейтом 60000 тонн. Они будут иметь расчетную скорость 17 узлов и осадку 40 футов (12,19 м). Из-за своей осадки, танкеры такого размера будут эксплуатироваться только из нескольких Советских портов.

Несмотря на то, что Советские кораблестроители, такие как Дмитрий Соколов, полагают, что необходимо и желательно строить танкера больших размеров (дедвейтом от 75000 до 80000 тонн), потому что они более экономичны и эффективны в эксплуатации, такие танкера для Советских пароходств, насколько известно, не заказаны ни в СССР, ни на заграничных верфях.

В таблице приведены данные по танкерам, заказанным и находящимся на стадии строительства в СССР и на заграничных верфях, по состоянию на 30 июня 1966 года.

Таблица танкеров для Советского Союза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

2+