«Советский морской торговый флот»

Однако это только часть общей картины для новых кораблей, заказываемых или строящихся для вышеуказанных стран, не говоря уже о таких других морских державах, как Дания, Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды, Швеция и Великобритания, которые также необходимо принять во внимание. В таблице приведены данные по количеству заказанных и строящихся торговых судов для основных морских держав по состоянию на 30 июня 1966 года:

Таблица заказанных к постройке судов

Дополнительно, развивающиеся нации, особенно заинтересованные в создании собственных торговых флотов путем приобретения либо бывших в употреблении торговых судов, либо новых, с целью поддержания выгодных им фрахтовых ставок для экспорта их сырья и импорта готовой продукции, а также как средство сохранения их ограниченных валютных ресурсов.

3. При прогнозируемых темпах увеличения флота СССР, оценки показывают, что к концу 1970 года Советский торговый флот будет составлять менее 6 процентов мирового морского торгового тоннажа, исключая Национальный Резервный флот США. Принимая во внимание поставленные на 1966-1970 годы цели по увеличению грузооборота во внутренней и внешней торговле СССР, особенно в торговле с его партнерами по СЭВ и менее развитыми странами, кажется нереалистичным, что по крайней мере, в течение следующих пяти лет, Советский торговый флот станет серьезной конкурентной угрозой для поставщиков международных морских перевозок. Например:

a) СССР нуждался и будет нуждаться в услугах судов под некоммунистическим флагом в период с 1966 по 1970 годы. В 1964 году судами под иностранными флагами было перевезено немногим менее 50 миллионов тонн грузов, что составило около половины всей внешней торговли СССР.

б) Реалистичная экономическая и политическая целесообразность, казалось бы, диктует дальнейшее использование СССР судов под иностранным флагом хотя бы по причинам «… делового сотрудничества» (со странами свободного мира) и «для развития внешней торговли».

в) К 1970 году СССР планирует увеличить количество грузов, перевозимых судами под его флагом во внутренней и внешней торговле, до 1,6 раза по сравнению с 1965 годом. Однако за тот же период ожидается увеличение торгового флота в 1,5 раза. Таким образом, ожидается, что объем грузов будет увеличиваться быстрее, чем количество судов, необходимых для их перевозки.

г) Планы по развитию внутренней экономики в период с 1966 по 1970 год потребуют повышения требований к советским кораблям не только во внешней, но и во внутренней торговле. Экономичность и относительная гибкость использования судов для перевозки грузов между районами СССР в отличие от других видов транспорта, особенно для дальних перевозок, вполне могут привести к дополнительному использованию советского торгового флота.

д) Действуют многочисленные факторы, которые могут снизить эффективность работы советского судоходства, например:

1) Считается, что в ряде портов СССР, стран-сателлитов и менее развитых стран, в которые заходят советские торговые суда, эксплуатационные потери могут быть высокими из-за относительно неэффективного погрузочно-разгрузочных оборудования; отсутствия или несоответствия складских помещений; и неадекватной транспортной сети (подъездные дороги, железные дороги, трубопроводы, нефтебазы и др.) для перемещения грузов в такие порты и из них. Узкие места, которые могут возникнуть, могут привести к увеличению сроков выполнения работ и плохому использованию судов, все это, несомненно, истощит возможности доставки для внешнеторговых услуг. Министерство торгового флота уделяет большое внимание строительству и благоустройству портов для облегчения движения грузов и судов.

2) Производительность судов, похоже, стабилизируется. Хотя улучшение конструкции судов, технические достижения в двигательных установках и автоматизации, а также увеличение размеров и скорости судов, несомненно, помогут повысить коэффициенты производительности, их влияние будет ослаблено, если не улучшится координация между прибытием судов, подачей грузов и готовностью причалов, способствующих ускорению обработки судов.

е) Поскольку советский торговый флот является государственным предприятием, его можно использовать как политический инструмент в экономических целях и как экономический инструмент в политических целях. Советские судоходные власти могут устанавливать более низкие фрахтовые ставки в любое время и на любом направлении по своему выбору для любой из вышеуказанных целей. Однако такое действие может быть обоюдоострым.

Поскольку в настоящее время СССР необходимо фрахтовать крупнотоннажные суда под иностранным флагом для удовлетворения своих экспортных и импортных потребностей, и, по словам В.Г. Бакаева, эта необходимость будет сохраняться, по крайней мере, до 1970 года, то любое снижение фрахтовых ставок в результате общего снижение фрахтового рынка, инициированное Советским Союзом, было бы им на пользу; потому что сумма конвертируемой валюты, которую они должны будут потратить на чартеры под иностранным флагом, будет меньше.

Другое преимущество касается получение СССР иностранной валюты от работы торгового морского флота. В этом контексте делается ссылка на многочисленные и непрекращающиеся комментарии советских судоходных властей и комментаторов о необходимости для торгового флота зарабатывать конвертируемую валюту для оплаты фрахтования судов под иностранным флагом.

В настоящее время суда под Советским флагом перевозят примерно половину грузов Советской внешней торговли. Они будут перевозить еще больше, если это будет экономически целесообразно, поскольку это приведет к меньшему оттоку конвертируемой валюты для фрахтования судов под иностранным флагом. В условиях максимального использования для перевозки грузов во внешней торговле судов под советским флагом, для СССР выгодно получить наиболее выгодные фрахтовые ставки, которые обеспечат максимальный приток иностранной валюты. Точно так же, поступления в иностранной валюте от фрахтования судов под советским флагом иностранными операторам будут больше, если фрахтовые ставки не будут понижены в результате войны фрахтовых ставок. Потребность СССР в иностранной валюте является фактом и об этом постоянно заявляется, так как он вынужден тратить большие золотовалютные резервы на:

1) фрахтование иностранного тоннажа в последние годы, чтобы восполнить тоннаж, который был перенаправлен на обеспечение Кубинских и, в меньшей степени, экономических и оборонных потребностей Северного Вьетнама;

2) покупку и перевозку огромного количества зерна для СССР и зависимых от него стран из-за низких урожаев в Советском Союзе в течение нескольких последних лет;

3) постройку торговых судов на заграничных судостроительных заводах;

4) фрахтование на постоянной основе большого объема иностранного тоннажа для нужд собственной внешней торговли, приблизительно 50 – 60% которых может быть и возможно будет обеспечено Советским торговым флотом в ближайшем будущем.

В этой связи следует отметить, что Министр торгового флота В. Г. Бакаев заявил, что советский торговый флот не намерен ограничивать судоходный бизнес или снижать действующие в международном судоходстве фрахтовые ставки. Фактически, он признает, что СССР в полной мере участвует в международных морских конференциях, чтобы не нарушать «существующие балансы», и что он строго придерживается тарифных ставок, установленных на крупных морских конференциях. Он продолжает утверждать:

«Советский Союз мог бы действовать самостоятельно в сфере морских транспортных перевозок, но он не желает этого делать.»

«…Он придерживается политики сотрудничества и, в частности, желал бы, чтобы мировое сообщество заключило международное соглашение или конвенцию по основным проблемам мирового судоходства.»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

2+