«Советский морской торговый флот»

Министерство торговли США / Морская администрация.

Материалы подготовил Irwin M. Heine и Muriel W. Coe

 

Предисловие

 

Менее чем за десять лет СССР стал крупной морской державой. Его корабли включают в себя многие из последних инженерных инноваций, а передовые исследования и разработки проводятся на постоянной основе по всем аспектам конструкции и двигательных установок судов.

Современные, эффективные торговые суда пополняют Советский торговый флот в размере примерно одного миллиона тонн дедвейта в год. Суда под Советским флагом можно встретить в большинстве важных портов мира, за некоторым исключением, особенно в портах США. Судя по всему, судоходные власти СССР прилагают все усилия, чтобы не только увеличить размер торгового флота, но и расширить масштабы советской судоходной деятельности. В последнее время некоторые из их судоходных линий, такие как Балтийское морское пароходство, стали участниками судоходных конференций и участниками соглашений о создании пулов с судоходными линиями несоциалистических стран. Грузовые и пассажирские суда под Советским флагом даже предлагаются на тайм-чартерном рынке, а другие активно ищут грузы для перевозок между портами стран, не входящими в Советский блок.

Поэтому понятно, что колоссальный рост советской судостроительной и судоходной деятельности привел к тому, что в международных судоходных кругах появилось много комментариев относительно возможностей советского судоходства в обозримом будущем и вероятного воздействия Советской конкуренции на традиционных поставщиков судоходных услуг.

Не умаляя значительного прогресса СССР в приобретении возможностей  в торговом судоходстве, в этом отчете недавнее приобретение кораблей Советским Союзом рассматривается в надлежащей перспективе в отношении к мировому флоту и возможностями мирового судоходства.

 

1967 год                                                                                       J. W. Gulick

                                                      Исполняющий обязанности главы Морской Администрации

 

Введение

 

Достижение Советским торговым флотом уровня, соответствующего морской державе – это свершившийся факт. Его торговый флот занимает седьмое место по тоннажу дедвейта среди морских стран и состоит из постоянно увеличивающегося числа хорошо спроектированных, технически совершенных, быстроходных грузовых судов, балкеров, танкеров и пассажирских судов. Это сравнительно молодой флот, поскольку 50 процентов океанских торговых судов имеют возраст пять лет или моложе, и увеличивался ежегодно примерно на один миллион тонн дедвейта в течение последних пяти лет. Основываясь на тоннаже заказанных и находящихся в постройке судов, темпах утилизации судов, потерях и целях поставленных СССР на следующие пять лет, такие же темпы роста торгового флота страны должны сохраниться в течение 1970 г.

  СССР рассматривает свой торговый флот как важнейший элемент национальной экономики и, согласно последнему изданию «Jane’s Fighting Ships», как жизненно важный фактор национальной обороны. Как следствие, у страны имеется серьезный курс и программа развития торгового флота, которые, по видимому, постоянно обновляются.

Советский торговый флот развивается на основании плановой системы. Суда пополняют флот на основании запланированных потребностей страны в многоцелевых судах, судах для перевозки навалочных грузов, танкеров и других типов, в соответствии с целями, установленными для увеличения национального промышленного, сельскохозяйственного и нефтяного производства, расширения экономических и торговых связей с его торговыми партнерами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и развивающимися странами, а также промышленно развитыми странами Запада. В настоящее время его торговые суда самостоятельно осуществляют перевозки всех каботажных грузов и около 50 процентов от 92 миллионов тонн грузов внешней торговли страны, перевозимых морскими судами. К 1970 году СССР полагает увеличение своего океанского тоннажа в 1,8 раза, с 208,8 миллиона тонно-миль в 1965 г до 380 миллионов тонн-миль, и по оценкам, на его корабли будет приходиться значительно более высокая доля советской внешней торговли, чем нынешние 50 процентов.

С точки зрения национальной обороны, советский торговый флот пригоден для поддержки Советского ВМФ. В его составе имеется большое число лесовозов, которые могут быть легко переоборудованы для транспортировки ракет, а его новые пассажирские суда могут быть легко переоборудованы для перевозки войск. Также его большой флот современных рыболовных судов, которые хотя и не рассматриваются как часть торгового флота СССР в контексте данного обзора, однако могут служить как важное защитное средство в составе тральных сил, и в качестве постов наблюдения СССР у границ территориальных вод многих некоммунистических стран.

Не может быть никаких сомнений в том, что экономические и политические потребности являются движущими факторами в расширении советских судоходных интересов со странами СЭВ и остальным миром.

С ростом советского судоходства совпадает осознание СССР того факта, что необходимы новые идеи управления и планирования в эксплуатации его торговых судов, если советское судоходство хочет достичь экономического прогресса и конкурировать с торговыми судами крупных морских держав. Если жесткие рамки централизованного планирования советского судоходства не были полностью ослаблены, по-видимому, есть, по крайней мере, первые предварительные шаги к фактической децентрализации пароходств и потребность в некоторых капиталистических критериях при эксплуатации пароходств в отдельных регионах.

Например, В. Г. Бакаев, который руководит советским судоходством в качестве Министра торгового флота и является членом влиятельного Совета министров, указал на необходимость соблюдения основных принципов управления и того, что можно назвать только первыми шагами экономической эффективности, когда он сказал:

«…Наше плановое судоходство рассчитано на получение максимально возможного дохода. Наш торговый флот перешел от неэффективного планирования международных перевозок в тоннах и тонно-милях к планируемой чистой прибыли. Посредством расчета чистой прибыли мы устанавливаем плановые задания для наших судов…»

Большое внимание также уделяется усовершенствованным методам ремонта и переоборудования судов, которые ускорят эти операции и увеличат периоды между ремонтами.

Тот факт, что советский флот значительно увеличился в размерах за относительно короткое время, стал источником беспокойства для многих крупных морских держав. Это огромное предприятие, контролируемое государством, которому значительные национальные ресурсы выделяются не только на приобретение судов, но и на строительство и улучшение судоремонтных предприятий, портов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на объекты для обучения морского персонала. Например, в текущем пятилетнем плане планируется повысить эффективность эксплуатации флота на 38 процентов и судоремонта на 18 процентов. Это должно быть сделано за счет внедрения современной науки и техники, специализации флота, развития портов и судостроительных заводов, научных организаций; усиление стимулов; и повышение квалификации работников морской отрасли.

Хотя СССР все еще «получатель» услуг судоходства со стороны стран-поставщиков таких услуг, хотя и не в такой степени, как Соединенные Штаты, понятно, почему некоторые страны-поставщики судоходных услуг обеспокоены долгосрочной тенденцией советского судоходства. Безусловно, факторами, которые придают смысл будущим конкурентным аспектам советского торгового флота, являются недавние изменения в фрахтовании некоторых из его судов в западные страны и его объявленное намерение увеличить объем этих операций, особенно в зимний и весенний периоды, когда некоторые советские судоходные линии относительно неактивны; связанная с этим практика использования своих торговых судов в обратных рейсах для перевозки грузов между некоммунистическими портами (грузы иностранных фрахтователей) по привлекательным ставкам с целью получения иностранной валюты, вместо балластных переходов; и ожидание того, что к 1970 г. доступность советских судов для чартера будет значительно больше, чем в настоящее время.

С другой стороны, следует учитывать суровые реалии возможностей советского торгового флота, а именно:

1. Хотя дедвейт советского торгового флота увеличился с 4,9 миллиона тонн до 9,6 миллиона тонн, или 96 процентов в период с 1960 по 1965 год, он составляет лишь 4,4 процента мирового торгового флота. Даже если исключить остающиеся на приколе торговые суда из национального резервного флота США дедвейтом 10,2 миллиона тонн, процентная доля увеличится только до 4,6 процента.

2. Нельзя не учитывать темпы роста флотов других морских держав. За тот же период норвежский торговый флот увеличился с 16,1 миллиона тонн дедвейта до 23,5 миллиона тонн дедвейта (46%). Японский флот, которому после Второй мировой войны пришлось начинать практически с нуля, увеличился с 9,4 миллиона тонн дедвейта до 16,5 миллиона тонн дедвейта (76%), а флот, зарегистрированный под греческим флагом, вырос с 7,3 миллиона тонн дедвейта до 10,4 миллиона тонн дедвейта (42%). Дополнительно, около 15,5 миллионов тонн дедвейта греческих судовладельцев и контролируемых ими компаний находится под Либерийским, Панамским, Ливанским и другими удобными флагами. Выдающееся значение имеет огромный рост тоннажа флота под флагом Либерии, который получил 13,5 миллионов тонн дедвейта (78%) в течение указанного выше периода и составляет 31 миллион тонн дедвейта на конец 1965 года. По оценкам, из компаний, которые владеют или контролируют суда, зарегистрированные под флагом Либерии, 45% контролировались в интересах США, 35% Греции, а остальные 20% в интересах Франции, Италии, Норвегии, Британии и Гонконга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

2+