105-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции посвящается
Всем соотечественникам, которые
Строили, а не разрушали,
Создавали, а не расхищали,
Прославленным и безвестным,
Наша благодарность и незабвенная память.
Кроме паровых буксиров, в основном, предназначенных для эксплуатации на внутренних водных путях и имеющих существенные ограничения для эксплуатации в морских условиях, в Беломорско-Онежском речном пароходстве находились в эксплуатации и чисто морские паровые буксиры.
Нет ничего удивительного в том, что речное пароходство имело морские буксиры и занималось их эксплуатацией в прилегающих к её бассейну морях, и в этом БОП был не одинок, так же имело чисто морские буксиры и занималось морскими буксировками, Западное речное пароходство, находящееся в Калининграде.
В Беломорско-Онежском речном пароходстве морские паровые буксиры базировались в Беломорске и занимались буксировками сухогрузных лихтеров между портами и населёнными пунктами Белого и Баренцева морей. В лихтерах перевозили лес из Архангельска, Онеги, Кеми, Мезени, Умбы в Беломорск, а из Беломорска, по Беломорско-Балтийскому каналу их буксировали другие буксиры в Сегежу, Кондопогу, Петрозаводск, и дальше в другие города Советского Союза. Так же в них перевозили уголь из Архангельска в Кандалакшу и другие порты Кольского полуострова, соль в Мурманск, различные строительные и генеральные грузы. После войны народное хозяйство Советского Союза восстанавливалось быстрыми темпами и это требовало перевозки большого количества грузов.
В 1951 году пароходство получило первый морской паровой буксир проекта 730, тип Аян, который назывался «Суворов». Вплоть до 1956 г в Беломорск прибыли также буксиры «Невельской», «Ерофей Хабаров», «Моряк Матюшенко», «Полярник», «Пржевальский» и «Беринг».
Все буксиры были построены на ленинградском судостроительном заводе «Петрозавод», бывшей Охтинской верфи.
За своеобразную посадку и внешний вид буксиров беломорские моряки дали им прозвище «коньки». Эти трудяги верой и правдой отработали в пароходстве почти по 20-ть лет каждый. Последним в 1973 году был выведен из эксплуатации буксир «Ерофей Хабаров».
Опыт и знания, полученные эксплуатирующими их моряками Беломорской базы пароходства, очень пригодился в последствии, когда с начала 60-х годов Беломорско-Онежское речное пароходство начало получать первые грузовые теплоходы река-море плавания. Именно они первыми повели грузовые теплоходы на просторы Белого моря.
Основные технические характеристики буксиров проекта 730, тип Аян:
Буксирный морской пароход мощностью 500 и.л.с.
Тип судна – Однопалубный винтовой буксирный пароход с надстройкой на главной палубе в средней части судна.
Назначение судна – Буксировка несамоходных сухогрузных судов и плотов.
Разряд судна по Речному Регистру – «М».
Район плавания – в морских районах удаление от берега до 100 морских миль.
Размеры судна габаритные: длина – 32,50 м; ширина – 8,04 м; высота от основной линии (ОЛ) – 14,83 м.
Размеры корпуса расчетные: длина – 29,40 м; ширина – 7,61 м; высота борта – 4,00 м.
Водоизмещение с полными запасами – 325 тонн.
Осадки судна при полном водоизмещении: носом – 2,74 м; кормой – 3,09 м; средняя – 2,91 м.
Водоизмещение порожнём – 258 тонн.
Осадки судна порожнём: носом – 1,69 м; кормой – 2,97 м; средняя – 2,33 м.
Скорость судна без состава на глубокой тихой воде – 19,5 км/час.
Тяговое усилие – 5,0 тс.
Число мест для экипажа – 20.
Силовая установка:
Главная паровая машина – Вертикальная тройного расширения, открытого типа с золотниковым парораспределением, типа ПМ-2.
Мощность – 500 и.л.с.
Частота вращения – 160 об/мин.
Давление пара – 15 кгс/квадратный см.
Температура перегретого пара – 320 градусов Цельсия.
Размеры – 320 х 480 х 790/500 мм.
Паровой котёл – оборотный огнетрубный, трёхтопочный, сварной, шотландского типа.
Площадь нагрева – 180 кв. м.
Расчетное давление — 15 кгс/кв. см.
Котлы изготавливались на Ижорском заводе в Колпино.
Проектом предусматривалось применение в качестве топлива для котла каменного угля, поэтому до середины 50-х годов буксиры строились с угольными бункерами и люками для загрузки угля на шлюпочной палубе. С середины 50-х годов буксиры данной серии строились уже с оборудованием для жидкого топлива – мазута.
В качестве движителя использовался стальной четырёхлопастной гребной винт:
Диаметр – 2,45 м.
Шаг винта – 1,97 м.
Дисковое отношение – 0,45.
Руль – простой.
Площадь пера руля – 3 кв. м.
Рулевая машина – пароручная.
Привод рулевого устройства – валиковый.
Якорное устройство – два якоря Холла весом 250 кг каждый.
Буксир проектировался для эксплуатации в ледовых условиях и имел хорошую ледовую проходимость.
Всего было построено 122 буксира данного проекта, из них 64 единицы для нужд гражданского флота и 58 единиц – для Советского ВМФ.
Не смотря на весьма почтенный возраст некоторые буксиры данного проекта находились в эксплуатации даже ещё в 2016 году, правда, разумеется, они уже не занимались морскими буксировками, а обеспечивали суда паром. Помните, в первой статье о паровых буксирах, мы упоминали разумных и практичных главных инженеров, у которых хватило разума и здравого смысла использовать «паровички» для вспомогательных целей. Осталось найти ещё такого, кто поможет сохранить последний из живущих буксиров данного проекта и сделать из него музей. Воплотить в жизнь такую идею в Архангельске к величайшему сожалению не удалось, и последний на Белом море буксир данного проекта «Прокатчик» не так давно был разделан на металлолом. А шо, Архангельск понять можно, нищета непостижимая и людям, а тем более чиновникам, ничего не смыслящим ни в морском деле, ни в истории, нет никакого дела до сохранения последних свидетельств исторического прошлого некогда великой, а нынче разграбленной и обнищавшей страны. Хотя их понять можно, им то какое дело до истории страны, в которой они просто «гастарбайтеры», у них конкретная задача примитивного «баклана» — нахапать побольше, и если повезёт, и их не «посадют» их же подельники, то свалить, да, да, именно свалить, из ограбленной ими страны в «забугорье». Какое уж тут сохранение исторической памяти чуждого им народа.
В качестве характерного примера, как другие нации сохраняют исторические корабли, приведём несколько фактов. В 1944 году в Финляндии для порта Хельсинки был построен портовый ледокол «Turso». После окончания Великой Отечественной Войны этот ледокол по репарации перешел в собственность Советского Союза и многие годы эксплуатировался в Ленинградском морском порту. Когда буксир был списан, Финляндия тут же выкупила его, перевела к себе, реставрировала и придала буксиру первоначальный вид. В настоящее время буксир совершает экскурсионные плавания, в том числе в 2011 году он посетил Петроград. На буксире восстановлена оригинальная паровая машина и котёл, который работает на угле. Разве это плохой пример для подражания? Или норвежцы, которые не только сохранили «Фрам» Фритьона Нансена и яхту «Йоа» Руала Амундсена, но в добавок к ним купили найденный в Канадской Арктике корпус шхуны «Мод», на которой Амундсен совершил плавание к Антарктиде, доставили его в Норвегию для восстановления и сохранения в качестве исторического наследия норвежской нации. Об англичанах и американцах полагаю говорить излишне – у них в каждом порту по несколько музейных судов и кораблей. Упомянем о японцах, которые сохранили до настоящего времени флагманский броненосец адмирала Того, на котором сей самурайский адмирал раскатал в пух и прах две русские Тихоокеанские эскадры во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
В Петрограде, на Канонерском заводе, до 2017 года верой и правдой служил в качестве источника пара буксир «Шахтёр». Его вывели из эксплуатации и разделали на металлолом в прошлом, 2017 году. Утешает, что у них имеется ещё один буксир этого проекта «ПБ-45». Может когда его решат вывести из эксплуатации, то не сразу разделают на металлолом, а предложат купить его желающим сделать из него музей.
Возможно, что где-то ещё сохранился, не попавший под безжалостную разделку на металлолом, предпоследний представитель этих трудяг и может быть удастся его сохранить.
Морской паровой буксир проекта 854 (модернизированный проект Фин-800);
Другим типом морских паровых буксиров в Беломорске были суда проекта 854. Это был модернизированный довоенный проект Фин-800. До Великой Отечественной Войны, в Финляндии, по этому проекту уже началось строительство нескольких буксиров для Советского Союза, однако в связи с начавшейся войной они не были поставлены Советскому Союзу.
После войны проект был модернизирован и получил новый шифр – 854 и по головному послевоенному судну его стали называть тип «Мурманрыба». Он был получен Министерством рыбного хозяйства СССР в 1946 году и находился в эксплуатации в Мурманске.
Буксиры данного проекта строились в Финляндии на верфи «Крейтон Вулкан» в Турку, которая и была автором проекта буксира.
В Беломорск первым из буксиров данного проекта, в 1954 г прибыл «Титан», а ещё через несколько лет туда были переданы ещё два однотипных «Норильчанин» и «Челюскин».
Данные буксиры вместе с «коньками» прослужили в пароходстве до конца 60-х, а «Титан» в 1966 г был передан в эксплуатацию Управлению Беломорско-Балтийского канала и окончательно выведен из эксплуатации в 1976 году.
Основные технические характеристики буксиров проекта 854, типа «Мурманрыба» (модернизированный Фин-800):
Буксирный морской пароход мощностью 800 и. л. с.
Тип судна – Полуторапалубный винтовой буксирный пароход с приподнятой рубкой и надстройкой на главной палубе в средней части судна.
Назначение судна – Буксировка несамоходных сухогрузных судов и плотов.
Разряд судна по Регистру СССР – «М».
Корпус судна имел ледовые подкрепления для плавания в битом льду.
Материал корпуса и надстроек – сталь «ст. 3» (марка судостроительной стали).
Размеры судна габаритные: длина – 47,90 м; ширина – 9,97 м; высота от основной линии (ОЛ) – 12,50 м.
Размеры корпуса расчетные: длина – 42,60 м; ширина – 9,50 м; высота борта – 4,70 м.
Водоизмещение с полными запасами – 827 тонн.
Осадки судна при полном водоизмещении: носом – 3,39 м; кормой – 3,90 м; средняя – 3,64 м.
Водоизмещение порожнём – 637 тонн.
Осадки судна порожнём: носом – 2,23 м; кормой – 3,53 м; средняя – 2,88 м.
Скорость судна без состава на глубокой тихой воде – 16,0 км/час.
Тяговое усилие при скорости 8 км/час – 9,5 тс.
Число мест для экипажа – 32.
Силовая установка:
Главная паровая машина – Вертикальная, тройного расширения, с золотниковым парораспределением.
Мощность – 800 и.л.с.
Частота вращения – 140 об/мин.
Давление пара – 16 кгс/кв. см.
Температура перегретого пара – 320 градусов Цельсия.
Размеры – 420 х 7000 х 1150/700 мм.
Паровой котёл – оборотный огнетрубный.
Число котлов – 2 шт.
Площадь нагрева – 140 кв. м.
Расчетное давление — 16 кгс/кв. см.
В качестве движителя использовался стальной четырёхлопастной гребной винт:
Диаметр – 2,8 м.
Шаг винта – 2,8 м.
Дисковое отношение – 0,5.
Руль – простой.
Площадь пера руля – 4,3 кв. м.
Рулевая машина – пароручная.
Привод рулевого устройства – штуртросный.
Якорное устройство – два якоря Холла весом 600 кг каждый.
Как и все финские буксиры, данный буксир проектировался для эксплуатации в ледовых условиях и имел хорошую ледовую проходимость.
Автор капитан В.Н. Филимонов