Российские эскадры «вооруженного нейтралитета» в 1781 году — Балтийский Ллойд

Российские эскадры «вооруженного нейтралитета» в 1781 году

 

Первая эскадра

 

Командующий: контр-адмирал Яков Филиппович Сухотин

Флагманский корабль «Святой Великомученик Пантелеймон»

 

Название 

корабля

Тип 

корабля

Число 

орудий

Звание 

командира

Командир 

корабля

«Пантелеймон» Линейный

74

Капитан 2-го ранга  Амандус Борисович Берх
«Не тронь меня» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Михаил Леонтьевич Мельников
«Европа» Линейный

66

Капитан 2-го ранга Николай Сергеевич Скуратов
«Память Евстафия» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Илларион Афанасьевич Повалишин 
«Виктор» Линейный

66

Капитан-лейтенант Федор Федорович Ушаков
«Мария» Фрегат

32

Капитан-лейтенант  Андрей Никифорович Крусанов
«Воин» Фрегат

32

Капитан-лейтенант  Василий Софронович Шубин

 

Плавание эскадры

 

10 мая. Корабли эскадры вытянулись из гавани на Кронштадтский рейд и стали на якоря.

14 мая. Контр-адмирал Яков Филиппович Сухотин прибыл на эскадру и на корабле «П а н т е л е й м о н» был поднят контр-адмиральский флаг.

25 мая. Корабли снялись с якоря и эскадра пошла на запад в море к проливу Зунд.

9 июня. Корабли эскадры подошли к датскому острову Мен.

11 июня. Корабли эскадры подошли с зюйда к Дрогденскому фарватеру и взяв лоцманов у деревни Драгэ, пошли на норд к рейду Копенгагена. При входе на рейд, от неверных команд лоцмана, флагманский корабль приткнулся носом к мели, от которой отошел с помощью верпования. После этого приняли другого лоцмана и во время маневрирования, снова приткнулись к мели, от которой также отошли.

12 июня. Идя на рейд флагманский корабль снова стал на мель на 21-й футовой (6,4 метра) банке с которой самостоятельно при помощи верпования стянуться не смог, поэтому приступили к снятию груза для уменьшения осадки корабля и после снятия небольшого количества груза, корабль удалось снять с мели без каких-либо повреждений. Больше уже корабль на мель не садился и благополучно стал на якорь.

23 июня. Корабли эскадры перешли на Гельсинорский рейд.

26 июня. Закончив подготовку к плаванию, корабли выбрали якоря и эскадра пошла от Гельсинора на норд в пролив Каттегат.

8 июля. Корабли подошли к Дувру и приняв лоцманов пошли в Английский канал. 

11 июля. Фрегат «М а р и я», с датскими лоцманами на борту, отделился от эскадры и пошел для их доставки к английскому берегу.

14 июля. Корабли миновали мыс Лизард и эскадра вступила в Атлантику.

25 июля. С кораблей увидели мыс Сан-Винсент.

29 июля. Корабли эскадры прошли Гибралтарский пролив и вступили в Средиземное море.

8 августа. Эскадра прошла мимо острова Минорка, на котором расположен Порт-Магон.

13 августа. Корабли прошли мимо острова Корсика.

15 августа. Эскадра пришла на рейд Ливорно, где корабли стали на якоря. К эскадре присоединился фрегат «М а р и я», который после разлучения с эскадрой в Английском канале, продолжал плавание в одиночку и по пути заходил в Лиссабон, где простоял четыре дня для исправления полученных в Атлантике повреждений.

3 сентября. Число больных в береговом лазарете из числа служителей на эскадре составило 800 человек, поэтому отправка кораблей в обратный путь на Балтику найдена невозможной и принято решение остаться на зимовку на рейде Ливорно.

12 сентября. Корабль «Е в р о п а» и фрегат «М а р и я», в виду их худого состояния, снялись с якорей и пошли на остров Эльба для исправления повреждений в местном Порту Феррайо.

7 ноября. Фрегат «М а р и я» пришел из Порто Феррайо и стал на якорь на рейде Ливорно.

10 ноября. Корабль «Е в р о п а» пришел из Порто Феррайо и стал на якорь на рейде Ливорно, где эскадра осталась на зимовку.

10 декабря. На эскадре число больных уменьшилось до 111 человек, все они находились в лазарете на берегу. Умершими от болезней числилось 28 человек. 

Вторая эскадра

Командующий: контр-адмирал Иван Антонович Борисов

Флагманский корабль «Святой Великомученик Исидор»

 

Название 

корабля

Тип 

корабля

Число 

орудий

Звание 

командира

Командир 

корабля

«Исидор» Линейный

74

Капитан бригадирского ранга Самойло Самойлович Гибс
«Азия» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Алексей Григорьевич Спиридов
«Америка» Линейный

66

Капитан 2-го ранга Матвей Григорьевич Коковцев
«Твердый» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Иван Федорович Салманов

 

Плавание эскадры

 

С начала года по 18 апреля корабли эскадры стояли на якорях на рейде Ливорно.

К месту будет упомянуть нашим любезным читателям, что рейд Ливорно и находящихся, рядом к норду небольшого портового городка Марина-ди-Каррара, знаменитого своим белым мрамором, а к зюйду до острова Эльба с  Порто-Феррайо, расположены в уникальнейшем месте западного побережья Апеннинского полуострова и всего западного Средиземноморья. Уникальность места в том, что большую часть года над ним располагается область высокого давления, которая формирует в нем тихую ясную погоду. Во весь год в нем бывает всего несколько дней со штормовой погодой. Для стоянки на якоре парусных кораблей такое место является наиудобнейшим и в западном Средиземноморье другого такого нет. 

Формированию антициклона способствует цепь Апеннинских гор, как бы полукругом окружающая долину реки Арно с норда, оста и зюйда, и гор на острове Корсика, защищающих с зюйд-веста. В сравнении с Генуэзским заливом, расположенным к норду, разность в ветрах просто огромная, в то время как генуэзцы ищут укрытия от ветра, моряки на рейде Ливорно, наслаждаются тишиной и любуются синевой ясного неба.

Для стоянки российских кораблей рейд Ливорно удобен еще и его нахождением вблизи Флоренции и удобнейшим с ней дорожным сообщением, из которой открывается кратчайший путь через Болонью, хоть   через Верону далее на север в Берлин, хоть через Милан в Париж или через Паду и Венецию в Вену и на Балканы, что позволяет поддерживать командующему эскадрой скорое почтовое сообщение как с Петербургом, так и российскими посланниками в ведущих европейских столицах. 

Именно по вышеперечисленным причинам, рейд Ливорно был избран местом стоянки российских кораблей на Средиземном море, кои для россиян, были впервые подтверждены в 1765 году, длительным пребыванием на нем нашего фрегата «Надежда Благополучия», пришедшего сюда из Кронштадта под командованием нашего славнейшего морского офицера, капитана 1-го ранга Федора Степановича Плещеева, в последствие геройски погибшего в Чесменском сражении в должности флаг-офицера, при взрыве флагманского корабля «Святой Евстафий Плакида». 

Мы же продолжим повествование о плавании эскадры контр-адмирала Ивана Антоновича Борисова.

18 апреля. Корабли эскадры выбрали якоря и эскадра отправилась в плавание на Балтику к своим портам.

18 мая. Корабли эскадры стали на якоря на рейде испанского порта Кадис.

6 июня. Корабли снялись с якорей и пошли в Атлантику.

Почти в продолжении всего плавания до мыса Скаген, которое длилось шесть недель, плавание эскадры сильно затрудняли крепкие противные ветры и великое волнение, особенно при плавании в Бискайском заливе, печально известного своими жестокими штормами, с которыми мореплаватели могут встретиться даже и в летние месяцы. 

30 июня. С кораблей эскадры увидели мыс Лизард и эскадра вошла в Английский канал.

2 июля. Эскадра миновала Дувр и вышла в Немецкое море, где на переходе до Скагена выдержала очередной прежестокий шторм, причинивший кораблям множество повреждений. На них были переломлены некоторые стендерсы и кницы, покороблены палубы,  ослаблено крепление бортов и они приметным образом отходили на качке, в бархоуте стыки между досками обшивки разошлись и возникла превеликая течь, так что команды беспрестанно вынуждены были отливать поступающую внутрь корпуса воду за борт. Меньше кораблей пострадали фрегаты, так как они имели меньшие размеры и поэтому для их корпусов качка была менее чувствительна и оказала меньшее разрушительное воздействие.

Следует заметить, что во времена парусного флота было отмечено, что чем меньше размеры корпуса корабля тем легче он переносит шторм и существенно меньше получает повреждений, поэтому для кругосветных плаваний обычно использовали корабли небольших размеров, например корабль Второй российской кругосветки, шлюп «Д и а н а», имел вместимость всего 300 тонн, длину 27,7 метра и ширину 7,6 метра. По сравнению с современными кораблями «Д и а н а» была просто «скорлупка несерьезная», однако это не помешало отважным российским мореплавателям, под командованием искуснейшего из российских мореплавателей Василия Михайловича Головнина, успешно совершить многотрудное плавание от Кронштадта до Камчатки и выдержать жесточайшие шторма у мыса Горн.

12 июля. Во время шторма корабль «А м е р и к а» разлучился с эскадрой.

14 июля. С кораблей увидели мыс Дернеус и эскадра пошла по проливу Скагеррак на Ост.

15 июля. В проливе Скагеррак, в виду мыса Скаген, корабль «Т в е р д ы й» разлучился с эскадрой и до рейда Копенгагена следовал самостоятельно.  Обогнув Скаген, в проливе Каттегат под вечер, к эскадре присоединился корабль «А м е р и к а».

16 июля. Эскадра встретила большой конвой из 200 английских купеческих кораблей, шедших под охраной четырех военных фрегатов. 

17 июля. Эскадра прошла Гельсинор и следуя на зюйд по проливу Зунд, прибыла на рейд, где корабли стали на якоря, разумеется, кроме корабля «Т в е р д ы й».

21 июля. Корабль «Т в е р д ы й» пришел на рейд Копенгагена и присоединился к эскадре.

5 августа. Корабли выбрали якоря и эскадра пошла в Балтийское море.

14 августа. Корабли пришли на Кронштадтский рейд и стали на якоря.

22 августа. Корабли эскадры втянулись в Кронштадскую гавань и завершили кампанию.

 

Третья эскадра

 

Командующий: капитан бригадирского ранга Никифор Львович Палибин

Флагманский корабль «Святой Великомученик Иезекииль»

 

Название 

корабля

Тип 

корабля

Число 

орудий

Звание 

командира

Командир 

корабля

«Иезекииль» Линейный

74

Капитан 1-го ранга Петр Иванович Ханыков
«Князь Владимир» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Князь Федор Никитич Шаховский
«Спиридон» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Евстафий Степанович Одинцов
«Александр» Фрегат

32

Капитан 2-го ранга Михаил Кондратьевич Макаров

 

Плавание эскадры

 

С 1 января по 3 мая эскадра находилась на якорях на рейде порта Лиссабон на реке Тахо.

4 мая. Корабли снялись с якорей на рейде Лиссабона и эскадра пошла в Атлантику для плавания к своим портам.

23 мая. Корабли завершили океанское плавание и вошли в Английский канал.

24 мая. Эскадра пришла на рейд Портсмута и корабли стали на якоря для приема лоцманов.

25 мая. Корабли выбрали якоря и под проводкой лоцманов пошли на Ост.

28 мая. Эскадра пришла в пролив Дувр и на Дильском рейде корабли стали на якоря.

18 июня. Корабли выбрали якоря и эскадра пошла в Немецкое море.

29 июня. Корабли эскадры стали на якоря на рейде Копенгагена.

3 июля. Выбрав якоря, корабли пошли в Балтийское море.

15 июля. Эскадра завершила переход через Балтику и стала на якоря на рейде Кронштадта, где к ней присоединился, стоящий на якоре  корабль «Д е р и с ь».

Одиночное плавание корабля «Давид Селунский»

С 1 января по 13 марта корабль стоял на зимовке, отшвартовавшись в гавани Копенгагена, его офицеры поселились на частных квартирах, а служителей поместили в казармы. При посещении Копенгагена, у российских мореплавателей считалось обязательным ритуалом, воспользоваться случаем и полакомиться датским деликатессом — котлетками из селедки. Сами посудите, что может сравниться по вкусу со свежей селедочкой! А котлетки из нежной селедочки перед длительным, это же праздник для души моряка пере длительным и многотрудным плаванием. 

13 марта. Завершив зимовку, корабль вытянулся на рейд Копенгагена и стал на якоря, команда приступила к снаряжению и подготовке корабля к плаванию.

23 апреля. Завершив подготовку корабля и налившись пресной водой, корабль выбрал якоря и пошел в Балтику к своим портам.

8 мая. Корабль завершил плавание и прибыл на рейд Кронштадта, где стал на якоря.

12 мая. Корабль втянулся в кронштадскую гавань.

Одиночное плавание корабля «Д е р и с ь»

С 1 января по 11 марта корабль стоял на зимовке, ошвартованный в одной гаваней Портсмута, куда пришел с моря 4 ноября прошлого года. Во времена парусного флота, Портсмут имел огромное значение для российских моряков, в нем они пополняли запасы, получали навигационные карты и пособия, приборы и инструменты, для определения суточного хода хронометров, отвозили их в знаменитую Гринвичскую обсерваторию в Лондон, ремонтировали повреждения на кораблях, знакомились с достижениями и новшествами Британского Королевского флота, приобретали необходимые в плавании приборы, например, ручные помпы (насосы) для откачивания воды из трюма, опреснители и многое другое, поправляли здоровье морякам, общались в ресторанах и тавернах с моряками со всего света, одним словом, занимались всем тем, что существенно увеличивало шансы вернуться из океана живыми и здоровыми. 

11 марта. Корабль вытянулся из гавани и стал на якоря на Портсмутом рейде у острова Уайт, где команда приступила к снаряжению и подготовке корабля к плаванию.

1 мая. Закончив снаряжение корабля и налившись водой, выбрали якоря и пошли Английским каналом к Осту.

7 мая. Корабль стал на якоря на Дильском рейде в проливе Дувр.

22 мая. Дождавшись благоприятного ветра, выбрали якоря и пошли на Норд в Немецкое море.

4 июня. Корабль обогнул мыс Скаген и проливом Каттегат пошел на Зюйду к Гельсинору (в пролив Зунд).

10 июня. Корабль пришел на рейд Копенгагена и стал на якоря.

18 июня. С попутным ветром корабль снялся с якорей и пошел в Балтику.

25 июня. Завершив переход, корабль пришел на родной Кронштадтский рейд и стал на якоря.