Первая эскадра
Командующий: контр-адмирал Яков Филиппович Сухотин
Флагманский корабль «Святой Великомученик Пантелеймон»
Название корабля |
Тип
корабля |
Число
орудий |
Звание
командира |
Командир корабля |
«Пантелеймон» | Линейный |
74 |
Капитан 2-го ранга | Амандус Борисович Берх |
«Не тронь меня» | Линейный |
66 |
Капитан 1-го ранга | Михаил Леонтьевич Мельников |
«Европа» | Линейный |
66 |
Капитан 2-го ранга | Николай Сергеевич Скуратов |
«Память Евстафия» | Линейный |
66 |
Капитан 1-го ранга | Илларион Афанасьевич Повалишин |
«Виктор» | Линейный |
66 |
Капитан-лейтенант | Федор Федорович Ушаков |
«Мария» | Фрегат |
32 |
Капитан-лейтенант | Андрей Никифорович Крусанов |
«Воин» | Фрегат |
32 |
Капитан-лейтенант | Василий Софронович Шубин |
Плавание эскадры
10 мая. Корабли эскадры вытянулись из гавани на Кронштадтский рейд и стали на якоря.
14 мая. Контр-адмирал Яков Филиппович Сухотин прибыл на эскадру и на корабле «П а н т е л е й м о н» был поднят контр-адмиральский флаг.
25 мая. Корабли снялись с якоря и эскадра пошла на запад в море к проливу Зунд.
9 июня. Корабли эскадры подошли к датскому острову Мен.
11 июня. Корабли эскадры подошли с зюйда к Дрогденскому фарватеру и взяв лоцманов у деревни Драгэ, пошли на норд к рейду Копенгагена. При входе на рейд, от неверных команд лоцмана, флагманский корабль приткнулся носом к мели, от которой отошел с помощью верпования. После этого приняли другого лоцмана и во время маневрирования, снова приткнулись к мели, от которой также отошли.
12 июня. Идя на рейд флагманский корабль снова стал на мель на 21-й футовой (6,4 метра) банке с которой самостоятельно при помощи верпования стянуться не смог, поэтому приступили к снятию груза для уменьшения осадки корабля и после снятия небольшого количества груза, корабль удалось снять с мели без каких-либо повреждений. Больше уже корабль на мель не садился и благополучно стал на якорь.
23 июня. Корабли эскадры перешли на Гельсинорский рейд.
26 июня. Закончив подготовку к плаванию, корабли выбрали якоря и эскадра пошла от Гельсинора на норд в пролив Каттегат.
8 июля. Корабли подошли к Дувру и приняв лоцманов пошли в Английский канал.
11 июля. Фрегат «М а р и я», с датскими лоцманами на борту, отделился от эскадры и пошел для их доставки к английскому берегу.
14 июля. Корабли миновали мыс Лизард и эскадра вступила в Атлантику.
25 июля. С кораблей увидели мыс Сан-Винсент.
29 июля. Корабли эскадры прошли Гибралтарский пролив и вступили в Средиземное море.
8 августа. Эскадра прошла мимо острова Минорка, на котором расположен Порт-Магон.
13 августа. Корабли прошли мимо острова Корсика.
15 августа. Эскадра пришла на рейд Ливорно, где корабли стали на якоря. К эскадре присоединился фрегат «М а р и я», который после разлучения с эскадрой в Английском канале, продолжал плавание в одиночку и по пути заходил в Лиссабон, где простоял четыре дня для исправления полученных в Атлантике повреждений.
3 сентября. Число больных в береговом лазарете из числа служителей на эскадре составило 800 человек, поэтому отправка кораблей в обратный путь на Балтику найдена невозможной и принято решение остаться на зимовку на рейде Ливорно.
12 сентября. Корабль «Е в р о п а» и фрегат «М а р и я», в виду их худого состояния, снялись с якорей и пошли на остров Эльба для исправления повреждений в местном Порту Феррайо.
7 ноября. Фрегат «М а р и я» пришел из Порто Феррайо и стал на якорь на рейде Ливорно.
10 ноября. Корабль «Е в р о п а» пришел из Порто Феррайо и стал на якорь на рейде Ливорно, где эскадра осталась на зимовку.
10 декабря. На эскадре число больных уменьшилось до 111 человек, все они находились в лазарете на берегу. Умершими от болезней числилось 28 человек.
Вторая эскадра
Командующий: контр-адмирал Иван Антонович Борисов
Флагманский корабль «Святой Великомученик Исидор»
Название корабля |
Тип
корабля |
Число
орудий |
Звание
командира |
Командир корабля |
«Исидор» | Линейный |
74 |
Капитан бригадирского ранга | Самойло Самойлович Гибс |
«Азия» | Линейный |
66 |
Капитан 1-го ранга | Алексей Григорьевич Спиридов |
«Америка» | Линейный |
66 |
Капитан 2-го ранга | Матвей Григорьевич Коковцев |
«Твердый» | Линейный |
66 |
Капитан 1-го ранга | Иван Федорович Салманов |
Плавание эскадры
С начала года по 18 апреля корабли эскадры стояли на якорях на рейде Ливорно.
К месту будет упомянуть нашим любезным читателям, что рейд Ливорно и находящихся, рядом к норду небольшого портового городка Марина-ди-Каррара, знаменитого своим белым мрамором, а к зюйду до острова Эльба с Порто-Феррайо, расположены в уникальнейшем месте западного побережья Апеннинского полуострова и всего западного Средиземноморья. Уникальность места в том, что большую часть года над ним располагается область высокого давления, которая формирует в нем тихую ясную погоду. Во весь год в нем бывает всего несколько дней со штормовой погодой. Для стоянки на якоре парусных кораблей такое место является наиудобнейшим и в западном Средиземноморье другого такого нет.
Формированию антициклона способствует цепь Апеннинских гор, как бы полукругом окружающая долину реки Арно с норда, оста и зюйда, и гор на острове Корсика, защищающих с зюйд-веста. В сравнении с Генуэзским заливом, расположенным к норду, разность в ветрах просто огромная, в то время как генуэзцы ищут укрытия от ветра, моряки на рейде Ливорно, наслаждаются тишиной и любуются синевой ясного неба.
Для стоянки российских кораблей рейд Ливорно удобен еще и его нахождением вблизи Флоренции и удобнейшим с ней дорожным сообщением, из которой открывается кратчайший путь через Болонью, хоть через Верону далее на север в Берлин, хоть через Милан в Париж или через Паду и Венецию в Вену и на Балканы, что позволяет поддерживать командующему эскадрой скорое почтовое сообщение как с Петербургом, так и российскими посланниками в ведущих европейских столицах.
Именно по вышеперечисленным причинам, рейд Ливорно был избран местом стоянки российских кораблей на Средиземном море, кои для россиян, были впервые подтверждены в 1765 году, длительным пребыванием на нем нашего фрегата «Надежда Благополучия», пришедшего сюда из Кронштадта под командованием нашего славнейшего морского офицера, капитана 1-го ранга Федора Степановича Плещеева, в последствие геройски погибшего в Чесменском сражении в должности флаг-офицера, при взрыве флагманского корабля «Святой Евстафий Плакида».
Мы же продолжим повествование о плавании эскадры контр-адмирала Ивана Антоновича Борисова.
18 апреля. Корабли эскадры выбрали якоря и эскадра отправилась в плавание на Балтику к своим портам.
18 мая. Корабли эскадры стали на якоря на рейде испанского порта Кадис.
6 июня. Корабли снялись с якорей и пошли в Атлантику.
Почти в продолжении всего плавания до мыса Скаген, которое длилось шесть недель, плавание эскадры сильно затрудняли крепкие противные ветры и великое волнение, особенно при плавании в Бискайском заливе, печально известного своими жестокими штормами, с которыми мореплаватели могут встретиться даже и в летние месяцы.
30 июня. С кораблей эскадры увидели мыс Лизард и эскадра вошла в Английский канал.
2 июля. Эскадра миновала Дувр и вышла в Немецкое море, где на переходе до Скагена выдержала очередной прежестокий шторм, причинивший кораблям множество повреждений. На них были переломлены некоторые стендерсы и кницы, покороблены палубы, ослаблено крепление бортов и они приметным образом отходили на качке, в бархоуте стыки между досками обшивки разошлись и возникла превеликая течь, так что команды беспрестанно вынуждены были отливать поступающую внутрь корпуса воду за борт. Меньше кораблей пострадали фрегаты, так как они имели меньшие размеры и поэтому для их корпусов качка была менее чувствительна и оказала меньшее разрушительное воздействие.
Следует заметить, что во времена парусного флота было отмечено, что чем меньше размеры корпуса корабля тем легче он переносит шторм и существенно меньше получает повреждений, поэтому для кругосветных плаваний обычно использовали корабли небольших размеров, например корабль Второй российской кругосветки, шлюп «Д и а н а», имел вместимость всего 300 тонн, длину 27,7 метра и ширину 7,6 метра. По сравнению с современными кораблями «Д и а н а» была просто «скорлупка несерьезная», однако это не помешало отважным российским мореплавателям, под командованием искуснейшего из российских мореплавателей Василия Михайловича Головнина, успешно совершить многотрудное плавание от Кронштадта до Камчатки и выдержать жесточайшие шторма у мыса Горн.
12 июля. Во время шторма корабль «А м е р и к а» разлучился с эскадрой.
14 июля. С кораблей увидели мыс Дернеус и эскадра пошла по проливу Скагеррак на Ост.
15 июля. В проливе Скагеррак, в виду мыса Скаген, корабль «Т в е р д ы й» разлучился с эскадрой и до рейда Копенгагена следовал самостоятельно. Обогнув Скаген, в проливе Каттегат под вечер, к эскадре присоединился корабль «А м е р и к а».
16 июля. Эскадра встретила большой конвой из 200 английских купеческих кораблей, шедших под охраной четырех военных фрегатов.
17 июля. Эскадра прошла Гельсинор и следуя на зюйд по проливу Зунд, прибыла на рейд, где корабли стали на якоря, разумеется, кроме корабля «Т в е р д ы й».
21 июля. Корабль «Т в е р д ы й» пришел на рейд Копенгагена и присоединился к эскадре.
5 августа. Корабли выбрали якоря и эскадра пошла в Балтийское море.
14 августа. Корабли пришли на Кронштадтский рейд и стали на якоря.
22 августа. Корабли эскадры втянулись в Кронштадскую гавань и завершили кампанию.
Третья эскадра
Командующий: капитан бригадирского ранга Никифор Львович Палибин
Флагманский корабль «Святой Великомученик Иезекииль»
Название корабля |
Тип
корабля |
Число
орудий |
Звание
командира |
Командир корабля |
«Иезекииль» | Линейный |
74 |
Капитан 1-го ранга | Петр Иванович Ханыков |
«Князь Владимир» | Линейный |
66 |
Капитан 1-го ранга | Князь Федор Никитич Шаховский |
«Спиридон» | Линейный |
66 |
Капитан 1-го ранга | Евстафий Степанович Одинцов |
«Александр» | Фрегат |
32 |
Капитан 2-го ранга | Михаил Кондратьевич Макаров |
Плавание эскадры
С 1 января по 3 мая эскадра находилась на якорях на рейде порта Лиссабон на реке Тахо.
4 мая. Корабли снялись с якорей на рейде Лиссабона и эскадра пошла в Атлантику для плавания к своим портам.
23 мая. Корабли завершили океанское плавание и вошли в Английский канал.
24 мая. Эскадра пришла на рейд Портсмута и корабли стали на якоря для приема лоцманов.
25 мая. Корабли выбрали якоря и под проводкой лоцманов пошли на Ост.
28 мая. Эскадра пришла в пролив Дувр и на Дильском рейде корабли стали на якоря.
18 июня. Корабли выбрали якоря и эскадра пошла в Немецкое море.
29 июня. Корабли эскадры стали на якоря на рейде Копенгагена.
3 июля. Выбрав якоря, корабли пошли в Балтийское море.
15 июля. Эскадра завершила переход через Балтику и стала на якоря на рейде Кронштадта, где к ней присоединился, стоящий на якоре корабль «Д е р и с ь».
Одиночное плавание корабля «Давид Селунский»
С 1 января по 13 марта корабль стоял на зимовке, отшвартовавшись в гавани Копенгагена, его офицеры поселились на частных квартирах, а служителей поместили в казармы. При посещении Копенгагена, у российских мореплавателей считалось обязательным ритуалом, воспользоваться случаем и полакомиться датским деликатессом — котлетками из селедки. Сами посудите, что может сравниться по вкусу со свежей селедочкой! А котлетки из нежной селедочки перед длительным, это же праздник для души моряка пере длительным и многотрудным плаванием.
13 марта. Завершив зимовку, корабль вытянулся на рейд Копенгагена и стал на якоря, команда приступила к снаряжению и подготовке корабля к плаванию.
23 апреля. Завершив подготовку корабля и налившись пресной водой, корабль выбрал якоря и пошел в Балтику к своим портам.
8 мая. Корабль завершил плавание и прибыл на рейд Кронштадта, где стал на якоря.
12 мая. Корабль втянулся в кронштадскую гавань.
Одиночное плавание корабля «Д е р и с ь»
С 1 января по 11 марта корабль стоял на зимовке, ошвартованный в одной гаваней Портсмута, куда пришел с моря 4 ноября прошлого года. Во времена парусного флота, Портсмут имел огромное значение для российских моряков, в нем они пополняли запасы, получали навигационные карты и пособия, приборы и инструменты, для определения суточного хода хронометров, отвозили их в знаменитую Гринвичскую обсерваторию в Лондон, ремонтировали повреждения на кораблях, знакомились с достижениями и новшествами Британского Королевского флота, приобретали необходимые в плавании приборы, например, ручные помпы (насосы) для откачивания воды из трюма, опреснители и многое другое, поправляли здоровье морякам, общались в ресторанах и тавернах с моряками со всего света, одним словом, занимались всем тем, что существенно увеличивало шансы вернуться из океана живыми и здоровыми.
11 марта. Корабль вытянулся из гавани и стал на якоря на Портсмутом рейде у острова Уайт, где команда приступила к снаряжению и подготовке корабля к плаванию.
1 мая. Закончив снаряжение корабля и налившись водой, выбрали якоря и пошли Английским каналом к Осту.
7 мая. Корабль стал на якоря на Дильском рейде в проливе Дувр.
22 мая. Дождавшись благоприятного ветра, выбрали якоря и пошли на Норд в Немецкое море.
4 июня. Корабль обогнул мыс Скаген и проливом Каттегат пошел на Зюйду к Гельсинору (в пролив Зунд).
10 июня. Корабль пришел на рейд Копенгагена и стал на якоря.
18 июня. С попутным ветром корабль снялся с якорей и пошел в Балтику.
25 июня. Завершив переход, корабль пришел на родной Кронштадтский рейд и стал на якоря.