Российские эскадры «вооруженного нейтралитета» в 1780 году — Балтийский Ллойд

Российские эскадры «вооруженного нейтралитета» в 1780 году

Первая эскадра

 

Командующий: контр-адмирал Иван Антонович Борисов

Флагманский корабль «Святой Великомученик Исидор»

 

Название корабля

Тип корабля Число орудий Звание командира Командир корабля

«Исидор»

Линейный 74 Капитан бригадирского ранга Самойло Самойлович Гибс

«Азия»

Линейный 66 Капитан 1-го ранга

Алексей Григорьевич Спиридов

«Америка»

Линейный 66 Капитан 2-го ранга

Матвей Григорьевич Коковцев

«Слава России»

Линейный 66 Капитан 1-го ранга

Иван Абросимович Баскаков

«Твердый»

Линейный 66 Капитан 2-го ранга

Иван Федорович Салманов

«Патрикий»

Фрегат 32 Капитан-лейтенант 

Франц Иванович Денисов

«Симеон» Фрегат

32

Капитан-лейтенант 

Гавриил Кузмич Голенкин

Плавание эскадры

 

12 мая. Корабли эскадры вытянулись из гавани Кронштадта на рейд.

19 мая. Контр-адмирал Иван Антонович Борисов прибыл на эскадру и его флаг был поднят на корабле «И с и д о р».

23 мая. Кораблям эскадры был дан депутатский смотр (осмотр кораблей вышестоящим начальством).

11 июня. Корабли эскадры снялись с якоря и пошли на Вест в Балтийское море.

12 июня. В Финском заливе, на флагманском корабле «И с и д о р» переломился грот-марса-рей и для исправления повреждения, корабли эскадры стали на якорь у острова Сескар.

13 июня. После замены переломившегося грот-марса-рея на корабле «И с и д о р», эскадра снялась с якоря и пошла на запад.

16 июня. Эскадра прошла мыс Дагерорд (западная оконечность острова Даго — в настоящее время эстонский остров Хийума в Моонзундском архипелаге).

22 июня. Корабли эскадры стали на якорь на рейде Копенгагена.

20 июля. Корабли сняли с якоря и эскадра пошла на север в Немецкое море.

22 июля. Корабли эскадры лавировали у мыса Скаген. 

29 июля. Эскадра стала на якорь у голландского острова Тексел для приема лоцманов.

5 августа. Приняв лоцманов эскадра снялась с якоря и пошла к Английскому канала (пролив Ла-Манш).

7 августа. Эскадра стала на якорь Дувра (небольшой портовый город в графстве Кент на берегу пролива Дувр).

8 августа. Корабли снялись с якоря и пошли в Английский канал, имея на эскадре 200 человек больных из числа команд кораблей.

13 августа. Эскадра прошла Английский канал и вступила в Атлантический океан. (Выходом в Атлантический океан из Английского канала считается прохождение меридиана мыса Лизард (Lizard Point) — самый южный мыс Великобритании на полуострове Корнуолл).

16 августа. Эскадра прошла широту мыса Финистерре.

28 августа. Корабли эскадры вошли в устье реки Тахо (Tejo) и не доходя до Лиссабона, стали на якорь для исправления повреждений, полученных во время плавания от мыса Финистерре, замены изодранных парусов и лечения больных, которых свезли на берег с корабля «И с и д о р» 121, «А з и я» — 136, «А м е р и к а» — 88, «Слава России» — 223, «Т в е р д ы й» — 145, «П а т р и к и й» — 57, «С и м е о н» — 22, всего — 792 человека.

8 октября. Корабли эскадры снялись с якоря и пошли с рейда Лиссабона в море.

9 октября. Эскадра прошла мыс Сан-Винсент.

10 октября. Эскадра вошла в Гибралтарский пролив.

20 октября. Эскадра прошла мимо острова Минорка, на котором находится Порт-Магон, в который отправился фрегат «П а т р и к и й» для поправления изорвавшегося такелажа.

23 октября. Эскадра попала в шторм, и ночью корабль «Слава России» разлучился с эскадрой и потерпел крушение на рифе острова Ланже-Лингер, в 8-ми с четвертью милях к Осту от французского порта Тулон. При крушении погибло 11 человек.

26 октября. Корабли эскадры, за исключением корабля «Слава России» и фрегата «П а т р и к и й», пришли на рейд итальянского порта Ливорно и стали на якорь.

4 ноября. На рейде Ливорно стал на якорь фрегат «П а т р и к и й», пришедший из Порт-Могона.

Вторая эскадра

 

Командующий: контр-адмирал Александр Иванович Круз

Флагманский корабль «Святой Великомученик Пантелеймон»

 

Название корабля

Тип корабля Число орудий Звание командира

Командир корабля

«Пантелеймон»

Линейный

74

Капитан 2-го ранга

Амандус Борисович Берх
«Святой Николай» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Роберт Карлович Дугдаль
«Надежда Благополучия» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Михаил Леонтьевич Мельников
«Александр Невский» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Григорий Иванович Бухарин
«Ингерманланд» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Илларион Афанасьевич Повалишин
«Мария» Фрегат

32

Капитан-лейтенант  Андрей Никифорович Крусанов

Плавание эскадры

 

12 Мая. Корабли эскадры вытянулись из гавани на Кронштадтский рейд.

19 мая. На корабль «П а н т е л е й м о н» прибыл контр-адмирал Александр Иванович Круз и на нем был поднят флаг командующего эскадрой.

23 мая. Кораблям эскадры был дан депутатский смотр.

11 июня. Корабли эскадры сняли с якорей и пошли на Вест в Балтийское море. 

21 июня. Эскадра стала на якорь у мыса Стефенс датского острова Зеландия для принятия датских лоцманов на борт кораблей.

22 июня. Корабли эскадры стали на якоря на рейде Копенгагена.

25 июня. Эскадра перешла на рейд Гельсинора (датский портовый город Хельсингер, расположенный на выходе из пролива Зунд в пролив Каттегат. На мысе стоит знаменитый Гельсинорский замок — замок Гамлета, прославленный Уильямом Шекспиром).

20 июля. Корабли эскадры снялись с якорей и пошли в пролив Каттегат для следования в Немецкое (Северное) море.

31 июля. Эскадра подошла к Английскому каналу и для исправления полученных кораблями повреждений, стали на якоря на Дильском рейде. Дил (Deal) — это небольшой английский портовый город в графстве Кент, расположенный на берегу пролива Дувр (Dover Strait). Во время плавания в Немецком море, на корабле «Александр Невский» была повреждена грот-стеньга, а на корабле «Святой Николай» переломился грот-марса-рей.

11 августа. Исправив повреждения и подготовившись к плаванию, корабли эскадры снялись с якорей и пошли в крейсерство в Немецкое море на Доггер-банку — Dogger Bank (обширное мелководье, находящееся, примерно, в средней части Немецкого моря и известное своими рыбными запасами).

19 августа. По причине увеличившегося числа больных на эскадре до 470 человек, корабли, за исключением отставшего фрегата «М а р и я», зашла в норвежский Христианштадтский залив и стали на якоря. На берегу разбили палатки и на шлюпках свезли туда больных.

23 августа. В залив пришел и стал на якорь фрегат «М а р и я. Число больных на эскадре увеличилось до 637 человек.

9 сентября. Число больных уменьшилось до 320 человек и они были перевезены на корабли.

16 сентября. Корабли снялись с якорей и вышли из залива в море.

19 сентября. Эскадра вошла в пролив Каттегат.

23 сентября. Корабли эскадры стали на якоря на рейде Копенгагена.

2 октября. Эскадра покинула рейд и пошла к своим портам.

8 октября. Корабли эскадры стали на якоря на рейде Кронштадта.

17 октября. Корабли втянулись в Кронштадскую гавань на зимовку.

Третья эскадра

 

Командующий: капитан бригадирского ранга Никифор Львович Палибин

Флагманский корабль «Святой Великомученик Иезекииль»

 

Название корабля

Тип корабля Число орудий Звание командира

Командир корабля

«Иезекииль» Линейный

74

Капитан 2-го ранга Петр Иванович Ханыков
«Князь Владимир» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Князь Федор Никитич Шаховский
«Спиридон» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Евстафий Степанович Одинцов
«Давид Селунский» Линейный

66

Капитан 1-го ранга Мартын Петрович Фондезин
«Дерись» Линейный

66

Капитан 2-го ранга Томас Макензи
«Александр» Фрегат

32

Капитан-лейтенант  Михаил Кондратьевич Макаров

Плавание эскадры

 

14 мая. Корабли эскадры вытянулись из гавани на Кронштадтский рейд.

20 мая. Командующий эскадры капитан бригадирского ранга Никифор Львович Палибин прибыл на эскадру и на флагманском корабле «И е з е к и и л ь» был поднят его брейд-вымпел (В отличие от контр-адмирала, которому полагался флаг, капитану бригадирского ранга полагался только брейд-вымпел).

21 мая. Кораблям эскадры был дан депутатский смотр.

11 июня. Корабли снялись с якорей и эскадра пошла к Весту в Балтийское море.

22 июня. Корабли эскадры стали на якоря на рейде Копенгагена.

20 июля. Корабли снялись с якорей и эскадра пошла к Норду в пролив Каттегат.

23 июля. Эскадра обогнула мыс Скаген и проливом Скагеррак пошла в Немецкое море.

30 июля. Корабли эскадры стали на якоря у голландского острова Тексел для приема лоцманов, где уже стояла Первая эскадра.

5 августа. Приняв лоцманов, корабли снялись с якорей и пошли к Английскому каналу.

7 августа. Корабли эскадры стали на якоря на рейде порта Дил в проливе Дувр.

8 августа. Корабли снялись с якорей и эскадра пошла к Весту в Английский канал.

11 августа. На корабле «Давид Селунский» число больных увеличилось до 116 человек и командир с офицерами запросили командующего эскадрой разрешить кораблю идти в ближайший порт для лечения больных и отдыха команды.

13 августа. Кораблю «Давид Селунский» было дано разрешение идти в ближайший порт и отделившись от эскадры он пошел в английский порт Портсмут (Portsmouth), расположенный у устья реки Солент (The Solent), на которой расположен портовый город Саутгемптон (Southampton).

14 августа. Эскадра прошла мыс Лизард и вышла в Атлантический океан.

15 августа. Корабль «Давид Селунский» стал на якорь на Портсмутом рейде. К этому времени на борту было уже 153 человека больных. Англичане разрешили свезти их для лечения на остров Уайт (Isle of Wight).

24 августа. Число больных на корабле «Давид Селунский» увеличилось до 202 человек.

28 августа. Напротив устья реки Тахо, корабль «Д е р и с ь» и фрегат «Александр» отделились и пошли в Лиссабон, а остальные корабли эскадры пошли в крейсерство к мысу Сан-Винсент — Cabo de Sao Vicente (самый юго-западный мыс португальского побережья, от которого корабли идущие из северных портов Европы поворачивают к Гибралтарскому проливу (Strait of Gibraltar). 

6 сентября. Завершив крейсерство, эскадра вошла в реку Тахо и на рейде Лиссабона корабли стали на якоря. К эскадре присоединился корабль «Д е р и с ь».

7 сентября. На стоящем на Плимутом рейде корабле «Давид Селунский число больных достигло 250 человек и с этого дня начало снижаться.

8 сентября. Корабли эскадры выбрали якоря и с рейда Лиссабона эскадра пошла в Атлантику для плавания к своим портам.

19 сентября. Находясь на широте испанского мыса Финистерре, имея постоянно противные (встречные) ветра и не надеясь за поздним временем года достичь своих портов до наступления зимы, командующий эскадрой, по консилиуму с командирами кораблей, решил вести корабли обратно в Лиссабон на зимовку. Ночью корабль «Д е р и с ь» разлучился с эскадрой.

7 октября. Командир корабля «Давид Селунский» получил приказание соединиться со своей эскадрой, которая как предполагалось, следовала из Атлантики к своим портам.

11 октября. Корабль «Давид Селунский» снялся с якоря на Портсмутом рейде и пошел в Английский канал на соединение с эскадрой, однако не встретив ее, повернул и пошел самостоятельно на Балтику к своим портам.

25 октября. Корабли стали на якоря на рейде Лиссабона, где эскадра осталась на зимовку. В этот же день корабль «Давид Селунский» стал на якорь на рейде Копенгагена.

26 октября. Корабль «Д е р и с ь», находящийся в море со дня разлучения с эскадрой и получивший за это время от крепких ветров сильные повреждения и большую течь, пошел к ближайшему английскому порту в Английском канале.

4 ноября. Корабль «Д е р и с ь» прибыл в Порт Портсмут и остался в нем на зимовку.

9 декабря. Не дождавшись прихода эскадры, корабль «Давид Селунский» втянулся в гавань порта Копенгаген и расположился в ней на зимовку.