Способ погрузки и выгрузки колесных транспортных средств на плавучее средство методом вкатывания-выкатывания появился несколько столетий назад, точных сведений история не сохранила, где, когда и кому впервые пришла мысль использовать для погрузки колёсной повозки на речной паром простых плах. Постепенно плахи заменили простой аппарелью, которая была закреплена к палубе парома и опускалась, и поднималась вручную верёвкой, пропущенной через пару блоков, которые со временем были заменены ручной лебедкой. На современных паромах аппарель приводится в движение электрогидравлическими устройствами.
Очевидно, что приспособить речной паром для погрузки на него колесной повозки было довольно легко так как переправа через неширокие реки не представляла большого труда. Однако, чем шире река, тем задача сохранной и безопасной переправы через неё значительно усложнялась. Так, например, переправа через Волгу, в осеннее время, была сопряжена с очень большим риском для переправляющихся, так как ширина реки уже достаточна для того, чтобы на неё ветер мог поднять крутую волну, которая раскачивала и расшатывала речные паромы и под действием ветра и волны они терпели крушения и переправляющиеся на них люди тонули в реке. Мы приведём далее описание Волги в осенний день из произведения великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука»:
«… Волга…страшно вообразить, что такое была Волга! Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперёд, желтые и бурые около песчаных отмелей и черные посередине реки; она билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала; волны беспрестанно хлестали в берег, взбегая на него более, чем на сажень. По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли беляки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются и рассыпаются в брызги и белую пену. Невыразимый ужас обнял мою душу, и одна мысль плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала меня сознания. На берегу сказали нам, что теперь перевозу нет и что все перевозчики разошлись, кто в кабак, кто в харчевню.»
И это заметьте на реке, хотя и великой, но реке, а что же тогда говорить о шторме в море или океане. Трудности, связанные с обеспечением мореходности ролкеров с носовыми аппарелями, подтверждаются трагической гибелью парома «Эстония», которая произошла во время осеннего шторма в Северной части Балтийского моря ночью 28 сентября 1994 года и унёсшая жизни 852 человек из 17 стран.
Вполне очевидно, что безопасная морская перевозка колёсной техники сопряжена с трудностями, которые смогли преодолеть только к началу 70-х годов двадцатого века. Собственно, только в те годы и возникла потребность в морской перевозке большого числа колёсной техники, а также началось внедрение в технологию погрузочно-разгрузочных работ и перевозки, нового способа транспортировки грузов на различных колесных трейлерах, которые значительно сокращали время грузовых операций судна в порту. Ну а об удобстве нового способа погрузки и транспортировки колёсной техники по морю для военных и говорить излишне.
Таким образом, в морском торговом флоте появился новый тип грузовых судов ролкер.
Слово ролкер происходит от английского слова «roll» – катить и от нового выражения «roll-on/roll-out», сокращенно «ro-ro», которым в США стали называть новый тип судов с грузовой аппарелью.
В Советском Союзе всегда стремились ни в чем не отставать от стран западной цивилизации и сразу оценили преимущества нового способа погрузки-выгрузки и стали проектировать суда ролкеры, а также заказали разработку проектов таких судов в Финляндии, Польше, ГДР и Франции, а так же купили четыре небольших ролкера, построенных в Западной Германии по заказу иностранной судоходной компании.
Ролкеры проекта 1607, типа «Иван Скуридин»
В нашей стране проект первого ролкера был разработан Ленинградским Центральным Конструкторским Бюро «Балтсудопроект», он получил шифр № 1607 и в конце 1975 года ленинградский Судостроительно-судоремонтный завод имени Андрея Андреевича Жданова передал головной ролкер «Иван Скуридин» морякам Сахалинского морского пароходства.
Суда данного проекта имели носовую аппарель, наклонный форштевень с бульбом, удлиненный бак, машинное отделение и надстройка располагались в кормовой части судна. Как и все Советские суда того времени, данные ролкеры имели двойное назначение и их грузовые палубы, и аппарели были рассчитаны для погрузки и перевозки военной техники, и это правильно. Врагов у первого народного государства было много, и не смотря на ошибочное изменение государственного строя в нашей стране, они никуда не делись и в наше время.
Ролкеры предназначались для перевозки колёсной техник, пакетированных грузов, как на специальных поддонах, так и без них, а также контейнеров.
Основные технические характеристики судна:
Длина – 139,50 м; ширина – 19,20 м; осадка – 6,62 м; высота борта – 6,48 м; дедвейт — 4610 т; регистровая вместимость – 8460 т; эксплуатационная скорость – свыше 17,0 узл; Экипаж – 31 чел.
Главный двигатель 5ДКРН62/140-3, мощность — 6100 э. л.с., Брянского машиностроительного завода по лицензии датской компании «Бурмейстер и Вайн».
Средства автоматизации, управления и контроля энергетической установки позволяли обеспечивать её обслуживание на ходу одному вахтенному механику из ЦПУ, с периодическими обходами машинного отделения, а во время стоянки судна в порту вахтенное обслуживание в машинном отделении не требовалось.
Уже первые месяцы эксплуатации судна между портами Латвии и Европы показали хорошие эксплуатационные качества судна. Они достигались достаточно высокой эксплуатационной скоростью – свыше 17 узлов и удобством выполнения грузовых операций через носовую поворотную рампу.
В четырёхпалубной просторной надстройке располагались удобные, комфортные каюты для членов экипажа, просторная кают-компания, комната отдыха, бытовые и служебные помещения. По отзывам моряков жилые условия были очень хорошие. Ну да и не удивительно, так как в Советском Союзе торговые суда проектировались и строились для людей, а не для рабов, поэтому каюты были просторные, светлые, удобные и отвечали всем санитарным требованиям по освещенности, вентиляции и шумности.
Носовая рампа, рампа между палубами и грузовой лифт имели грузоподъёмность 60 тонн. Носовая рампа имела длину 23 м и ширину 5 м. Необходимо отметить, что 60 тонн — это очень большая грузоподъёмность для обычного торгового грузового судна. Она позволяла безопасно грузить на борт ролкеров Советские танки, которые имели максимальный вес около 48 тонн. Все Советские ролкеры остальных типов, в том числе и самые крупнотоннажные, имели грузовые рампы грузоподъёмностью от 25 до 55 тонн.
Ролкеры данного проекта эксплуатировались в составе Балтийского морского пароходства, Сахалинского морского пароходства, Камчатского морского пароходства, Дальневосточного морского пароходства, Эстонского морского пароходства и Азовского морского пароходства. Они назывались: «Иван Скуридин», «Юрий Смирнов», «Гавриил Кирдищев», «Знамя Октября», «Николай Вилков», «Иван Дербенёв», «Борис Бувин», «Александр Осипов», «Тимур Фрунзе», «Катя Зеленко», «Вера Хоружая», «Виктор Талалихин». Два судна были построены для Югославии.
Ролкеры проекта 16073, типа «Шестидесятилетие СССР»
Во время эксплуатации судов данного проекта были выявлены и недостатки, поэтому Ленинградское ЦКБ «Балтсудопроект», внесло изменения в проект и присвоило ему шифр № 16073 и по новому проекту, начиная с 1982 г на том же заводе имени А.А. Ждановы было построено ещё восемь ролкеров. Головное судно называлось «Шестидесятилетие СССР» и вошло в состав Азовского морского пароходства. Другие суда имели названия: «XIXсъезд ВЛКСМ», «Юрий Авот», «Николай Пржевальский», «Донецк», «Николай Янсон», «Кузьма Гнидаш» и «Александр Старостенко».
Новые суда имели большую, чем у судов первой серии, длину корпуса и поэтому они имели больше дедвейт и вместимость грузовых помещений, они также были оборудованы кормовым якорным устройством.
Основные технические характеристики судна:
Класс Регистра СССР *Л2 А2 (накатное) с учетом действующих международных конвенций и национальных правил. Длина – 152,70 м; ширина – 19,20 м; осадка – 6,58 м; высота борта – 6,80 м; дедвейт — 5500 т.; вместимость грузовых помещений – 13660 куб. м; эксплуатационная скорость – свыше 16,0 узл; Экипаж – 31 чел.
Главный двигатель был тот же, что и у ролкеров проекта № 1607 -5ДКРН62/140-3, мощность — 6100 э. л.с., Брянского машиностроительного завода.
Ролкеры проекта 4207, типа «Инженер Мачульский»
Одновременно с ролкерами проекта № 1607, Балтийское и Латвийское морские пароходства получили ролкеры построенные по заказу СССР в Финляндии, на верфи «Холлминг» в Рауме. Проект имел № 4207. Головное судно называлось «Инженер Мачульский».
Суда, построенные финскими корабелами, всегда отличались изящностью, практичностью, надежностью, удобством в эксплуатации и хорошими жилищными условиями, которые были обязательными для Советских судов. Одним из первых кораблей финской постройки, ставших впоследствии знаменитым, можно считать парусный бриг «Рюрик», который был построен на верфи в Або (современный город Турку) в 1815 году и под командованием ученика И.Ф. Крузенштерна, Отто Евстафьевича Коцебу, совершил первое русское кругосветное плавание с научными целями, вдохновителем и финансистом которого был российский канцлер, граф Николай Петрович Румянцев.
Кроме головного судна серии, было построено ещё четыре ролкера: «Инженер Сухоруков», «Инженер Башкиров», «Инженер Крейлис» и «Инженер Коновалов».
Основные технические характеристики судна:
Класс Регистра СССР *Л2 А2 (накатное). Длина – 124,10 м; ширина – 19,20 м; осадка – 7,02 м; высота борта – 6,68 м; дедвейт — 6128 т.; вместимость грузовых помещений – 13860 куб. м; эксплуатационная скорость в полном грузу – 16,8 узл; Экипаж – 35 чел.
Главный двигатель марки Пилстик – 16RC2V2-400, мощность — 8000 э. л. с., был изготовлен по лицензии в Финляндии, компанией «Вяртсиля».
Кормовая рампа имела грузоподъёмность 25 тонн и размеры: длина – 20,8 м, ширина — 5 м.
Ролкеры проекта 4207, типа «Инженер Нечипоренко»
На базе проекта 4207, в Финляндии был спроектирован ролкер с осадкой в полном грузу 6,60 м. Проект не получил отдельного номера, и ролкеры стали различать по сериям, первая – А, вторая – Б.
Головной ролкер серии Б назывался «Инженер Нечипоренко» и вошел в состав Балтийского морского пароходства в 1976 г. Остальные 4 судна серии носили названия: «Механик Федоров», «Механик Герасимов», «Механик Евграфов» и «Механик Тарасов».
Основные технические характеристики судна:
Класс Регистра СССР *Л2 А2 (накатное). Длина – 124,70 м; ширина – 19,20 м; осадка – 6,60 м; высота борта – 7,55 м; дедвейт — 5306 т.; вместимость грузовых помещений – 15346 куб. м; эксплуатационная скорость в полном грузу – 16,2 узл; Экипаж – 35 чел.
Главный двигатель марки Пилстик – 16RC2V2-400, мощность — 8000 э.л.с., был изготовлен по лицензии в Финляндии, компанией «Вяртсиля».
Кормовая рампа имела грузоподъёмность 25 тонн и размеры: длину – 15,4 м, ширину 9 м.
Из ролкеров финской постройки наиболее трагичная судьба у «Механика Тарасова», который погиб во время жестокого зимнего шторма в Северной Атлантике в районе острова Ньюфаундленд 16 февраля 1982 года, унеся жизни 32 моряков.
Ролкеры типа «Академик Туполев»
Во Франции, для Черноморского морского пароходства, фирмой CNIM был разработан проект малотоннажного ролкера. По данному проекту, на судостроительном заводе фирмы CNIM в городе Ля Сейн-Сюр Мер, были построены шесть ролкеров, которые по названию головного судна проекта стали называть ролкерами типа «Академик Туполев»: «Академик Миллионщиков», «Академик Стечкин», «Академик Губер», «Академик Арцимович» и «Академик Купревич».
Основные технические характеристики судна:
Класс Регистра СССР *Л2 А2 (накатное). Длина – 119,00 м; ширина – 19,40 м; осадка – 5,76 м; дедвейт — 4456 т.; вместимость грузовых помещений – 10200 куб. м; эксплуатационная скорость в полном грузу – 17,1 узл; Экипаж – 34 чел.
Главный двигатель марки Семт-Пилстик – 14PC2-5V, мощность — 9100 э.л.с.
Ролкеры имели кормовая угловую аппарель, расположенную с правого борта, которая имела грузоподъёмность 25 тонн и размеры: длину – 22 м, ширину 6 м. Внутри судна располагалась поворотная аппарель для въезда колесной техники на вторую палубу.
Ролкеры проекта 161, типа «Композитор Мусоргский»
В Германской Демократической Республике на верфи «Нептун» в Варнемюнде с 1983 г по 1987 г были построены 10 ролкеров проекта № 161. Головное судно называлось «Композитор Кара-Караев» и все остальные суда серии, за исключением последнего, имели название русских композиторов, поэтому суда этого проекта моряки называли просто «композиторы»: «Композитор Глинка», «Композитор Даргомыжский», «Композитор Бородин», «Композитор Мусоргский», «Композитор Чайковский», «Композитор Рахманинов», «Композитор Римский-Корсаков», «Композитор Новиков» и «Николай Чернышевский».
Основные технические характеристики судна:
Класс Регистра – КМ * L3 R1 AUT2 (накатное). Длина – 125,90 м; ширина – 16,22 м; осадка – 5,76 м; дедвейт — 4673 т.
С большой долей вероятности можно предположить, что на фото выгрузка танков советской Западной группы войск, доставленных из Германии примерно в 1993 — 1995 годах.
В настоящее время несколько ролкеров данного проекта находятся в эксплуатации на Каспийском море в Азербайджанском морском пароходстве и два под флагом РФ совершают рейсы из порта Оля в порт Туркменбаши и Иран.
Ролкеры типа «Хейлайд»
В составе Эстонского морского пароходства эксплуатировались пять небольших ролкера, которые были построены в начале 70-х годов в Западной Германии. Они назывались: «Хейлайд», «Вийрелайд», «Кессулайд», «Манилайд» и «Суурлайд».
Они совершали рейсы в основном из порта Таллинн в порты Западной Европы на Балтике и в Северном море.
Основные технические характеристики судна:
Класс Регистра СССР Л1 I(накатное). Длина – 80,20 м; ширина – 12,90 м; осадка – 4,17 м; дедвейт – 1455 т.; вместимость грузовых помещений – 4543 куб. м; эксплуатационная скорость в полном грузу – 11,8 узл; Экипаж – 22 чел.
Главный двигатель марки Бурмейстер и Вайн – 16V23HU, мощность — 2110 э.л.с.
Кормовая рампа имела грузоподъёмность 18,5 тонн и размеры: длину – 8 м, ширину 4,6 м.
Таким образом, в составе всех морских пароходств Советского Союза находился в эксплуатации 51 ролкер небольшого и среднего тоннажа и разных проектов. На Балтике они совершали рейсы из портов Ленинград, Таллинн, Рига и Клайпеда в основном на порты стран Западной Европы, а некоторые и в Канаду. На юге из портов Мариуполь и Одесса на страны Средиземноморья. На Дальнем востоке ролкеры типа «Иван Скуридин» эксплуатировались как между советскими дальневосточными портами, так и между портами Юго-восточной Азии.
Автор капитан В.Н. Филимонов