1992 г.
На территории РСФСР (Россия):
В Министерстве речного флота РСФСР, находились следующие пароходства:
1. Северное речное пароходство, г. Архангельск.
2. Беломорско-Онежское речное пароходство, г. Петрозаводск.
3. Северо-Западное речное пароходство, г. Ленинград.
4. Западное речное пароходство, г. Калининград.
5. Волжское объединенное речное пароходство, г. Горький.
6. Московское речное пароходство, г. Москва.
7. Камское речное пароходство, г. Пермь.
8. Бельское речное пароходство, г. Уфа.
9. Пароходство «Волготанкер», г. Куйбышев.
10. Волго-Донское речное пароходство, г. Ростов-на-Дону.
11. Кубанское речное пароходство, г. Краснодар.
12. Печорское речное пароходство, г. Печора.
13. Обь-Иртышское речное пароходство, г. Тюмень.
14. Енисейское речное пароходство, г. Красноярск.
15. Ленское речное пароходство, г. Якутск.
16. Амурское речное пароходство, г. Хабаровск.
17. Западно-Сибирское речное пароходство, г. Новосибирск.
18. Восточно-Сибирского речного пароходства, г. Иркутск.
19. Иртышское речное пароходство, г. Омск.
20. Вятское речное пароходство, г. Киров.
21. Сухонское речное пароходство, г. Вологда.
На территории Союзных Республик:
1. Главное управление речного флота Украинской ССР, г. Херсон.
Флот пароходств состоял из речных судов и судов смешанного река-море плавания. Большая часть судов река-море использовалась для перевозки грузов в загранплавании. В период летней навигации, с мая по ноябрь, суда перевозили грузы из речных и озерных портов Европейской части РСФСР и Дальнего Востока в страны Западной и Восточной Европы, Северной Африки, Ирана, Турции, Сирии, Ливана, Израиля, Японии. В зимний период, когда навигация на внутренних водных путях была закрыта, многие суда совершали перевозки грузов из морских портов Советского Союза в порты перечисленных выше стран.
Грузовые сухогрузные суда пароходств Министерства речного флота РСФСР, условно, можно разделить на две группы. Первая — это суда смешанного река-море плавания, а вторая — речные суда и суда для работы в устьях Сибирских рек. В таблице 1 указаны проекты судов, относящихся к обоим группам. Суда второй группы, после некоторой модификации, объём которой зависел от проекта судна, могли использоваться для перевозки грузов наравне с судами река-море плавания. Так уж получилось, причем совершенно случайно, что к 1992 году, число судов в обеих группах было примерно равным. Судов река-море — 512 единиц, а судов второй группы — 568 единиц. Всего — 1080 сухогрузных судна, в том числе и 58 судов типа «Нефтерудовоз».
Таблица № 1.
Число судов разных проектов в пароходствах Министерства речного флота РСФСР, приведено в таблице 2.
Таблица № 2.
После распада Советского Союза и последовавшего за тем, стремительного сокращения численности морских грузовых судов российского торгового флота, именно суда второй группы, после модернизации, значительно пополнили флот российских судоходных компаний. Все суда типа «Морской», «Омский», почти все суда типа «Сибирский» были постепенно переведены из речных пароходств Западной и Восточной Сибири в основном в Европейскую часть России и некоторые на Дальний Восток, и после модернизации приступили к перевозкам грузов из морских и речных портов России в порты Европы, Северной Африки, Ирана, Турции, Сирии, Ливана, Израиля, Японии, Южной Кореи, Китая, порты Красного моря. Суда типа «СТК», «СТ», «Волжский» и многие суда типа «Волго-Дон» так же были модернизированы и задействованы на перевозках грузов в порты Европы, Северной Африки и на Каспии.
Не смотря на весьма преклонный возраст, многим судам более 35 лет, именно суда река-море плавания, в настоящее время, составляют основу торгового флота России. Их число значительно превышает число морских грузовых судов под флагом России.
Тип «Шестая пятилетка», очень живучий сухогруз!
Так вот, по домашнему, со шваброй за кормой, бороздит теплоходик речные просторы России свыше 60ти лет.
«Волго-Балт» проекта 791. Бывший «Волго-Балт 8». Жив еще, курилка!
«Сормовский» проекта 1557, бывший «Сормовский-3», он же «Буревестник Революции».
«Омский-4», постройки Красноярского ССЗ
«Омский» румынской постройки
Проект «Калининград», или просто «Чешка»
Речной трудяга «Волго-Дон»
Типа «Нефтерудовоз», правда в наше время он уже «чистый» сухогруз, так как нефтепродукты ему перевозить уже запрещено.
«Волго-Балт 195», проект 2-95 A/R
«Сормовский» португальской постройки
«Сормовский» португальской постройки, совсем недавно вышел из ремонта, потому такой нарядный.
Тип СТК, всегда спешащий.
С березовым балансом на Финляндию
Тип СТ
СТ с «зашитыми» бортами
Автор текста и фото капитан В.Н. Филимонов