«Общий Морской Список», Часть XI. Царствование Николая I.
1830 г. июня 18. Поступил в морскую роту Александровского корпуса кадетом.
1832 г. декабря 18. Переведен в морской корпус тем же званием.
1836 г. января 9. Произведен в гардемарины.
1836 и 1837 г. На фрегатах «В е н у с» и «Александр Невский» плавал по портам Финского залива.
1837 г. декабря 23. Произведен в Мичмана, и оставлен в офицерском классе того же корпуса.
1838 г. На фрегате «О т в а ж н о с т ь» плавал между Петербургом и Кронштадтом.
1840 г. На бриге «К о м м е р с т р а к с» находился у описи в Балтийском море.
1841 г. марта 30. Произведен в Лейтенанты.
Прикомандирован к 1-му морскому учебному экипажу для овладения фронтовой службы.
Апреля 25. Прикомандирован к морскому корпусу. На фрегате «П о с т о я н с т в о» плавал между Петербургом и Кронштадтом.
Декабря 3. Переведен в морской корпус.
1843 г. августа 11. Уволен от службы, для определения к статским делам.
Августа 21. Определен письмоводителем в управление VІ округа корпуса инженеров военных поселений, переименованием въ титулярные советники.
1844 г. марта 9. Уволен от службы.
1848 г. июля 14. Определен в кораблестроительный департамент морского министерства младшим чиновником особых поручений.
1852 г. марта 19. Произведен в коллежские асессоры.
1854 г. Получил поручение от морского министерства наблюдать за изготовлением на частных заводах машин для 32-х винтовых лодок.
1855 г. июля 27. Произведен в надворные советники, с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента. Награжден орденом Св. Станислава 2 степени. Получил поручение от морского министерства по приготовлению машин для 20 винтовых лодок и 14 винтовых корветов, по устройству в Кронштадте ремонтного заведения для паровой флотилии, 3-х плавучих доков, машин для 15 винтовых лодок в Финляндии, и по перевозке тяжестей из Петербурга в Архангельск для строившихся там 6-ти винтовых клиперов. При всех этих операциях доставили в пользу казны экономии 82,405 руб. серебром. Награжден орденом Св. Владимира 4 степени.
1857 г. августа 19. Произведен в коллежские советники, с увольнением от службы.
В Морском Сборнике за 1856 г была напечатана его статья: «Краткое описание сооружения канонерской флотилии вообще и преимущественно изготовление 32-х винтовых машин на частных заводах».
По увольнении от службы в морском ведомстве, Николай Иванович обратил свою деятельность на развитие металлургической промышленности на севере России. Благодаря поддержке со стороны Его Императорского Высочества Великого князя генерал-адмирала и управляющего морским министерством Н. К. Краббе, Путилову удалось водворить впервые в Финляндии производство железа из чугуна, выплавляемого из озерных руд. Онъ построил при Сайменских озерах три завода, на которых и стал приготовлять котельное железо для нашего флота, вытеснив английскую заготовку. Затем, в товариществе с Обуховым и Кудрявцевым, он построил первый в Россіи сталепушечный завод (Обуховский), много способствовавший избавлению нашего правительства от иностранной зависимости.
С введением с 1863 года заграницею употребления чугунных закаленных снарядов, Путилов не замедлил произвести ряд опытов приготовления их, и первый стал изготовлять снаряды из быстро-охлажденного чугуна, по своему способу, чем и избавил нашу артиллерию от необходимости заказывать снаряды у иностранцев. Им-же с 1868 г. установлено было в Россіи производство железных рельсов и других железнодорожных принадлежностей.
С 1873 года на Путиловских заводах началась постройка вагонов, с изготовлением к ним всех металлических принадлежностей это изготовление достигало до одной тысячи вагонов в год.
Грандиозное сооружение морского канала, соединившего Кронштадт с Петербургом, своим осуществлением всецело обязано проекту того же Путилова. По его проекту предполагалось соединение на взморье, близь Екатерингофа, трех путей торговли: морского, речного и железнодорожного. На ассигнованные правительством 7½, миллионов рублей, работы по прорытию морского канала начаты были с 1869 года, одновременно с постройкой Путиловской железной дороги (ныне портовая ветвь Николаевской железной дороги), чтобы соединить коммерческий порт со всеми железными дорогами, идущими к С.-Петербургу из внутренних губерний. Впоследствии работы эти осуществились по несколько измененному проекту и в других пунктах.
Скончался 18 апреля 1880 года, в чине действительного статского советника.