Пролив Крузенштерна

 

Расположен между островами Шиашкотан и Райконе. Назван в честь Адам Иоганн фон Крузенштерна (Ивана Федоровича), который в мае 1805 года на шлюпе «Надежда» пытался пройти этим проливом при плавании от острова Сахалин на Камчатку.

портрет крузенштернаПервоначально, 29 мая 1805 года, Крузенштерн предполагал пройти проливом между островами Матуа и Росшуа (в наше время пролив «Надежда»), однако сильное западное течение из пролива не позволило ему этого сделать, и он пошел проливом к северу от острова Райконе. Три дня: 30, 31 мая и 1 июня потратил Крузенштерн чтобы пройти из Охотского моря в Тихий океан. А вот каким проливом, поздно вечером 1–го июня 1811 года, ему в конце концов удалось выйти в Тихий океан, мы узнаем из книги самого Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5, и 1806 годахъ. По повеленiю Его Императорского Величества Александра Перваго, на кораблях Надежде и Неве, подъ начальствомъ Флота Капитана-Лейтенанта, ныне Капитана перваго ранга, Крузенштерна, Государственнаго Адмиралтейскаго Департамента и Императорской Академiи Наукъ Члена. Часть Вторая. Въ Санктпетербурге, Въ Морской Типографiи 1810 года.». Орфография приведена с небольшими изменениями для удобства современных читателей, тем не менее манера изложения и язык автора сохранен без изменений:  

«…Мая 28 го дувший ветр крепкий от WNW преобратился под вечер в бурю. Находясь по счисленiю въ близости Курильских острововъ, легли мы въ дрейфъ подъ зарифленымъ гротъ-марселемъ и штормовыми стакселями. Волненiе было жестокое и неправильное, что причинило чрезвычайно сильную качку. Въ полночь ветръ несколько утихъ и отошел къ NW. 29 мая на рассвете увидели мы берега на SO и ONO; но пасмурная погода опять скрыла оные отъ нашего зренiя. Въ сiе время сделался ветръ тише столько, что мы могли поставить все паруса. В 8 часов утра усмотрели в недалекомъ разстоянiи высокую гору на ONO; почему и начали держать в проливъ между симъ островомъ, и другим виденным поутру на SO, который долженствовалъ быть двенадцатый, или так называемый Матуа. Пролив между сими островами, согласно с описанiемъ Палласа, совершенно безопасенъ и имеет ширину около 30 ти миль; по карте Адмирала Сарычева составляетъ она только 20 ть миль. Найденная наблюденiями в полдень широта была 48°, 2´, 00´´, долгота 207°, 7´, 24´´.  Въ сiе время находился от нас Пик на NO 68° в расстоянии от 10 до 12 миль.  Он есть примечательнейшiй пункт всей гряды островов; я назвал его Пиком Сарычевымъ, в честь Вице-Адмирала Сарычева, который первый определил с величайшею точностию положение острова, на коем стоит сей Пик. По кратковременном безветрiи в продолженiе которого увлекало корабль много к западу сильным между сими островами теченiемъ, сделался слабый ветръ от S и принудил оставить Пик Сарычева на SW. Ширина пролива между сим островом и ближайшим от него к N составляетъ по описанiю Палласа 70 миль. Мы нашли скоро, что оная показана весьма несправедливо, и сколь нужно было пройти вблизи опасных островов сих со всевозможною осторожностию. Въ 12 часов ночи сделался ветръ несколько свежее. Мы легли в дрейфъ. Темная ночь скрывала все от нашего зрения, кроме Пика Сарычева, находившагося тогда от нас на SO в расстоянiи около 15 миль. Быв прошедшим вечером в 8 милях от острова Раукоке бросали лот многократно; но 150 саженями достать дна было не можно. 30 мая в 3 часа утра, в начале рассвета поставив все паруса, велел держать к ONO. Ветръ дулъ отъ SSO с сильными порывами, с дождем и снегом. Через полчаса увидели мы неожиданно пред собою берег. Это был высокой остров, малаго пространства с плоскою вершиною. Югозападная оконечность онаго отличается отдельным холмом, оканчивающимся на краю берега утесомъ; северозападная же напротивъ того крутою наклонностiю, оканчивающеюся низменностейiю. Мы обошли остров сей не далее двух миль. Бурунъ вокруг всего острова весьма великъ, приставав к нему, казалось, нигде не возможно. Вокруг его летало бесчисленное множество птиц, вероятно, единственных обитателей сего острова. Он есть десятый, следовательно, Муссиръ называться должен, лежит в широте 48°,16´,20, долготе 206°,45´,00, в 8 ми милях от острова Раукоке прямо на N. Держав курс OtN, ONO и NOtO и при свежемъ ветре от SO, имея хода около 5 узлов, не полагалъ я уже более увидеть еще какой либо остров; однако, к немалому нашему после удивлению, усмотрели мы в 11 часов четыре каменные острова, из коихъ один едва не ровнялся с поверхностiю моря. Мы проходили мимо оных в расстоянiи около 2 х миль; в полдень находились они от нас на W. В сiе время сделался крепкой ветръ от OSO; весь горизонт покрывался густыми облаками. Курс вел нас прямо на острова сiи, опасность коих нечаянным открытiем 4 х каменных островов мы уже испытали, почему приказал поворотить и лечь на SSO; но теченiе действовало в сем месте столь сильно, что корабль наш увлекаем был назад к островкам сим. Впрочем как волненiи было не велико, ветръ крепокъ, и ход в час по восемь узлов, то ласкалъ я себя надеждою обойти сiи острова. Шесть часов продолжали курс в сей надежде, но наконец усмотрели совершенную невозможность. При семъ показался на NO в тумане высокой остров, от коего находились мы очень близко. Шум буруна, произходившаго от сильнаго течения, заставлял нас и без того уже часто помышлять о близости какого-либо рифа, не взирая и на то, что дна не доставали 150 саженями. Бывшим нам в таком положенiи и предвидевшим по всем признакам приближенiе шторма, не оставалось более ничего, как искать безопасности в Охотском море.  И так убрав паруса, стали мы спускаться под двумя зарифленными марселями на SW, WSW, W и WtN. Мы не могли не почитать себя после особенно счастливыми, что при сильной буре, ходе от 8 до 9 узлов и мрачной темной погоде, в которую зренiе не простирается и на 50 саженей, не брошены были на какой-либо рифъ или островъ, в каком случае кораблекрушенiе и всеобщая гибель конечно было бы не избежны. Совершенно неверное означенiе на известных по ныне картах сей гряды островов не оставляло мне ничего, как только идти курсом наугад в Охотское море. 31 мая до второго часа по полуночи продолжали мы держать на W и WtN, потом привели к ветру. В 3 часа дулъ ветръ жестокий от NNO, со снегом. Ртуть в термометре опустилась на 1 ½ градуса ниже точки замерзанiя. В 10 часовъ сделался ветръ тише, погода прояснилась; мы могли произвести наблюдения, которые показали маловажное действiе теченiя к NW. Отсюда с некоторою вероятностiю заключить можно, что сколь ни сильно теченiе между Курильскими островами; но действiе онаго должно уничтожаться правильною переменою прилива и отлива. Открытую нами опасную купу островков назвал я Каменными ловушками; оне лежат между островами Муссиръ и Икармою в одном направленiи; от острова Чиринкотана на SOtO в 15 милях. Погода становилась лучшею, ветръ отошел к NW; мы поставили все паруса и поплыли к NO.

1 июня. В следующее утро был густой туман и скрывал от зренiя нашего высокiя горы острова Оннекотана. Не задолго пред полуднем только увидели мы берег на N; однако я, при сделавшемся весьма слабом прямо от N ветре, не надеялся пройти между островами Порамуширом и Оннекотаном, как то было мое намеренiе. По приближении нашем к берегу на расстоянiе около двух миль настало совершенное безветрiе. Корабль влекло сильно к SW, что принудило нас спустить два гребных судна для отбуксированiя корабля, хотя немного от берега. Глубина была 30 саженей, грунт мелкий песок. В половине 5 го часа сделался свежiй ветръ от NNW; почему и решился я оставить остров Оннекотан к N, и пройти между им и островом Харамукотаномъ, которой еще не был виден.  По описанiю Курильских островов Г-на Палласа ширина пролива, разделяющего острова сiи составляет 6 верст или 3 ½ мили. Остров Монканруши находился тогда от нас на NtW, южная оконечность острова Оннекотана, на SO 18°, а севернейшая сего последняго на NO 35° в тумане. В 6 часов показался остров Харамукотан на S, скоро потом и остров Шиашкотан на SW 42°. Высокiя горы островов сих видны в великом отдаленiи. В 8 часов находились мы в проливе между оными, из коего по причине свежаго ветра, вышли совсем в 10 часов и направили путь к востоку. Ширина сего пролива 8 миль; берега его по обеим сторонамъ безопасны, но течение сильно, и я думаю, что при слабом ветре проходит оным не надежно.

2 июня утром взял я курсъ NO. В 7 часов показалась нам южная часть острова Порумушира, состоящая из высокаго берега, которой покрыт был весь снегом. В полдень найдена наблюдениями широта 49°, 19´; но в оной может быть погрешность около двух минут, потому что солнце проницало сквозь облака слабо. Южная оконечность острова Оннекотана находилась от нас тогда на NW 85°, северная ея оконечность на NW 62°; южная оконечность острова Порумушири на NW 50°; Пик на острове Харамакутане на SW  87°.»


картаКарта плавания шлюпа “Надежда” через проливы Курильской гряды

Из приведенного выше описания самого Крузенштерна получается, что ему не удалось пройти не только проливом «Надежда», но и проливом «Крузенштерна», а вышел он в Тихий океан проливом между островами Онекотан и Харимкотан, который в наше время называется проливом «Креницына». Да, не просто было даже таким опытнейшим мореходам, к каковым вне всякого сомнения относится и И.Ф. Крузенштерн, преодолевать неисследованные и не точно положенные на навигационные карты, туманные и бурные Курильские проливы. Да еще в добавок остров Матуа Крузенштерн принял за остров Райкоке, отсюда и пошли у него недоумения и «открытия» новых островов.

картаТем не менее, принимая во внимание огромное значение Первой Российской кругосветной экспедиции, имя ее командира было дано одному из самых широких проливов Курильских островов.


 

 << пред.     Стр. 3     след. >>

5+