Находится между островами Онекотан и Харимкотан. Назван в честь капитана 2-го ранга Петра Кузьмича Креницына, командира специальной экспедиции в Восточный океан.
В 1765 и 1766 годах по предложению Михаила Васильевича Ломоносова, Императрица Екатерина II повелела отправить две секретных экспедиции: одну со стороны Атлантики к северу с целью пройти от Шпицбергена через Северный полюс и выйти через пролив между Азией и Америкой в Восточный или Тихий океан и вторую экспедицию через Сибирь и далее из Охотска морем до Аляски, с целью встретить экспедицию, идущую через Северный полюс.
Михаил Васильевич Ломоносов придавал огромное значение открытию и исследованию морского пути вдоль северных берегов России в Тихий океан и далее в Японию, Китай, Индию и «западным берегам американским», и посвятил этому несколько своих трудов, в коих обосновывал необходимость и возможность таких плаваний:
«Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
«Прибавление. О Северном мореплавании на восток по Сибирскому океану».
«Прибавление второе. Сочиненное по новым известиям промышленников из островов Американских и по выспросу компанейщиков, Тобольского купца Ильи Снигирева и Вологодского купца Ивана Буренина».
«Заметки о снаряжении экспедиции».
«Примерная инструкция морским командующим офицерам, отправляющимся к поисканию пути на Восток Северным Сибирским океаном.»
План экспедиции разрабатывали вице-президент Адмиралтейств-коллегии Иван Григорьевич Чернышев и опытный навигатор и картограф вице-адмирал Алексей Иванович Нагаев. Экспедиции готовились в строжайшем секрете. Для того, чтобы завуалировать истинные цели экспедиций им дали ложные названия. Так северная экспедиция называлась «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов на Шпицбергене, а восточная «Экспедиция для описи лесов по рекам Каме и белой».
Разработчики плана экспедиции предполагали, что обе экспедиции встретятся в Камчатском или Бобровом море (нынешнее название Берингово море) и поэтому на заседании адмиралтейств-коллегии, которое состоялось летом 1764 года, было решено снабдить командира восточного отряда «секретным прибавлением к инструкции». В соответствии с этим прибавление командирам обоих отрядов в случае встречи следовало обменяться копиями журналов и карт, описывающих пройденные ими маршруты, для того, чтобы им проще было продолжить свои плавания, также надлежало взять одного-двух членов из экипажа другой экспедиции, которые знали пройденный маршрут. В прибавлении также содержались опознавательные сигналы и пароли, а также рисунки кораблей северной экспедиции, которые восточная экспедиция должна использовать для надежного опознания встречных кораблей, чтобы не спутать их с иностранными. Командир восточного отряда должен был вскрыть пакет с инструкцией в Тобольске, в присутствии губернатора Дмитрия Ивановича Чичерина, а второй пакет, с «секретным прибавлением», — только на Камчатке, перед самым выходом в море.
Даже по нынешним временам задача для северной экспедиции решается только при плавании в летнее время, и в сопровождении российского атомного ледокола, тем не менее, в то далекое время, в кругу серьёзных ученых, к коим относился Михаил Васильевич Ломоносов, существовало мнение, что в полярных водах находится свободное ото льда водное пространство и через него можно осуществить плавание из Атлантики через Северный полюс в Тихий океан. Командиром северного отряда назначили капитана 1-го ранга Василий Яковлевич Чичагова. Так как описание плавания северного отряда не относится к теме нашего повествования, то мы ограничимся тем, что уже упомянули о нем и перейдем к повествованию о восточном отряде.
Восточным отрядом командовал капитана 2-го ранга Петр Кузьмич Креницын. Ему в помощь был назначен капитан-лейтенант Михаил Дмитриевич Левашов. К экспедиции были прикомандированы два штурмана, кроме того двух штурманов и трёх подштурманов посылали в Охотск, чтобы они участвовали в плаваниях промышленников и вели научные наблюдения,
Экспедиция добиралась в Охотск через Сибирь и прибыла на место отплытия в октябре 1765 года. Отправляться в плавание по Охотскому морю в октябре месяце, на парусных корабликах того времени, было уже поздно, да и корабли были еще не достроены и не готовы.
Всего к плаванию готовились четыре корабля: бригантина «Святая Екатерина», под командой капитана 2-го ранга Петра Кузьмича Креницына, гукор «Святой Павел» — командир капитан-лейтенант М.Д. Левашов, галиот «Святой Павел» — командир штурман Дудин 2-й и бот «Святой Гавриил» — командир штурман Дудин 1-й. Первые два корабля были новые, только что построенные в Охотске, а два других были взяты из числа имевшихся в наличии в Охотске.
Корабли были готовы к плаванию и вышли из Охотска к берегам Камчатки 10 октября 1766 года. Время было осеннее и позднее для плавания, и вполне естественно, что штормовое Охотское море дало о себе знать – уже через три дня после отхода из Охотска шторм разлучил корабли и они достигли западного побережья Камчатки порознь.
«Святая Екатерина» подошла к Большерецку 22 октября, но сразу зайти в порт не смогла из-за шторма, а 24 октября была выброшена на берег и разбита волнами. Команда к счастью вся перебралась на берег.
Гукор «Святой Павел» подошел к Большерецку тоже 22 октября и тем же штормом, так же был выброшен на берег. Вся команда спаслась, перебравшись на берег. Гукор не был разбит волнами и впоследствии был спущен на воду.
Бот «Святой Гавриил» благополучно добрался до Большерецка, однако штормом 24-25 октября был выброшен на берег.
А вот галиоту «Святой Павел» не повезло. Штормовой ветер вынес его через Первый курильский пролив в Тихий океан и только 21 ноября он смог подойти к Авачинской бухте. Но войти в бухту не смогли из-за скопления льда. Через три дня разыгрался шторм и западным ветром галиот отнесло в открытый океан. Полтора месяца моряки не могли подойти к берегу и только 8 января 1767 года галиот выбросило на скалы у Седьмого Курильского острова. Тридцать человек погибли, оставшимся 13 помогли выжить и перезимовать местные айны. Они же помогли морякам переправиться на Камчатку и 3 августа 1767 года они прибыли в Большерецк.
За зиму в Большерецке были подготовлены к плаванию гукор «Святой Павел» и бот «Святой Гавриил». Первым командовал Левашов, а вторым стал командовать Креницын. Из Нижне-Камчатска, Креницын вызвал в экспедицию, опытных мореходов, уже неоднократно ходивших к Алеутским островам, Степана Глотова и Ивана Соловьева.
Необходимо отметить, что корабли экспедиции Василия Яковлевича Чичагова не смогли пройти через Северный полюс в Тихий океан и, следовательно, их встреча с экспедицией Петра Кузьмича Креницына не состоялась.
В 1768 году, 17 августа оба корабля вышли из Большерецка и отправились в плавание вокруг полуострова Камчатка. Через три недели, 6 октября оба корабля прибыли в Нижне-Камчатск. Во время плавания выяснилось, что бот совершенно прогнил и для дальнейшего плавания не годился. В это время в Нижне-Камчатске оказался галиот «Святая Екатерина» под командой лейтенанта Ивана Борисовича Синда и Креницын решил его использовать для плавания к Алеутским островам, которое он планировал совершить в следующем году.
В 1768 году, 23 июля оба корабля покинули Нижне-Камчатск и отправились в плавание к Алеутским островам. Корабли благополучно прошли пролив между островами Беринга и Медным, однако 11 августа во время сильного ветра и тумана корабли разлучились и продолжили плавание в одиночестве.
Галиот «Святая Екатерина» под командой Креницына подошел 14 августа к острову Сигуам (самому восточному из Андреяновских островов) и острову Амухту (самый западный из Четырехсопочных островов). Продолжая плавание вдоль Алеутских островов, 20 августа галиот вошел в пролив между островами Умнак и Уналашка, где встретился с гукором «Святой Павел» Левашова. Далее корабли пошли вместе о обошли кругом острова Унимак и положили его на карту. Далее в течении 1 и 2 сентября, корабли совершили плавание вдоль северного берега полуострова Аляска и это является, первым исторически документированным, плаванием европейцев в этих водах. К сожалению 5 сентября корабли разлучились и уже не встречались до весны 1769 года.
Корабль Креницына зазимовал на острове Унимак. Во время зимовки Креницын промерил и описал пролив Исаноцкий, между островом Унимак и полуостровом Аляска. К сожалению, зимовка проходила очень тяжело и из-за вечной спутницы мореходов того времени, скорбута или цинги, умерло шестьдесят человек, в том числе штурман Дудин 1-й и первооткрыватель островов Умнак и Кадьяк Степан Глотов.
Летом 1769 года, 6 июня гукор Левашова пришел к острову Умнак, где зимовал Креницын, и спас оставшихся в живых зимовщиков. Пополнив команду галиота «Святая Екатерина» из состава гукора Левашова, корабли отправились в дальнейшее плавание и выполнили опись островов в районе острова Акутан. 26 июня корабли разлучились и Креницын отправился в обратный путь в Нижне-Камчатск, куда и прибыл 29 июля 1769 года. Гукор Левашова выполнил плавание к югу от островов Уналашка и Умнак, а затем пошел на запад и положил на карту Четырехсопочные острова, прошел между островами Амухта и Амля и подошел к острову Медный, затем обогнул остров Беринга и 24 августа прибыл в Нижне-Камчатск. Здесь корабли и их команды зазимовали. Зимовка была снова очень трудной, так как не была запасена провизия в достаточном количестве и не привезли из Охотска денег на ее закупку. Тем не менее моряки под командой Креницына и Левашова организовали рыбный промысел и заготовку рыбы и обеспечили не только себя, но и сделали запасы для перехода в Охотск.
В 1770 году, 4 июля, перед самым выходом в море, переправляясь через речку Камчатка, лодка-однодеревка, в которой ехал Петр Кузьмич Креницын перевернулась, и он утонул. Так, уже в конце труднейшей экспедиции, пройдя через неимоверные трудности, выполнив опись многих островов Алеутской гряды и северного берега полуострова Аляска, погиб ее командир.
После гибели командира, экспедицию возглавил капитан-лейтенант Михаил Дмитриевич Левашов, который привел оба корабля в Охотск и доставил в Петербург материалы, собранные экспедицией: карты, журналы, описания.
Считается, что экспедиция Креницына – Левашова положила начало систематическому исследованию Алеутских островов.
По результатам экспедиции, Михаил Дмитриевич Левашов написал несколько работ:
«Описание острова Уналашка», «О жителях острова Уналашка», «О промысле российских людей на острове Уналашка разного рода лисиц» и «О ясаке».
Материалы экспедиции издавались не менее шести раз, были переведены на четыре языка и стали первым печатным описанием Алеутских островов.