Последний рейс теплохода «Vancouver City»

В начале 1930 года Великая депрессия только начинала оказывать свое тлетворное влияние на судостроение в промышленно развитых странах. В Британии со стапелей многочисленных верфей один за другим спускались торговые грузовые пароходы и теплоходы. На берегах британских рек Тайн, Тис, Клайд и других находились десятки различных судостроительных предприятий, на стапелях которых, в грохоте пневматических заклепочных молотков и дымном смоге металлообрабатывающих цехов, вырастали корпуса океанских сухогрузов и угольщиков прибрежного плавания.
В Британии строилось в разы больше судов, чем в других индустриально развитых странах, ну так оно ведь и понятно, морской державе требуется много различных грузовых судов.
Разумеется, что и британские судовладельцы уже ощущали трудности с загрузкой судов грузами и по состоянию на 1 января 1930 года уже более полумиллиона грузового тоннажа простаивало без работы, а к концу года оно увеличится почти в 4,5 раза.
Однако это будет позднее, а пока, в январе 1930 года у достроечного причала верфи William Doxford & Sons Ltd., на реке Уэйр в Сандерленде, закончилось строительство сухогрузного теплохода «Ванкувер Сити».

Грузовой теплоход Ванкувер Сити (Vancouver City).Теплоход «Vancouver City» в канадском порту Ванкувер. Photograph by Walter E. Frost. Из коллекции City of Vancouver Archive.

Теплоход был построен по заказу британской судоходной компании Reardon Smith Line Ltd., принадлежащей компании Sir William Reardon Smith & Sons Ltd, из Кардиффа и стал вторым в серии после однотипного головного судна «Fresno City» и четвертым теплоходом в компании.
В то время переход, от ставших привычными пароходов, к теплоходам – судам использующим в качестве главной машины дизельный двигатель, происходил непросто. В совете директоров компании Reardon Smith Line Ltd., только один Сэр Уильям Риордон Смит – ее основатель, был сторонником перехода на дизельные двигатели, а все остальные директора оставались сторонниками пароходов. По этой причине, первый теплоход компании «West Lynn» был построен в 1928 году на личные средства Сэра Уильяма Смита на верфи Napier & Miller Ltd, Old Kilpatrick в Шотландии.
«Vancouver City», как и однотипный «Fresno City», предназначался для плавания между портами Европы и Северо-Западного побережья Северной Америки, также он мог совершать трамповые рейсы.
Судно имело валовую вместимость 4955 рег. тонн; длину 126,7 м; ширину 16,8 м; осадку 7,5 м. В качестве главного двигателя был установлен 4-х цилиндровый дизельный двигатель Doxford 2SCSA, мощностью 687 н. л. с., с суточным расходом топлива 11,5 тонн. Мощность двигателя позволяла поддерживать эксплуатационную скорость 12,5 узлов.
Команда теплохода состояла из 32 человека, включая капитана.
Конструктивный тип судна – однопалубное с открытым шелтердеком, с пятью грузовыми трюмами, грузоподъемностью около 11000 тонн.
Грузовое устройство состояло из 10-ти грузовых стрел, по две на каждый трюм.

Капитан Сэр Уильям Риардон Смит.

Британский Капитан Сэр Уильям Риордон Смит. Портрет художника Сэра Освальда Бирли (Sir Oswald Hornby Joseph Birley).

В то благословенное время еще не существовало пресловутых офшоров и «удобных флагов» поэтому «Vancouver City» гордо плавал по океана под флагом Великобритании и был приписан к порту Бидефорд (Bideford). Небольшой портовый городок Бидефорд, известный с древних времен, находится в устье реки Торридж (Torridge), впадающей в Атлантический океан на северном побережье полуострова Корнуолл в графстве Девон. В нескольких километрах ниже по течению реки Торридж находится рыбацкая деревня Аплдор (Appledore) – родина Сэра Уильяма Риордона Смита, основателя судоходной Reardon Smith Line Ltd.
Красивая такая традиция приписать грузовые суда к порту в котором ты родился и вырос, чтобы его название могли прочитать на корме судна даже в самом удаленном от Британии порту мира.
Цвет трубы компании RSLПо обычаю судоходной компании Reardon Smith Line дымовая труба теплохода была покрашена в красный цвет с черной полосой в верху и большой черной буквой «S» по середине.
Пополнив быстро растущий флот судоходной компании, теплоход стал совершать рейсы между различными портами мира. В то время трамповые рейсы таких судов могли длиться больше года, то есть от последнего порта отхода из британского порта и до захода в первый британский порт – не колониальный, а в Великобритании.
В свой последний дальний рейс «Vancouver City» вышел из британского порта в 1938 году под командованием капитана Хью Чарльза Эгертона (Hugh Charles Egerton), который заканчивал свою морскую карьеру и после завершения рейса намеревался бросить якорь на берегу.
Вдоволь постранствовав по океанам, в июле 1939 года теплоход покинул порт Сула на острове Фиджи и с грузом 8740 тонн сахара в мешках направился в Ливерпуль и уставшая от странствий команда уже предвкушала встречу с милой сердцу Британией.
Панамский канал теплоход прошел 29 августа и держал курс на норд-ост через Атлантику к Британии, а через несколько дней команда «Vancouver City» узнала о начале Второй Мировой войны.
К 13 сентября 1939 г теплоход пересек Атлантику и подошел к юго-западным берегам Ирландии. На следующее утро 14 сентября, в 10 часов утра, находясь всего в 75 милях к зюйд-весту от порта Милфорд Хавен он был атакован германской подводной лодкой U-28.
Несмотря на то, что неподалеку барражировал британский самолет гидросамолет «Сандерленд», командир немецкой подлодки вышел на удобную позицию и выпустил торпеду по безоружному «Vancouver City», идущему противоминным зигзагом.
Торпеда поразила судно в правый борт и взорвалась в районе переборки № 4 между машинным отделением и грузовым трюмом № 4. Во время взрыва погиб 28-ми летний второй механик John McQueen, на которого рухнула шлюпбалка разбитой спасательной шлюпки правого борта.
Получив данные о размерах полученных теплоходом повреждений и поняв, что спасти его не удастся, капитан отдал приказание радисту передать сигнал бедствия, а после получения подтверждения от береговой радиостанции Ландс Энд, дал команду покинуть судно.
Большинство членов экипажа покинули тонущее судно на спасательной шлюпке левого борта, а капитан с пятью моряками покинул его на разъездной шлюпке правого борта, после безрезультатных поисков двух моряков, которые предположительно погибли во время взрыва, находясь на вахте в машинном отделении. Ими были 27-ми летний механик Sigurd Ingvald Fosse и 46-ти летний смазчик Alfred Lamb.
Затопление судна происходило очень быстро и через 13 минут после взрыва торпеды «Vancouver City» затонул.
Береговая станция Лэндс Энд сообщила находящимся поблизости кораблям и судам о терпящем бедствие теплоходе и для спасения оставшихся в живых членов экипажа направилось американское пассажирское судно «Президент Рузвельт» и голландский танкер «Mamura».
С барражирующего в районе гибели «Vancouver City» самолета «Сандерленд» был сброшен дымящийся буй, чтобы подошедший голландский танкер смог быстрее обнаружить шлюпку с моряками.
Командир U-28 намеревался атаковать танкер, однако не смог выбрать удачную для атаки позицию, из-за опасения быть обнаруженным и атакованным Сандерлендом. Таким образом присутствие Сандерленда с бортовым номером «L2167», принадлежавшего 210 эскадрилье британских королевских ВВС спасло жизни не только британских моряков с «Vancouver City», но и голландских с танкера «Mamura».
Танкер подобрал оставшихся в живых британских моряков около 13 часов и на следующий день доставил их в Ливерпуль.

Самолет-амфибия Сандерленд

Самолет-амфибия Сандерленд. Фото с сайта Википедия.

Теплоход «Vancouver City» стал одним из многих торговых судов, погибших на морских просторах в период Второй Мировой войны, а первой жертвой немецких подводников стал пассажирский паротурбоход «Athenia» британской компании Donaldson Atlantic Line, потопленный 3 сентября 1939 года в Атлантике к западу от Ирландии немецкой подлодкой U-30 через 10 часов после объявления Великобританией войны Германии.
Судоходная компания Reardon Smith Line сохранила преемственность названия погибшего судна и новый теплоход «Vancouver City» сошел со стапелей верфи William Doxford & Sons Ltd. уже в 1942. Он оказался счастливее своего предшественника и пройдя десятки тысяч огненных миль встретил окончание войны на Тихом океане. В свой первый послевоенный рейс «Vancouver City» отправился из портов Портленд, Орегон и Ванкувер с грузом ячменя в мешках назначением на новозеландские порты Литлтон, Тамару и Данидин. Однако второй «Vancouver City», это уже другой теплоход со своей историей, поэтому рассказ о его предшественнике мы на этом заканчиваем.


Автор капитан В.Н. Филимонов

6+