Попов Андрей Александрович — Балтийский Ллойд

Попов Андрей Александрович

  

«Общий Морской Список». Царствование Николая I.  

 

Родился 22 сентября. 1821 г.

1830 г. ноября 19. Поступили в морскую роту Александровского корпуса кадетами.

1831 г. сентября 19. Переведен в морской корпус тем же званием.

1837 г. января 7. Произведен в Гардемарины.

1837 и 1838 г. На фрегате «А м ф и т р и д а», кораблях «Л е ф о р т» и «Не тронь меня» крейсеровал в Балтийском море.

1838 г. декабря 21. Произведен в Мичмана, с назначением в Черноморский флот.

1839 г. На яхте «О р и а н д а», фрегате «Т е н е д о с» и бриге «М е р к у р и й» плавал у абхазских берегов, и участвовал в десантной высадке при занятии местечка Псезуапе.

1840 г. На бриге «М е р к у р и й» плавал между Севастополем и Одессой, потом на корабле «Три Святителя» крейсеровал в Черном море.

1841 г. На том же бриге крейсеровал у абхазских берегов, после чего на брантвахтенном тендере «С т р у я» был в кампании на Евпаторийском рейде.

1842—1848 г. На корабле «Три Святителя», бригах «М е р к у р и й» и «О р ф е й», шхуне «Г о н е ц» и фрегате «К о в а р н а» крейсеровал у восточного берега Черного моря.

1844 г. марта 26. Произведен в Лейтенанты.

1849 г. На пароходах «Э л ь б о р у с» и «М о г у ч и й» ходил у абхазских берегов. Награжден орденом Святой Анны 3 степени.

1850 г. На корабле «Три Святителя» крейсеровал в Черном море.

1851—1853 г. Командуя пароходом «М е т е о р», ходил из Николаева в Константинополь и Архипелаг для собрания сведений о вооружении Босфора, и прилежащих к нему укрепленных мест, а потом по р. Дунаю до Рущука.

1853 г. На пароходо-фрегате «К р ы м» ходил по черноморским портам. Декабря 29. Произведен в Капитан-лейтенанты.

1853—1855 г. Состоял по особым поручениям при генерал-адъютанте вице-адмирале Владимире Алексеевиче Корнилове и адмирале Павле Степановиче Нахимов.

В 1854 году на корабле «Великий Князь Константин» находился на Севастопольском рейде, после чего на пароходах «Э л ь б о р у с», «Т у р о к» и «А н д и я» крейсеровал в Черном море, взял и уничтожил 6 купеческих неприятельских судов, а с пароходом «Т а м а н ь» прорвался из Севастополя сентября 6 сквозь блокаду, и уничтожив одно турецкое судно, прибыл в Одессу, и потом в Николаев.

С 15 сентября по 14 июля состоял в гарнизоне Севастополя. Устроил бон для преграждения неприятелю входа на севастопольский рейд; снарядил 2 брандера, устроил, пристани и приспособил пароходы для перевоза войск с артиллерией и лошадьми с северной стороны бухты на южную, и потом заведывал артиллерийским снабжением всей оборонительной линии, от морского ведомства.

Октября 7. Контужен камнем в голову. Награжден орденами: Святой Анны 2 степени, (за вылазку из Севастополя), Святого Владимира 4 степени, с бантом и золотой саблей с надписью: «за храбрость».

1854 г. декабря 6. Произведен, за отличие, в Капитаны 2 ранга.

1855 г. июля 2. Назначен флигель-адъютантом и командующим 32-м флотским экипажем. Был командирован, по поручению Его Высочества генерал-адмирала, в Кронштадт, на Лисий нос, в Выборг, Свеаборг и Або для сообщений командующим на батареях морским чинам полезных соображений, извлеченных из опытности приобретенной в Севастополе; затем, также по поручению генерал-адмирала, послан на Дон, для исполнения поручения военная ведомства по осмотру и укреплению устья р. Дона, после чего возвратился в Севастополь.

1856 г. Заведывал постройкой и вооружением 6-ти винтовых клиперов в Архангельском порту.

Августа 26. Произведен, за отличие, в Капитаны 1 ранга. Начальствуя отрядом клиперов и имея брейд-вымпел на клипере «О п р и ч н и к», перешел, из Архангельска в Кронштадт.

Состоял командиром того же 32 флотского экипажа. В сентябре, назначен заведывать изготовлением 14 винтовых корветов и 6 клиперов. В декабре, назначен совещательным членом кораблестроительного технического комитета, и начальником штаба к командующему отрядом всех винтовых корветов и клиперов, контр-адмиралу барону Розену.

1857 г. Исправлял должность начальника штаба кронштадтского порта, и был командирован в Черное море для осмотра всех винтовых судов.

1858 г. Награжден орденом Святой Анны 2 степени, с мечами и императорской короной.

1858—1860 г. Командуя отрядом из 11-пушечных корветов типа «Б о я р и н»: «Р ы н д а» — командир капитан-лейтенант Николай Николаевич Андреев, «Г р и д е н ь», командир капитан-лейтенант Иван Николаевич Стромилов и клипера «О п р и ч н и к», командир капитан-лейтенант Михаил Яковлевич Федоровский, перешел из Кронштадта к берегам Восточной Сибири, и плавал у берегов Японии.

1860 г. Награжден орденом Святого Владимира 3 степени с мечами.

1861 г. февраля 15. Назначен членом комитетов: морского ученого и кораблестроительного технического.

Апреля 23. Произведен, «за отличие», в контр-адмиралы. Командирован на клипере «А б р е к» к берегам Англии для испытания качеств судна, и обзора новейших приспособлений по артиллерии, после чего, командуя отрядом из трех корветов, отправился из Кронштадта в Тихий океан, но в декабре был вызван в Россию по делам службы.

1862 г. В январе, отправился, через Суэц для принятия начальства над эскадрой, долженствовавшую плавать в китайских водах.

1863 г. июля 29. Награжден орденом Святого Станислава 1 степени.

1863 и 1864 г. Командуя эскадрой, перешел из Тихого океана к берегам Америки, в Сан-Франциско, и потом возвратился в Кронштадт.

1864 г. Пожалован крестом за службу на Кавказе.

1865 г. января 1. Пожалован арендой по 1500 руб. на 12 лет. Был командирован заграницу для осмотра нововведений во флотах и артиллерии морских держав, потом на винтовой шхуне «А л е у т» послан к берегам Англии для испытания морских качеств судна. Состоял, посредником при испытании и оценке результатов опытов, произведенных на Волковой батарее над 15-ю дюймовой чугунной пушкой.

1866 г. В июле, производил опыты над подводной лодкой, и имел наблюдение над воздухоподъемными мешками. Декабря 26 Назначен членом кораблестроительного отделения морского технического комитета.

1867 г. апреля 16. Награжден орденом Святой Анны 1 степени, с мечами. Пожалован греческим орденом Спасителя. В должности младшего флагмана, командовал эскадрой мониторов в Балтийском море. Командирован заграницу для плавания на мониторе Северо-американских штатов «М и а н т о н о м о», после чего командирован во Францию на всемирную выставку. Составил чертежи монитора «К р е й с е р» (корабль «Петр Великий»).

1868 г. Командирован заграницу для осмотра броненосного судостроения.

1869 г. Составил чертежи корветов (фрегатов) «Генерал-Адмирал» и «Александр Невский» («Герцог Эдинбургский»). Апреля 20. Награжден орденом Святого Владимира 2 степени, с мечами.

1870 г. Проектировал чертежи круглых судов. Был командирован въ Англию для осмотра судостроения. Сопровождал Его Высочество генерал-адмирала на юг России и в Персию, после чего командирован заграницу для осмотра нововведений во флотах морских держав.

1871 г. января 1. Пожалована пенсия 3000 руб. в год. Пожалован персидский орден Льва и Солнца 1 степени. Марта 28. Назначен генерал-адъютантом. Сопровождал Его Высочество генерал-адмирала в Англию. Командирован в Николаев для осмотра местности под постройку круглых судов.

1872 г. Командирован в Англию для осмотра нововведений по кораблестроение, и в Николаев для осмотра постройки круглых судов (получивших название поповок, по фамилии изобретателя). Плавал с Его Высочеством генерал-адмиралом по азовским и черноморским портам. Сентября 9. Произведен, за отличие, в вице-адмиралы.

1873 г. Командирован заграницу для осмотра современного судостроения. Сопровождал Его Высочество в путешествии на юг России, затем был командирован в Николаев для испытания качеств поповки « Н о в г о р о д». Прибыл в Ливадию с свитою Его Высочества Наследника Цесаревича и назначен состоять при Его Королевском Высочестве герцоге Эдинбургском, которого сопровождал для осмотра Севастополя, и потом до границы. Состоял при Его Королевском Высочестве, во время бракосочетания Его Высочества с Государыней Великой Княжной Марией Александровной.

1874 г. Сопровождал в Англию Государя Императора, и имел свой флаг на судах, прибывших в Англию с Его Величеством. Под его наблюдением, был поднят из воды, посредством, воздухоподъемных мешков коммерческий пароход, затонувший на кронштадтском рейде. Командирован в Николаев для испытания поповки «Н о в г о р о д» в присутствии Его Высочества генерал-адмирала, и произвел закладку поповки «К и е в», наименованной «Вице-адмирал П о п о в». Пожалован саксонским орденом Эрнестинского дома.

1875 г. Командирован в Англию и Францию для осмотра броненосного судостроения. Сопровождал Его Королевское Высочество герцога Эдинбургского в Москву и Нижний Новгород, потом до берегов Англии на императорской яхте «Д е р ж а в а», а оттуда прибыли в Николаев к спуску на воду второго круглого судна.

1876 г. января 1. Награжден орденом Белого Орла, и назначен членом адмиралтейств-совета. Командирован в Англию для осмотра строящегося там гидравлического дока для Черного моря. Производил испытание морских качеств корабля «П е т р   В е л и к и й». Пожалован нидерландским орденом Дубового Венка.

1877 г. января 1. Увеличена аренда до 2500 руб. в год, на 6 лет.

1878 г. Командирован в распоряжение главнокомандующего действующей армией, и потом заграницу, а за сим в Николаев и Севастополь для осмотра круглых судов.

1879 г. Командирован в Англию для окончательного заключения контракта на постройку императорской яхты. Августа 30. Награжден орденом Святого Александра Невского. Состоял членом комиссии по рассмотрению предположений об укреплении устья реки Амура и г. Владивостока.

1880 г. февраля 11. Назначен председателем кораблестроительного отделения морского технического комитета. Был командирован заграницу по делам службы. Назначено производить столовые деньги по 3000 руб., по званию председателя кораблестроительного отделения.

1881 г. июня 29. Отчислен, по болезни, от должности председателя, с оставлением членом адмиралтейств-совета и в звании генерал-адъютанта. Командирован в Феррол, чтобы оттуда сделать переходи в Севастополь на яхте «Л и в а д и я», строенной по его проекту.

1883 г. Был командирован в Москву для участия при священном короновании Государя Императора и Государыни Императрицы. Продолжена аренда на 2 года. Мая 15. Награжден алмазными знаками ордена Святого Александра Невского.

1891 г. января 1. Произведен в Адмиралы.

1892 г. Награжден орденом Святого Владимира 1 степени.

1894 г. Получил портрет персидского шаха с бриллиантами для ношения на груди.

1895 г. Получил сербский орден Такова 1 степени.

1896 г. мая 15. Пожалован перстнем с портретом Его Величества.

1898 г. марта 6. Скончался.


В Морском Сборнике за 1848, 1849, I860, 1851, 1854. 1859 и 1860 гг. были напечатаны его статьи: «Прибор для сосредоточивания выстрелов»; «О новом устройстве битенгов для цепных канатов на кораблях»; «Еще подробности о смерти генерал-адъютанта Корнилова»; «Из письма начальника Амурская отряда»; «По вопросу об уменьшении рангоута на клиперах»; «Повороты на шхунах».

Имя А. А. Попова тесно связано с эпохой коренных преобразований, начавшихся в нашем флоте тот час же после Крымской войны, при чем деятельное его участие в этих преобразованиях выразилось первоначально в сооружении судов нашего винтового флота, а потом—при сооружении броненосного флота. Вышедший из практической школы черноморских моряков времени Лазарева, Нахимова и Корнилова, А. А. обладал способностью, при качествах истинного моряка, быстро усваивать дух новейших требований, предъявляемых наукой судостроения и современной механикой, а при любви к морскому делу, они нашел живое применение их в пору пересоздания нашего флота во время управления морским министерством Его Высочества великого князя Константина Николаевича. Благодаря неутомимой своей энергии, А. А. выполнил весьма успешно возложенное на него Его Высочеством поручение: в 1856 г. они привел из Архангельска в Кронштадта первопостроенные под его ближайшим наблюдением 6 винтовых; клиперов a затем ему же бы поручено наблюдение за постройкой на петербургских и финляндских верфях 14-ти винтовых корветов и изготовление их к плаванию. Эти корветы, вместе с клиперами, составляли, по тому времени, крупную боевую нашу силу, появившуюся впервые в отдаленных морях у берегов Японии и Китая.

Принимая непосредственное участие в дальних плаваниях, в качестве отрядного начальника, А. А. прилагал; все зависевшие от него способы, чтобы возбудить и развить в подчиненных ему сослуживцах любовь к морю и морскому делу вообще, плодом чего образовалась впоследствии среди моряков школа, носящая и поныне название Поповцев, как ранее были на флот школы Лазаревцев, Нахимовцев и др.

Прочно водворившееся с 1863 г. в нашем; отечестве железное и броненосное судостроение вызвало А. А. на новый род деятельности, в которой он обнаружил свои обширные технические познания и свою живую отзывчивость на современные требования боевого состава флота. По его проекту, был построен в 1872 г. при петербургском порте мореходный броненосец башенной системы носящий имя «Петръ Великий», и зачисленный в судовой список в ранг кораблей, так как своими размерами и боевой силой он значительно превосходил все суда однородного с ним типа. Та же отзывчивость обнаружена была в 1869 г. со стороны А. А. и в деле безотлагательной постройки на юге России броненосных судов для защиты черноморских прибрежий—судов долженствовавших отвечать трем трудно соединяемым условиям: малому углублению, увеличенной броневой толщин и наибольшему калибру орудий. Предложенный А. А. проект круглых судов отвечал вышеназванным условиям, и построенный по его системе суда, по совершенной новости типа, получили по его имени официальное наименование поповок. В период 1872— 1874 г. построены были две поповки: «Н о в г о р о д» и «Вице-адмирал Попову» они были первыми из броненосцев, появившихся на Черном море. По его же проекту была построена в 1880 году в Англии, для плаваний по Черному морю, императорская яхта «Л и в а д и я», типа поповок. Отличавшаяся своеобразной конструкцией, яхта по испытании получила повреждение и признана неудовлетворяющей первоначально предположенной цели; по переходе в Черное море она была переименована в пароход «О п ы т».

Как человек науки и практики, адмирал Попов до конца своей жизни не переставал следить за всеми техническими усовершенствованиями морского дела, вводившимися в иностранных флотах, и своими знаниями делился с сослуживцами—техниками, подавая живой пример последнему как надо служить и работать на пользу русского флота.