В то время как фрегат «Митау» вместе с другими кораблями российского флота пребывали в зимней «спячке» под высокими сугробами, в скованном льдами Кронштадте, а их бравые моряки коротали зимнее время, предаваясь увеселениям в столичном Петербурге, русские войска под командованием генерала Петра Петровича Ласси подошли к польскому Данцигу и с ходу попытались им овладеть. Однако не тут-то было, сторонники Станислава Лещинского, воодушевленные присутствием послов Швеции и Франции, а также надеждой на военную помощь от союзных стран, храбро защищали хорошо укрепленную крепость Данциг.
Раздосадованные потерями и стойкостью защитников крепости, русские войска приступили к осаде Данцига. Осада всегда дело непростое и приводит к большим потерям со стороны осаждавших, а тут еще добавилась невозможность доставить тяжелую осадную артиллерию через территорию Пруссии, которая не входила в коалицию стран, сторонников Саксонского курфюрста Фридриха Августа III.
В марте 1734 года, командование «увязшими» в осаде русскими войсками, принял фельдмаршал Бурхард Миних. Однако смена командующих, без тяжелой осадной артиллерии мало способствовала успеху. Вся надежда оставалась на российский Балтийский флот, который с приходом весны начал готовиться к летней кампании 1734 года. Разумеется, в том числе и фрегат «Митау» с его «французским» командиром Петром Дефремери.
Офицерами на фрегат были назначены:
Лейтенант – Петр Чихачев
Лейтенант – князь Алексей Вяземской
Мичман – Харитон Прокофьевич Лаптев
Мичман – Василий Войников (Ванников)
Корабли Кронштадтской эскадры начали вытягиваться из гаваней на рейд 4 мая, первым вытянулся фрегат «Стор-Феникс». А 6 мая последовал указ Ея Императорского Величества императрицы Анны Иоанновны: «определенные в кампанию корабли и прочия суда со всяким поспешением во всем исправить и на рейд вывесть, конечно сего мая 12 дня, из которых прежде как скоро возможно вывесть корабли определенные в эскадру вице-адмирала Сенявина, которая имеет стоять в авангардии, и приняв порох поставить в надлежащих от Кронштадта местах без всякаго медления».
По мере готовности, корабли вытягивались из уютных гаваней весеннего Кронштадта на Кронштадтский рейд, где встав на якоря, принимали с барж артиллерийский порох и помещали его в крюйт-камеры.
Фрегат «Митау» вытянулся из гавани 9 мая и стал на якорь на Кронштадтском рейде для погрузки пороха и последних приготовлений к плаванию.
После того, как на рейд вытянулись все корабли, 11 мая в 7 часов вечера на эскадру прибыл князь Беверский, которого сопровождали адмирал Томас Гордон, контр-адмиралы Мартын Петрович Госслер и Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов, и советник адмиралтейской коллегии контр-адмирал Захарий Данилович Мишуков.
Через полчаса из Петербурга прибыла придворная золотая яхта «Е л и з а б е т», которую приветствовали пушечным салютом с флагманского корабля эскадры.
На следующий день 12 мая командующий флотом адмирал Томас Гордон и с ним персидский посол прибыли на корабль «Петр I и II» и на нем подняли на грот-стеньге адмиральский флаг. Все корабли эскадры отсалютовали флагману салютом из 11 пушек и в ответ флагманский корабль приветствовал эскадру салютом из 19 пушек.
Через час персидский посол под звуки пушечного салюта покинул флагманский корабль, а на кораблях эскадры заканчивали последние приготовления к выходу в море. Флоту предстояло отправиться к осажденному Данцигу для доставки русским войскам артиллерии и блокирования и обстрела крепости с моря.
В то время как на кораблях заканчивали последние приготовления к выходу в поход, 13 мая, адмирал Гордон выдал походный ордер капитану, барону фон-Шлейницу: «По получении сего немедленно с порученным вам фрегатом «Р о с с и я» обще с фрегатом «М и т а у», на котором капитан Дефремери, извольте со всяким поспешением идти в море к Данцигу до гука Геля и приходя ко гданскому рейду под шведским флагом обстоятельно осмотреть не имеется-ль на том рейде французской эскадры, и ежели имеется в каком числе кораблей и фрегатов, и по обстоятельному осмотру извольте паки следовать в море искать флот наш около Пилау».(Гук Гель – это полуостров Хель. Гданский рейд – рейд напротив крепости Данциг – Гданьск.)
Следует обратить внимание, что в то время широко применялась практика использования флага нейтрального государства для проведения разведки.
14 мая, первым снялся с якоря и направился на запад фрегат «Россия», за ним снялись с якоря корабли авангардии – передовой отряд кораблей эскадры, под командованием вице-адмирала Наума Акимовича Синявина: «Св. Александр», «Слава России», «Леферм» и «Девоншир», и пошел на запад в Балтийское море. Вслед за ними снялся с якоря и направился на запад фрегат «Митау», отсалютовав флагманскому кораблю из 11-ти пушек, в ответ с корабля «Петр I и II» ответили пальбой из 7-ми пушек.
Покинув Кронштадтский рейд фрегат «Митау» присоединился к фрегату «Россия» и они вдвоем на всех парусах пошли к Данцигу.
15 мая, исполняя волю Её Императорского Величества императрицы Анны Иоанновны, корабли снялись с якорей и Балтийский флот двинулся к Данцигу. Командовал флотом адмирал Томас Гордон, поднявший свой адмиральский флаг на самом большом линейном корабле русского флота «Петр I и II».
Кстати будет отметить, что «Петр I и II» был первым 100 пушечным кораблем российского флота. Его постройка была начата 29 июня 1723 года на адмиралтействе в Петербурге, самим Петром Великим. Строительство корабля завершилось уже после смерти великого Преобразователя, 29 июля 1727 года. После смерти Петра Великого строительством корабля руководил корабельный мастер Филипп Петрович Пальчиков. Ему в помощь были выделены все корабельные мастера петербургского адмиралтейства: Гавриил Авдеевич Меншиков, Феодосий Моисеевич Скляев, Ричард Броун, Осип Най и Ричард Рамз.
Корабль прослужил до 1744 года. После этого было принято решение оставить его навечно, как историческую ценность в память о Петре Великом. Однако, корабль постигла та же участь, что и корабль «Ингерманланд», который так же постановили сохранить навечно, однако вопреки воле Петра Великого, он был разобран в 1736 году. Корабль «Петр I и II» был разобран в Кронштадте в 1752 году.
Вышедший в море флот представлял внушительную силу, со времени основания российского флота, впервые выходила в море для боевых действий столь мощная российская эскадра.
Корабли:
«Петр I и II», 100 пушек, 1000 чел., — командир, капитан полковничьего ранга, Роберт Литель. Адмирал Томас Гордон.
«Шлиссельбург», 66 пушек, 488 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Андреян Гохстрат. Контр-адмирал Мартын Петрович Госслер.
«Наталия», 66 пушек, 488 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Михаил Киселев.
«Марльбург», 66 пушек, 488 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Матис Тем.
«Нарва», 66 пушек, 488 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Борис Лебядников.
«Петр II», 54 пушки, 393 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Никлас Штром.
«Выборг», 54 пушки, 393 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Джемс Кенеди.
«Рига», 54 пушки, 393 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Макар Бараков.
«Добрая Надежда», 54 пушки, 393 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Томас Стокс.
«Виктория», 54 пушки, 393 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Даниил Герценберг.
«Св. Александр», 66 пушек, 488 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Вилим Люис. Вице-адмирал Наум Акимович Синявин.
«Слава России», 66 пушек, 488 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Ульдрих Кристьян Вильстрем.
«Леферм», 66 пушек, 488 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Яков Савич Барш.
«Девоншир», 54 пушки, 393 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Людвиг Брант.
Фрегаты:
«Амстердам-Галей», 32 пушки, 200 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Иван Григорьевич Черевин.
«Арондель», 50 пушки, 300 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Ларс Шевинг.
«Митау», 32 пушки, 200 чел.- командир, капитан полковничьего ранга, Петр Дефремери.
«Россия», 32 пушки, 200 чел.- командир, капитан барон Ганс Сигизмунд фон-Шлейниц.
«Стор-Феникс», 34 пушки, 200 чел.- командир, капитан полковничьего ранга, Питер Беземакер.
«Эсперанс», 44 пушки, 240 чел. — командир, капитан полковничьего ранга Алексей Чертков.
Бомбардирские корабли:
«Дондер», 10 пушек, 68 чел. — командир, лейтенант Карл Вигант.
«Юпитер», 10 пушек, 68 чел. — командир, лейтенант Михаил Пальчиков.
Брандер «Армонд», 44 пушки, 300 чел. — командир, капитан полковничьего ранга, Генрих Сниткер.
Госпитальный корабль «Перл»— командир, лейтенант майорского ранга, Конон Прончищев.
Шнява «Фаворитка», 16 пушек, 75 чел. — командир, лейтенант майорского ранга, Федор Лавров.
Пакетботы:
«Курьер»— командир, лейтенант майорского ранга, Алексей Андреевич Хитрово.
«Меркуриус» — командир, лейтенант майорского ранга, Дмитрий Яковлевич Лаптев.
«Почт-Ваген»— командир, лейтенант майорского ранга, Дмитрий Еропкин.
Гальоты:
«Александр»— командир лейтенант майорского ранга, Федор Третьяков.
«Гогланд»— командир лейтенант майорского ранга, Василий Спиридов.
«Керс-Макер»— командир лейтенант майорского ранга, Воин Яковлевич Римский-Корсаков.
«Лоцман»— командир капитан полковничьего ранга, Мартын Янсен Гове.
Флейты:
«Дагерорд»— командир, шхипер, Мошницкий.
«Екатерингоф»— командир, шхипер, Курт.
«Иоанн»— командир, шхипер, Чернышев.
«Св. Екатерина»— командир, шхипер, Герец.
«Сескар»— командир, шхипер, Дорт.
«Соммерс»— командир, шхипер, Хитров.
«Эзель»— командир, шхипер, Пеклау.
Шмаки:
«Дебирдрагер»— командир лейтенант майорского ранга Федор Игнатьев.
«Черный бык»— командир лейтенант майорского ранга, Иван Чернышев.
После зимнего бездействия в гаванях Кронштадта, командирам о командам кораблей требовалось некоторое время, для того чтобы привыкнуть к совместному плаванию в составе эскадры. Как водится, в первые дни, «вылазят» всевозможные недоделки и неисправности в оснастке кораблей. Не стал исключением и поход русской эскадры. На следующий день, в седьмом часу утра, шлюпка с фрегата «Стор-Феникс» подошла с кормы к кораблю «Нарва», подали конец на корабль и закрепили, однако шлюпку оторвало и она опрокинулась. Из пяти человек спасти удалось только трех.
В этот же день адмирал Гордон разослал командирам всех кораблей, за исключением ушедших в разведку фрегатов «Митау» и «Россия», а так же бомбардирских кораблей «Дондер», «Юпитер» и брандера «Армонт», походные ордера следующего содержания: «Когда вы, с порученным своим кораблем, будете от флота в отлучности, и где встретится вам какой корабль, фрегат или какое французское судно, то в таком случае, смотря что он вам под силу будет, вступить с ним в бой и всякий поиск над ним учинить, чтобы его как взять и поступать как надлежит искусному и верному Ея Императорскому Величеству, рабу, по присяжной должности, ибо при королевском датском дворе, Франция объявила, что посланная эскадра французская в Балтийское море, указ имеет неприятельские поступать со всеми, которые Станиславу противны, того ради с ними надлежит поступать как с неприятельскими, о чем от Ея Императорского Величества указ имеем».
Станислав, имеется в виду Станислав Лещинский. Следует обратить внимание, что в походном ордере, который был выдан 13 мая командиру фрегата «Россия» фон-Шлейницу, ничего не говорилось о враждебности Франции.
17 мая, эскадра находилась на меридиане острова Соммерс, когда налетел шквал с запада. По сигналу с флагмана корабли стали на якоря. На фрегате «Эсперанс» переломилась крюйс-стеньга и грот-брам-рей.
На следующий день, продолжал дуть сильный марсельный ветер. На линейном корабле «Марльбург» переломилась грот-брам-стеньга, а на корабле «Наталия» — крюйс-стеньга. На бомбардирском корабле «Юпитер» оборвался канат даглист, отдали другой анкер.
Только 19 мая в 10 часов вечера погода улучшилась и корабль снялись с якорей и лавируя пошли на запад, оставляя остров Гогланд к зюйду. Однако из за частых туманов несколько раз приходилось ложиться в дрейф и ожидать улучшения видимости. В тумане отстал от флота флейт «Соммерс», на его поиски был отправлен фрегат «Стор-Феникс». На бомбардирском корабле «Юпитер» от сильного волнения такелаж ослаб на столько, что стали рваться бакштаги, фордуны и грот-стень-ванты. Для его исправления корабль повернул через фордевинд и пошел к якорному месту у острова Дагерорд.
22 мая на поиски корабля «Юпитер» отправили корабль «Нарва». А на корабле «Виктория», который только накануне догнал эскадру обнаружилась сильная течь и за вахту воды прибывало по 33 дюйма – 83,8 сантиметра.
Флот продолжал движение к Данцигу, команды обучались стрельбе из корабельных орудий.
23 мая встретился английский пинк, капитан которого сообщил, что видел у Готланда два российских фрегата. Это могли быть только наши разведчики «Митау» и «Россия».
В то время как русская эскадра продвигалась на юг к рейду Пиллау, где предполагалось выгрузить на берег артиллерию для осаждающей Данциг русской армии, фрегаты «Россия» и «Митау», днем 24 мая на подходе к полуострову Хель встретили 4 военных корабля, которые начали их преследовать. Русские фрегаты не видя флагов военных кораблей повернули на норд и стали уходить в открытое море. Оторвавшись от погони они на следующий день, 25 мая, потеряли друг друга из виду.
Потеряв из виду фрегат «Россия» командир фрегата «Митау» Дефремери посовещался со своими офицерами и они приняли решение идти к полуострову Хель, где они полагали встретить фрегат «Россия».
На подходе к полуострову Хель, на фрегате подняли шведский флаг и вымпел и увидели идущие к ним на всех парусах, 5 кораблей. Сблизившись с кораблями увидели на них французские флаги. Французские корабли были значительно больше фрегата «Митау», а значит имели значительно больше орудий. Надеясь избежать неравного боя, Дефремери отдал команду повернуть и держать курс NtW. Дул крепкий рифмарсельный ветер от NOtOи наш фрегат шел в бейдевинд правого борта и по силе ветра имел поднятыми все паруса. Французские корабли повернули и легли на один с нашим фрегатом галс. В виду того, что французские корабли были больше они несли значительно больше парусов и имели большую скорость. Около 11 часов вечера, когда фрегат «Митау» находился между юго-восточной оконечностью полуострова Хель и мысом Розегофт (Розеве), французские корабли догнали и окружили его. С них в рупоры потребовали обрасопить паруса и прислать на флагманский корабль офицера на шлюпке.
Командир Дефремери, рассудив с офицерами, что им не было сообщено об объявлении войны со стороны Франции, а значит опасаться пленения не стоит, отправил на шлюпке мичмана Василия Войникова. Через короткое время прибыла шлюпка от французских кораблей и офицер сообщил, что командующий просит Дефремери прибыть лично. Хотя по регламенту ему, как командиру, не положено было покидать корабль, он понадеялся, что это поможет избежать задержание фрегата, и отправился на французский корабль. Однако его надежды не оправдались и на французском корабле ему сказали, что фрегат взят в плен. Со всех французских кораблей к русскому фрегату устремились шлюпки с французскими солдатами, которые поднялись на палубу фрегата и взяли в плен его экипаж. Который не оказал никакого сопротивления. Часть русских моряков развезли на французские корабли и фрегат «Митау» в сопровождении французских кораблей был отведен в Копенгаген.
Разумеется, что о подробностях захвата в плен фрегата «Митау» русским стало известно не сразу.
А пока, 25 мая, корабли русской эскадры остановили два голландских судна, которые шли из Данцига. От них узнали, что у Данцига находится французский флот в составе 10 кораблей и что он взял в плен два русских гальота. Флот продолжал движение на юг и утром 26 мая эскадра нагнала фрегат «Россия». Его командир сообщил адмиралу Гордону о встрече с французскими кораблями у полуострова Хель 24 мая и о том, что 25 мая они потеряли из виду фрегат «Митау». Затем он доложил, что 25 мая, около 1 часов ночи фрегата встретился с фрегатом и гальотом, которые шли без флагов, однако в 3 часа они подняли французские флаги сопровождая их подъем пушечными выстрелами. В ответ на фрегате «Россия» подняли шведский флаг, однако командир французского фрегата заподозрил, что фрегат русский и потребовал остановиться. Однако русский фрегат продолжал идти на восток и на траверзе мыса Брустерорт (в наше время мыс Таран), французский фрегат отстал и пошел обратно на запад.
В этот же день русский флот прибыл на рейд Пиллау, где корабли доставившие артиллерию приступили на следующий день к её выгрузке на берег, а линейные корабли, кроме корабля «Виктория», изготовились к бою и отправились для блокады с моря крепости Данциг.
Мы оставим русские корабли у Данцига и на рейде Пиллау, а захваченный фрегат «Митау» в руках французов и продолжим наш рассказ в следующей главе.
Продолжение, разумеется, уже пишется….
<< Предыдущая
Автор капитан В.Н. Филимонов