Паром в Базеле

 

Швейцарский Базель чуденес, а в ясные осенние дни он просто «дьявольски» чудесен. «Дьявольски», потому что готика придает ему особенное очарование. Давно мечтал побывать в этой, казалось бы далекой от моря стране, и именно в Базеле, так как он раскинулся на левом берегу Рейна, несущего свои прозрачные воды из Боденского озера в Северное море.

фото
Хотя Базель находится почитай в самых верховьях Рейна, в него проходят довольно крупные речные суда из Роттердама, Антверпена других европейских портов, соединенных с Рейном бесчисленным множеством каналов, которые своей живописностью мало чем уступают готическому Базелю. У них свое «сельское» голландское очарование.

фото
Менее всего ожидал удивиться в Базеле, чем-либо связанным с водным транспортом. Однако изобретательные и «рукастые» швейцарцы нашли чем удивить бывалого мореплавателя.

фото

Нет не солнечными и механическими часами на правой башне собора, это на тему швейцарской «рукастости».

Не смотря на то, что в Базеле и его окрестностях, через Рейн, перекинуто множество мостов, причем первый мост, Миттлере Брюкке построен еще в первой половине аж XIII века, а самый длинный в мире однопролетный пешеходный мост «Трёх стран», совсем недавно в 2007 году, в Базеле сохранились и в наши дни осуществляют перевозки пассажиров через Рейн, необычные, деревянные лодки-паромы.

Необычные потому что они оборудованы только рулем и не имеют никакого движителя, то есть, ни весла, ни паруса, ни колеса, ни винта, ни водомета. Совершенно ничего. А! понятно, воскликнут проницательные читатели, это верно канатные паромы. Однако, воскликнув так, они тут же усомнятся в своей догадке, потому что, если бы, то были канатные паромы, то к чему им рули?
Не подойдут и цепные туеры, так как на реках Европы они не используются с 1901 года, хотя у нас в Сибири, во время навигации, на могучем Енисее, через Казачинский порог, проводку судов выполняет цепной туер – трудяга «Енисей».

Что же за диковинный движитель используется для перемещения лодок-паромов через быстрый Рейн?
Не будем больше томить читателей, потому что если кто сам не видел, что там за «диковина» установлена или не слышал от уже видевших, то догадаться будет довольно затруднительно.
Первоначальное предположение о канатной переправе было отчасти верно, но только от части. Вся «изюминка» в источнике силы и способе перемещения лодки-парома вдоль каната.

Принцип действия до гениальности прост. Через реку, на высоте метров 20-ти натянут стальной трос. На трос надета каретка со шкивом, который катится по тросу. К каретке присоединен длинный трос, который крепится к лодке-парому.
В качестве силы, приводящей к качению шкива по натянутому тросу, используется сила реакции соединительного троса, который прикреплен к лодке-парому.

 

рисунок
Для того, чтобы лодка-паром начала движение, достаточно отклонить ее нос в сторону противоположного берега. Равнодействующая двух сил: силы течения реки и равной ей силы реакции соединительного троса, будет направлена вдоль натянутого между берегами троса и вызовет качение шкива по нему в сторону берега, к которому направлен нос лодки-парома.

фото

Флаг города Базель

Чем сильнее скорость течения реки, тем больше сила реакции соединительного троса, а чем больше угол между диаметральной плоскостью лодки и направлением течения реки, тем больше равнодействующая сила и тем быстрее лодка движется поперек реки.
Очевидно, что для безопасного перемещения вдоль троса необходимо, чтобы осадка лодки была минимальной, чтобы не создавать слишком большой нагрузки на натянутый между берегами трос. Оно ведь и верно, чем больше углубление, тем больше сила давления воды.

фото

Трос должен быть натянут достаточно туго и не иметь большого провиса, чтобы равнодействующей силы хватило для свободного качения шкива на всем его протяжении. И разумеется шкив должен легко вращаться на валу. В давние времена шкив смазывали салом, ну а в наше время «рукастые» швейцарцы используют подшипники, которые обеспечивают великолепное вращение шкива на валу без всякой смазки, которая кстати не капает в чистейшие воды Рейна и не вызывает их загрязнения.

фото
Лодкой-паромом без всякого труда управляет один лодочник, причем выражение «без всякого труда», совершенно точно, потому что в создании силы, вызывающей перемещение лодки-парома, мускульная сила человека не участвует совсем, ну не считать же усилие затраченное на перекладку руля, движущей силой парома.

фото

Речной сухогруз на Рейне

фото

Раритетный речной трамвайчик на Рейне

фото

фото

фотофотоРазумеется, что в наше время, транспортной необходимости в поддержании паромного сообщения между берегами Рейна в Базеле совершенно нет, и переправа поддерживается в качестве достопримечательности города и с целью сохранения исторического прошлого.
А историческое прошлое они сохранять умеют, вот хотя бы в виде вот такого вот раритетного речного парового трамвайчика, который, разумеется, работает уже на дизеле, ну не коптить же воздух угольным дымом.

фото

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому видеоролики в придачу.

 

 

 

И на последок, несколько фото с истоков Рейна из Боденского озера с набережной города Констанц. Правда погода начала портиться, небо хмуриться, середина октября все-таки.

фотофотофото

Рейн прекрасен на всем своем протяжении, от истоков в Констанце, до впадения в Северное море в Роттердаме, правда там он называется Ваалом: в Базеле, в Вормсе у моста Нубелунгов, в Майнце и Висбадене, где захоронен контр-адмирал Алексей Иванович Бутаков, Кобленце на стрелке с романтичным извилистым и хмельным Мозелем, в величественном Кельне со своим знаменитым собором, в индустриальном Дуйсбурге с его многочисленными гаванями, в голландском потрясающем Неймегене и почти приморском Дордрехте, в котором уже заметны приливо-отливные явления Северного моря, ну и разумеется, в Роттердаме, когда-то, а может быть и до сих пор, самом крупном морском порту мира.


Автор капитан В.Н. Филимонов

8+