Пароходы и сено

Несколько недель назад подбирая фотографии грузовых судов для книги «Остойчивость судов с грузом зерна насыпью» наткнулся на фото с пароходами, нагруженными связками с сеном.

корабль

Пароход «Gertrud». Дата: 1936 г. Фотограф Okänd fotograf. Фото из Sjöhistoriska museet Collection. Идентификатор: Fo212571. Лицензия: Public domain mark (CC pdm).

корабль

Пароход «Karen». Дата: 1935 г. Фотограф Skyfotos. Фото из Sjöhistoriska museet Collection. Идентификатор: Fo214000. Лицензия: Public domain mark (CC pdm).

корабль

Теплоход «Norruna». Дата: 1949 г. Фотограф: Skyfotos. Фото из Sjöhistoriska museet Collection. Идентификатор: Fo215773. Лицензия: Public domain mark (CC pdm).

Груз пароходов прямо скажем меня несколько озадачил. Понятно, что на грузовых судах перевозили и перевозят все что угодно, однако сено – это … ну скажем, дороговато-то будет, да и после нескольких перегрузок, как минимум в двух портах, да после транспортировок в открытом виде по дорогам, уж как то жалко даже стало буренок, жующих такое сенцо.
В числе других вариантов, чтобы это было за сено, вспомнился даже знаменитый случай, имевший место в 70-е годы на одном из судов Беломорско-Онежского пароходства, когда обладающий незаурядным чувством юмора капитан, в ответ на РДО из профкома пароходства на спортивную тему, отправил ответ: «Экипаж желает заниматься конным спортом. В Вознесенье планируем провести соревнование, вышлите лошадей и сено».
Понятно, что пароходы на фото везут сено не для конных соревнований, хотя, разумеется, сено может действительно транспортироваться таким полу экзотическим способом для животных. Может быть таким образом моряки хотели отблагодарить лошадок за то, что мощность судовых машин измеряется в лошадиных силах. Моряки они те еще затейники.
Перебрав таким образом возможные варианты и не остановившись ни на одном из них, сохранил фото и продолжил заниматься книгой.
Неожиданно, ответ на вопрос о сене нашелся сам собой. Просматривая ретро фото Сандерленда и Ньюкасла, наткнулся на фото пароходов, из которых выгружали сено в порту Сандерленд. На этот раз гадать не пришлось, так как аккуратисты британцы оставили под фотками комментарии, в которых и содержался ответ на вопрос о сене.

корабль

Выгрузка травы на причале “Корпорэйшн” в порту Сандерленд. Август 1948. Груз будет доставлен на местную фабрику по производству бумаги. Из коллекции Tyne & Wear Archives & Museums.

фото

Рабочие выгружают траву из трюма судна причале “Корпорэйшн” в порту Сандерленд. Август 1948. Груз будет доставлен на местную фабрику по производству бумаги. Из коллекции Tyne & Wear Archives & Museums.

корабль

Выгрузка груза из трюмов сухогруза “Calfa” в вагону у причала в Южном доке порта Сандерленд. Январь 1957. Из коллекции Tyne & Wear Archives & Museums.

Оказывается сено служило сырьем для фабрик по производству бумаги. Действительно, а почему бы и нет, ведь на Дунае в Румынии мне уже приходилось видеть самоходки с камышом, который служил сырьем для местной фабрики по производству бумаги.
Понятно, что с увеличением населения на планете и значительным ростом потребления бумаги, пожалуй, что для ее производства сена не хватит, пусть уж лучше им буренок кормят.
А вообще-то, сено, груз надо полагать удобный, хотя, разумеется, и очень пожароопасный. После вахты приятно так на сене разлечься и любоваться морем, небом или берегами и не думать о доставшем уже коронавирусе.


Автор капитан В.Н. Филимонов

6+