Пароход «Сталинград»

 

Пароход Сталинград следует к причалу в порту Ванкувер

Пароход «Сталинград», типа «Либерти». Построечное название «Thomas F. Flaherty». Построен 03 – 04. 1944 г, в США, на судостроительной верфи «Richmond Shipyard» компании «Permanent Metals Co.» в городе Ричмонд, штат Вирджиния.

В апреле 1944 г. пароход был принят в Сан-Франциско Советской закупочной комиссией от американской Военной судовой администрации (United States Maritime Commission – MARCOM).

После подъема государственного флага СССР (Союз Советских Социалистических Республик), пароход вошел в состав Дальневосточного государственного морского пароходства Наркомата морского флота. До окончания Великой Отечественной Войны пароход «Сталинград» в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял перевозки экспортно-импортных грузов военного назначения между тихоокеанскими портами Советского Союза и союзных стран, главным образом США и Канады. Маршруты следования парохода пролегали через штормовые районы северной части Тихого океана, окутанные туманами проливы между островами Курильских островов, которые в то время принадлежали Японии. Хотя до августа 1945 года Япония официально не находилась в состоянии войны с Советским Союзов, тем не менее, советские суда не редко подвергались атакам японских подводных лодок.

Пароход Сталинград у причала элеватора в порту Ванкувер

После объявления Советским Союзом войны Императорской Японии, августе 1945 года, пароход «Сталинград» в качестве войскового транспорта доставлял советские войска и военные грузы на остров Сахалин в порт Маока – в настоящее время порт Холмск.

В период с 1952 по 1954 год, некоторое время пароходом командовал капитан Серых Михаил Андреевич, которому в 1971 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Пароходу повезло и он пережил Великую Отечественную Войну. После разоружения, с 23 марта 1946 года пароход находился в подчинении Министерства морского флота и осуществлял перевозки народо-хозяйственных грузов, выполняя каботажные и заграничные рейсы, в том числе, часто доставлял зерно из канадского порта Ванкувер в порты советского Дальнего востока.

В 1961 году, после переименования города-героя Сталинград в Волгоград, 14 ноября пароход был переименован в «Волгоград». В 1964 году пароход вошел в состав Дальневосточного морского пароходства – ДВМП, где находился в эксплуатации еще 14 лет, пока 04 июля 1978 г. его не списали и не исключили из списков судов Министерства морского флота. После этого пароход передали «Главвторчермету» для разделки на металлолом.

Пароход находился в эксплуатации 34 года.

Пароход Волгоград в порту Ванкувер

При проектировании парохода типа «Либерти» за основу был взят проект британского парохода «Dorington Court», построенного в Сандерленде на верфи Joseph L. Thompson & Sons Limited.

Пароход Dorington Court

Технические характеристики парохода типа «Либерти»:

Архитектурный тип – гладкопалубное судно без бака и юта, со средним расположением машинного отделения и надстройки с рулевой рубкой.

Дедвейт – 10856 т.

Длина – 134,57 м.

Ширина – 17,3 м.

Осадка – 8,5 м.

В качестве главной энергетической установки была выбрана паровая машина тройного расширения с двумя котлами, которые работали на нефти. Мощность паровой машины 2500 л.с. обеспечивала пароходу скорость около 11,5 узлов.

Для размещения грузов на пароходе имелось пять трюмов с твиндеками.

Рисунок с общим расположением парохода типа Liberty

Главным недостатком пароходов типа Либерти была недостаточная продольная прочность корпуса, однако несмотря на данный существенный недостаток, пароход «Сталинград» находился в эксплуатации 34 года, причем в дальневосточных морях и северной части Тихого океана, где зимние шторма и летние тайфуны весьма жестокие.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+