Пароход «Генерал Панфилов»

Пароход "Генерал Панфилов" у причала.

Пароход «Генерал Панфилов» был одним из сорока пароходов типа «Либерти», полученных Советским Союзом от правительства США по программе Лэнд-лиза (Land-lease). Он был построен на судостроительной верфи «Richmond Shipyards», принадлежащей компании «Permanente Metals Co Yard», в городе Ричмонд, штат Вирджиния, США. Пароход имел строительный  № 2697 и назывался «George E Goodfellow», его закладка на стапеле состоял 27 мая 1944 года. Менее чем через месяц, 17 июня состоялся спуск парохода на воду, а уже 30 июня он был передан Американской военной судовой администрации.

Технические характеристики парохода:

Архитектурный тип – гладкопалубное судно без бака и юта, со средним расположением машинного отделения и надстройки с рулевой рубкой. Судно имело пять грузовых трюмов с твиндеками.

Основным существенным недостатком парохода была недостаточная продольная прочность корпуса, поэтому при плавании в штормовых условиях на большом волнении он мог получить повреждения, а в некоторых случаях и переломиться.

Валовая вместимость – 7176 рег. т.

Дедвейт – 10856 т.

Водоизмещение – 14245 т.

Длина наибольшая – 129,81 м.

Длина между перпендикулярами – 122,82 м.

Ширина – 16,76 м.

Осадка – 8,16 м.

Коэффициент полноты водоизмещения – 0,745.

Вместимость трюмов:

киповая – 12695 м³;

зерновая – 14297 м³.

В качестве главного двигателя на пароходе был установлена паровая машина двойного действия тройного расширения. Машина имела размеры 6,4 х 5,8 м и весила 140 тонн. Три поршня, расположенные по одному в цилиндрах высокого, среднего и низкого давления вращали гребной вал со скоростью 76 оборотов в минуту. Мощность паровой машины составляла 2500 л. с. и обеспечивала пароходу скорость в 11,5 узлов.

Паровая машина тройного расширения.

В паровых котлах в качестве топлива использовался мазут, полные запасы которого позволяли судну пройти около 13000 миль без бункеровки.

Как все суда военного времени на пароходе были установлены артиллерийские орудия и зенитные пушки и пулеметы.

После перехода через Панамский канал на Тихий океан, в Сан-Франциско пароход был передан представителям советской военной закупочной комиссии. Он был назван в честь Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова – «Генерал Панфилов» и на нем был поднят флаг СССР. Пароход вошел в состав Дальневосточного государственного морского пароходства Наркомата морского флота.

До окончания Великой Отечественной Войны пароход перевозил экспортно-импортные грузы между портами советского Дальнего Востока и портами союзников, а в августе 1945 года был задействован в качестве войскового транспорта в Курильской десантной операции.

После окончания войны, вооружение было демонтировано и пароход стал обычным грузовым судном в составе торгового флота Советского Союза и находился в подчинении Наркомата морского флота.

С 23 марта 1946 г, после преобразования наркомата в министерство, пароход находился в подчинении Министерства морского флота. С 15 марта 1953 г, после очередного преобразования, в подчинении Министерства Морского и речного флота. С 25 августа 1954 г снова в подчинении Министерства морского флота.

В 1954 г капитаном парохода «Генерал Панфилов» был назначен Михаил Андреевич Серых, который уже имел опыт командования пароходом типа «Либерти», работая на однотипном судне «Сталинград».

В 1944 г Михаил Андреевич пришел на флот 18-ти летним штурманом и за восемь лет прошел путь до капитана. В 1952 году он получил первое назначение капитаном парохода.

Пароход "Генерал Панфилов" у причала зернового элеватора.

В январе 1958 года пароход вышел в очередной рейс из порта Ванкувер в порт Находка имея на борту груз зерна. Во время перехода в Северной части Тихого океана пароход попал в жестокий шторм и получил значительные повреждения. Огромные волны смыли все четыре спасательные шлюпки, повредили люковые закрытия на трюме № 1, через которые в трюм стала поступать вода, смяли левое крыло мостика. Однако самым серьезным повреждением были две трещины в корпусе парохода появившиеся перед надстройкой, из-за которых корпус мог переломиться.

За время эксплуатации пароходов типа «Либерти» в составе советского торгового флота наши моряки накопили большой опыт борьбы с трещинами, поэтому на Генерале Панфилове экипаж незамедлительно приступил к борьбе за живучесть судна. Подобные повреждения получили советские пароходы типа «Либерти»: «Валерий Чкалов», «Жан Жорес», «Брянск», «Херсон», «Александр Невский» и другие. «Валерий Чкалов» переломился на две части, которые были отбуксированы в США. Взамен переломившегося парохода американцы передали СССР другой однотипный пароход, который в 1951 году также переломился. На пароходе «Александр Невский» корпус трескался пять раз.

Пароход "Генерал Панфилов".

В условиях жестокого шторма и сравнительно невысокого надводного борта, через который огромные волны перекатывались через палубу, сметая и корежа все на своем пути, работа моряков на палубе была смертельно опасной. Во время закрытия люковых закрытий на трюме № 1 и установки временных креплений в районе трещин, многие советские моряки получили травмы, особенно сильно пострадал старший помощник капитана, которого волной сбило с ног ударило о лебедку. От удара у него было сломано несколько ребер и повреждена нога.

На помощь пароходу подошел однотипный пароход «Одесса», с которого в случае необходимости готовы были прийти на помощь. В это время пароходы находились примерно в 700 милях к северо-западу от острова Мидуэй, на котором располагалась военно-морская база США. Это был ближайший и единственный порт до которого пароход имел шансы дойти в случае удачи и капитан Серых направил к нему поврежденный пароход. «Одесса» следовала вместе с ним.

Матросы выбирают швартовый канат.

Командование американской военно-морской базы получив информацию о критическом состоянии советского парохода дало предварительное разрешение на заход в базу. На подходе к ней портовый буксир доставил на борт нашего судна 13 сотрудников Береговой охраны США для осмотра парохода и портового лоцмана, который оказал помощь капитану в проводке судна к причалу.

Моряки торгового парохода и сотрудник Береговой охраны США.

В порту американские врачи оказали медицинскую помощь советским морякам, получившим травмы во время борьбы за живучесть парохода. Временный ремонт повреждений занял немного времени и уже через два дня «Генерал Панфилов» покинул гостеприимную гавань на острове Мидуэй и продолжил плавание в советский порт назначения, куда благополучно прибыл после трудного перехода.

Матросы привязывают флаг США к флагштоку.

За проявленное мужество, героизм и умелое командование пароходом, позволившее спасти экипаж, судно и ценный груз, капитан Серых Михаил Андреевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После восстановительного ремонта пароход снова отправился в очередной рейс.

Михаил Андреевич Серых продолжал командовать пароходом еще 8 лет. В 1969 году он принял командование лесовозом «Высокогорск».

За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана и личный вклад в развитие морского транспорта, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года, Михаилу Андреевичу Серых было присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В начале 60-х годов пароход «Генерал Панфилов» прошел модернизацию и находился в эксплуатации до 1976 года, 28 сентября он был выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Министерства морского флота СССР. После этого его передали «Главвторчермету» для разделки на металлолом.

Пароход "Генерал Панфилов" швартуется к причалу.

Как и остальные однотипные пароходы, «Генерал Панфилов» внес весомый вклад в восстановление страны после Великой Отечественной Войны и укрепление морского торгового флота Советского Союза.


Автор капитан В.Н. Филимонов

3+