Моллер Федор Васильевич

 

«Общий Морской Список», Часть IV. Царствование Екатерины II. Стр 384 – 386:

 

фонъ-Моллеръ, Фридрихъ, Рейнгольдъ, Ѳедоръ Васильевичъ.

1771 г февраля 14. Поступил в морской корпус кадетом.

1777 г. января 6. Произведен в кадетские подпрапорщики. Был в плавании у Красной горки.

1778 г. Сделал переход из Архангельска в Кронштадт на фрегате «В о и н ъ».

1779 г. мая 1. Произведен в Мичмана. На фрегате «H а т а л і я» отправился из Кронштадта в Англию, но после крушения фрегата у голландского острова Шхелинга, зимовал с командой на этом острове.

1780 г. Нa купеческом судне перешел в Копенгаген, откуда на корабле «В я ч е с л а в ъ» возвратился в Кронштадт.

1782 г. января 1. Произведен в Лейтенанты.

1782—1784 г. Нa корабле «Св. Георгий Побѣдоносецъ», в эскадре вице-адмирала Василия Яковлевича Чичагова, плавал от Кронштадта до Ливорно и обратно.

1785 г. Был в плавании в Балтийском море.

1786 г. Находился в прикомандировании к морскому корпусу,

1787 г. Отчислен от морского корпуса и назначен в кругосветное плавание с капитаном 1-го ранга Григорием Ивановичем Муловским на судно «Т у р у х т а н ъ», но за отменой экспедиции, остался при Кронштадтском порте.

1788 г. На корабле «Св. Іоаннъ Креститель» (Чесма), в эскадре вице-адмирала Мартына Петровича Фондезина, перешел из Кронштадта в Копенгаген, и приняв в командование катер «Д е л ь ф и н ъ», крейсеровал в Балтийском море и в Каттегате, причем взял в приз 4 купеческие неприятельские судна.

1789 г. мая 1. Произведен в Капитан-лейтенанты. Состоя флаг-офицером при вице-адмирал Козлянинове, на корабле «Трехъ Іерарховъ» перешел из Копенгагена в Ревель, и потом был в крейсерстве у Дагерорда.

1790 г. На корабле «Принцъ Густавъ» участвовал в Красногорском и Выборгском сражениях. Июня 25. Произведен за отличие в Капитаны 2 ранга.

1791 г. Командуя фрегатом «Св. Е л е н а», плавал между Кронштадтом и Ревелем. Командирован в Роченсальм.

1792 – 1794 г. Командовал в Роченсальме гребной флотилией.

1794 г. Назначен в должность капитана над Роченсальмским портом.

1795 – 1799 гг. Ежегодно командовал гребной эскадрой в Роченсальмских шхерах.

1797 г. сентября 23. Произведен в Капитаны 1 ранга.

1799 г. Награжден орденом Св. Анны 2 степени.

1800 и 1801 г. Командовал эскадрой из трех фрегатов в Финском заливе. Находясь на фрегате «Б о г о я в л е н і е».

1801 г. сентября 15. Произведен в Капитан-командоры Черноморского корабельного флота.

1802 г. До отправления к новому месту службы, исполнял прежнюю должность в Роченсальме.

1803 г. января 9. Произведен в контр-адмиралы. Назначен в должность капитана над Херсонским портом.

1804 – 1808 гг. Состоял в той-же должности и в звании флотского начальника над тамошними командами.

1809 г. декабря 24. Назначен в должность главного командира и военного губернатора Кронштадтского порта.

1811 г. февраля 1. Произведен в Вице-адмиралы.

1827 г. января 2. Уволен от службы «за непростительные беспорядки, явное нерадение к службе и противозаконны действия».*


Примечание нашего сайта:

* Необходимо пояснить, что Главный командир Кронштадтского порта фактически отвечал за состояние и подготовку Балтийского флота. фон-Моллер командовал им 17 лет и довел его до весьма плачевного состояния. Вот как описал состояние флота великий русский мореплаватель Василий Михайлович Головнин в своей книге «О состоянии Российского флота в 1824 г.»:

«Если бы хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу отечества и слабостью правительства, хотело, по внушениям и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти, довести разными путями и средствами флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное, в каковом он ныне находится.

Если гнилые, худо и бедно вооруженные и еще хуже и беднее того снабженные корабли, престарелые, хворые, без познаний и присутствия духа на море флотовожди, неопытные капитаны и офицеры, и пахари, под именем матросов, в корабельные экипажи сформированные, могут составить флот, то мы его имеем.

О таком справедливо изображенном мною состоянии своего флота Россия не знает, но иностранцам оно известно в подробности: они смеются и удивляются, не понимая на какой конец мы бросаем (конечно не от избытка государственных доходов) по 20-ти миллионов в каждый год, чтобы истреблять леса и превращать их в корабли, тотчас гноить их в Кронштадте без всякой жалости, доставляя лишь случай небольшому числу высших чиновников пресыщаться и богатеть, а низших классов разночинцам иметь хлеб насущный, расхищая казну…»

Куда уж более красноречивее можно описать, чем это сделал Василий Михайлович.


 

0