105-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, посвящается
Проект большого лесовоза был разработан в ЦКБ-32 (Центральное конструкторское бюро), коллективом ленинградских кораблестроителей под руководством главного конструктора Петра Семеновича Возного. Номер проекта 596.
Архитектурно-конструктивный тип лесовоза: одновинтовое, полнонаборное, четырехтрюмное, однопалубное, с минимальным надводным бортом, трехостровное судно с баком и ютом, с форштевнем, имеющим полуледокольный подрез ниже конструктивной ватерлинии и крейсерской кормой и большим ледовым выступом на ахтерштевне. Средняя надстройка с рулевой рубкой, жилыми, служебными помещениями и машинным отделением была смещена от середины судна к корме и располагалась между трюмами № 3 и № 4.
Корпус и надстройки лесовоза полностью сварные, только ширстрек соединялся с палубным стрингером при помощи заклепок. Системой набора: продольная — в средней части верхней палубы, днища и настила двойного дна; поперечная – по бортам и в оконечностях. Ширина шпаций изменялась от 600 мм в штевнях до 700 мм в районе грузовых трюмов. Система набора и толщина наружной обшивки обеспечивали корпусу достаточную прочность, что позволяло лесовозу совершать плавание во льдах.
Грузовые трюма не имели твиндеков, что облегчало укладку досок и других грузов, а также позволяло безопасно перевозить зерно насыпью. Трюма имели большее раскрытие, по сравнению с другими аналогичными грузовыми судами, и в сочетании с судовым грузовым устройством, лесовоз имел значительно улучшенные технико-экономические показатели. Для закрытия трюмов применялись стальные крышки, имеющие шарнирные соединения. В качестве механического привода была установлена гидравлическая система с гидроцилиндрами, имеющая дистанционное управление.
Грузовое устройство состояло из четырех кранов-стрел, грузоподъемностью до 5 тонн, с вылетом за борт до 5 метров и одной тяжеловесной стрелы с грузоподъемностью 15 т. Роль грузовых колонн для стрел выполняли три безвантовые мачты, которые также служили в качестве каналов вытяжной вентиляции трюмов и в них были установлены осевые вентиляторы. Приток воздуха осуществлялся естественным путем через дефлекторные вентиляционные головки.
Лесовозы данного проекта предназначались в основном для перевозки леса из северных портов Советского Союза в европейские порты, в Северную Африку и на Кубу. Они также широко использовались для перевозки генеральных и насыпных грузов, в том числе труб большого диаметра и зерна.
В период летней навигации лесовозы совершали рейсы в порты Советской Арктики, в обратном направлении они грузились пиломатериалами в порту Игарка на реке Енисей.
Для своего времени это были передовые в своем классе суда, с комфортными условиями обитаемости экипажа.
Головной лесовоз «Вытегралес», от которого пошло название серии судов данного проекта был заложен на ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова, 7 февраля 1962 году, спущен на воду 19 сентября 1962 году и принят в эксплуатацию в июле 1963 года.
Суда данной серии строились также и на Выборгском ССЗ. Головной лесовоз «Тоснолес» был сдан в эксплуатацию 28.11.1963 г.
Технические характеристики лесовоза «Вытегралес»:
Валовая вместимость – 4896 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 2215 нетто рег. тонн.
Дедвейт: при загрузке лесом – 6550 тонн, при загрузке зерном или иными грузами – 5970 тонны.
Грузоподъемность – 5364 тонн.
Водоизмещение при загрузке лесом – 9860 тонн, при загрузке зерном или иным другим грузом – 9280 тонн.
Вместимость трюмов: киповая – 7300 м³; зерновая – 7870 м³; пакетированного леса – 7300 м³; контейнеров – 61 TEU.
Длина наибольшая – 121,9 м.
Длина между перпендикулярами – 113,00 м.
Ширина – 16,70 м.
Высота корпуса – 8,3 м.
Осадка в полном грузу с лесом – 7,12 м; с остальными грузами – 6,77 м.
В качестве главного двигателя на лесовозе был установлен реверсивный дизель типа 9ДКРН 50/100, мощностью 5200 л.с., вращающий гребной вал со скоростью 170 об/мин. Дизель имел наддув и работал как на дизельном, так и на тяжелом моторном топливе. Двигатель был оборудован электрическим валоповоротным устройством. Масляная система двигателя обслуживалась двумя циркуляционными масляными насосами. В качестве вспомогательных двигателей были установлены три дизель-генератора мощностью по 200 кВт каждый: марка дизелей – 6Ч25/34, генераторы МС 275-500.
Главный двигатель и вспомогательные дизель-генераторы имели централизованную систему охлаждения, что позволило сократить число насосов и холодильников. Дизель был изготовлен на Брянском машиностроительном заводе по лицензии датской фирмы «Burmeister & Wain». Тип передачи на гребной вал – прямая. Вал вращался со скоростью 125 об/мин. Управление двигателем осуществлялось непосредственно в машинном отделении.
Вал вращал стальной четырехлопастной винт фиксированного шага, со съемными лопастями. Диаметр винта 4200 мм, шаг 3020 мм, дисковое отношение 0,610, вес 10090 кг.
Скорость судна: в полном грузу – 14,5 узл; в балласте – 15,2 узл.
Судовые запасы топлива: тяжелое – 325 т. и дизельное — 137 т. Вода питьевая – 20 т., пресная – 101 т.
Дальность плавания без пополнения запасов — 7376 миль.
Район плавания неограниченный.
Рулевое устройство состояло из электрогидравлической рулевой машины РЭГ 3-10 и обычного навесного небалансирного руля.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля БЭ8-5, двух якорей Холла массой 4003 кг каждый и якорных цепей калибром 57 мм, длиной 275 м для каждого якоря.
Лесовоз был оборудован самым современным навигационным оборудованием и средствами связи отечественного производства.
Экипаж из 37 человек размещался в комфортабельных каютах. Также были предусмотрены каюты еще для 7 человек.
Всего на заводе имени А. А. Жданова было построено 22 лесовоза данного проекта.
Таблица лесовозов, построенных на заводе имени А. А. Жданова:
Порядковый № | Заводской № | Название судна | Дата закладки | Дата спуска | Сдано в эксплуатацию | Пароходство ММФ |
1 | 951 | «Вытегралес» | 02.07.1962 | 19.09.1962 | июль 1963 | БМП |
2 | 952 | «Восток-3» | 29.08.1962 | 06.07.1963 | декабрь 1963 | БМП |
3 | 953 | «Восток-4» | 30.02.1963 | 12.11.1963 | апрель 1964 | БМП |
4 | 954 | «Чулымлес» | 29.06.1963 | 21.05.1964 | октябрь 1964 | СМП |
5 | 955 | «Вагалес» | 20.11.1963 | 30.06.1964 | декабрь 1964 | БМП |
6 | 956 | «Восток-2» | 28.04.1964 | 02.12.1964 | июнь 1965 | СМП |
7 | 957 | «Восток-5» | 25.08.1964 | 13.03.1965 | сентябрь 1965 | СМП |
8 | 958 | «Восток-6» | 30.09.1964 | 08.05.1965 | сентябрь 1965 | СМП |
9 | 959 | «Восход» | 15.02.1965 | 25.07.1965 | декабрь 1965 | СМП |
10 | 960 | «Новая Земля» | 15.04.1965 | 15.09.1965 | 31.12.1965 | СМП |
11 | 961 | «Суздаль» | 15.10.1965 | 20.03.1966 | 31.07.1966 | БМП |
12 | 962 | «Кириши» | 15.10.1965 | 20.03.1966 | 29.09.1966 | БМП |
13 | 963 | «Невель» | 11.02.1965 | 09.06.1966 | 29.10.1966 | БМП |
14 | 964 | «Боровичи» | 15.06.1966 | 18.09.1966 | 24.12.1966 | БМП |
15 | 965 | «Вася Алексеев» | 01.09.1966 | 24.12.1966 | 09.08.1967 | БМП |
16 | 966 | «Новая Ладога» | 15.11.1966 | 26.03.1967 | 23.09.1967 | БМП |
17 | 967 | «Нижний Тагил» | 06.02.1967 | 31.05.1967 | 06.11.1967 | ЛМП |
18 | 968 | «Порхов» | 20.05.1967 | 14.09.1967 | 15.12.1967 | ЛМП |
19 | 969 | «Красная горка» | 05.09.1967 | 16.12.1967 | 30.03.1968 | ЛМП |
20 | 970 | «Назар Губин» | 21.11.1967 | 07.03.1968 | 10.06.1968 | БМП |
21 | 971 | «Семен Косинов» | 01.02.1968 | 12.05.1968 | 25.09.1968 | БМП |
22 | 972 | «Иван Черных» | 15.05.1968 | 19.07.1968 | 16.11.1968 | БМП |
На Выборгском ССЗ было построено 19 лесовозов.
Таблица лесовозов, построенных на Выборгском ССЗ:
Порядковый № | Заводской № | Название судна | Сдано в эксплуатацию | Пароходство ММФ |
1 | 801 | «Выборглес» | 29.12.1963 | БМП |
2 | 802 | «Тоснолес» | 28.11.1963 | БМП |
3 | 803 | «Енисейлес» | 31.10.1964 | БМП |
4 | 804 | «Свирьлес» | 10.02.1965 | БМП |
5 | 805 | «Сангарлес» | 27.06.1965 | СМП |
6 | 806 | «Таймыр» | 23.09.1965 | СМП |
7 | 807 | «Вайгач» | 30.11.1965 | СМП |
8 | 808 | «Каргополь» | 30.06.1966 | СМП |
9 | 809 | «Кильдин» | 17.09.1966 | СМП |
10 | 810 | «Моржовец» | 21.04.1967 | БМП |
11 | 811 | «Кегостров» | 24.04.1967 | БМП |
12 | 812 | «Кулой» | 31.07.1967 | СМП |
13 | 813 | «Ямал» | 15.09.1967 | СМП |
14 | 814 | «Вытегра» | 28.10.1967 | СМП |
15 | 815 | «Ока» | 02.12.1967 | СМП |
16 | 816 | «Золотица» | 28.12.1967 | СМП |
17 | 817 | «Бакарица» | 16.04.1968 | СМП |
18 | 818 | «Маймакса» | 26.05.1968 | СМП |
19 | 819 | «Исакогорка» | 30.06.1968 | СМП |
БМП – Балтийское морское пароходство
СМП – Северное морское пароходство
ЛМП – Литовское морское пароходство
Лесовозы данной серии эксплуатировались в Балтийском и Северном морских пароходствах, а после создания в 1969 году Литовского морского пароходства, три судна были переданы ему из состава БМП.
Лесовозы типа «Вытегралес» получились настолько надежными, что когда для нужд ВМФ и Академии наук СССР потребовалось срочно построить корабли, то было принято решение переделать часть лесовозов данного типа. В период с 1967 по 1979 годы 16 лесовозов были переделаны в корабли разведки и космической связи.
Лесовозам типа «Вытегралес» повезло значительно больше, чем судам остальных типов. До настоящего времени сохранились два судна, хотя и не в качестве лесовозов. Последний лесовоз серии «Семен Косинов» был переделан в судно космической связи и получил новое название «Космонавт Виктор Пацаев». В настоящее время судно находится в Калининграде у набережной Петра Великого. Второй лесовоз серии «Тоснолес» был передан в состав ДКБФ и несколько десятилетий служил в качестве военного транспорта. В настоящее время судно находится в военной гавани в Балтийске.
Автор капитан В.Н. Филимонов