Лесовозы типа «Вытегралес»

Проект большого лесовоза был разработан в ЦКБ-32 (Центральное конструкторское бюро), коллективом ленинградских кораблестроителей под руководством главного конструктора Петра Семеновича Возного. Номер проекта 596.

Архитектурно-конструктивный тип лесовоза: одновинтовое, полнонаборное, четырехтрюмное, однопалубное, с минимальным надводным бортом, трехостровное судно с баком и ютом, с форштевнем, имеющим полуледокольный подрез ниже конструктивной ватерлинии и крейсерской кормой и большим ледовым выступом на ахтерштевне. Средняя надстройка с рулевой рубкой, жилыми, служебными помещениями и машинным отделением была смещена от середины судна к корме и располагалась между трюмами № 3 и № 4.

Большой лесовоз "Выборглес".

Корпус и надстройки лесовоза полностью сварные, только ширстрек соединялся с палубным стрингером при помощи заклепок. Системой набора: продольная – в средней части верхней палубы, днища и настила двойного дна; поперечная – по бортам и в оконечностях. Ширина шпаций изменялась от 600 мм в штевнях до 700 мм в районе грузовых трюмов. Система набора и толщина наружной обшивки обеспечивали корпусу достаточную прочность, что позволяло лесовозу совершать плавание во льдах.

Грузовые трюма не имели твиндеков, что облегчало укладку досок и других грузов, а также позволяло безопасно перевозить зерно насыпью. Трюма имели большее раскрытие, по сравнению с другими аналогичными грузовыми судами, и в сочетании с судовым грузовым устройством, лесовоз имел значительно улучшенные технико-экономические показатели. Для закрытия трюмов применялись стальные крышки, имеющие шарнирные соединения. В качестве механического привода была установлена гидравлическая система с гидроцилиндрами, имеющая дистанционное управление.

Грузовое устройство состояло из четырех кранов-стрел, грузоподъемностью до 5 тонн, с вылетом за борт до 5 метров и одной тяжеловесной стрелы с грузоподъемностью 15 т. Роль грузовых колонн для стрел выполняли три безвантовые мачты, которые также служили в качестве каналов вытяжной вентиляции трюмов и в них были установлены осевые вентиляторы. Приток воздуха осуществлялся естественным путем через дефлекторные вентиляционные головки.

Лесовозы данного проекта предназначались в основном для перевозки леса из северных портов Советского Союза в европейские порты, в Северную Африку и на Кубу. Они также широко использовались для перевозки генеральных и насыпных грузов, в том числе труб большого диаметра и зерна.

В период летней навигации лесовозы совершали рейсы в порты Советской Арктики, в обратном направлении они грузились пиломатериалами в порту Игарка на реке Енисей.

Для своего времени это были передовые в своем классе суда, с комфортными условиями обитаемости экипажа.

Головной лесовоз «Вытегралес», от которого пошло название серии судов данного проекта был заложен на ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова, 7 февраля 1962 году, спущен на воду 19 сентября 1962 году и принят в эксплуатацию в июле 1963 года.

Суда данной серии строились также и на Выборгском ССЗ. Головной лесовоз «Тоснолес» был сдан в эксплуатацию 28.11.1963 г.

Большой морской лесовоз типа Вытегралес.

Технические характеристики лесовоза «Вытегралес»:

Валовая вместимость – 4896 брутто рег. тонн.

Чистая вместимость – 2215 нетто рег. тонн.

Дедвейт: при загрузке лесом – 6550 тонн, при загрузке зерном или иными грузами – 5970 тонны.

Грузоподъемность – 5364 тонн.

Водоизмещение при загрузке лесом – 9860 тонн, при загрузке зерном или иным другим грузом – 9280 тонн.

Вместимость трюмов: киповая – 7300 м³; зерновая – 7870 м³; пакетированного леса – 7300 м³; контейнеров – 61 TEU.

Длина наибольшая – 121,9 м.

Длина между перпендикулярами – 113,00 м.

Ширина – 16,70 м.

Высота корпуса – 8,3 м.

Осадка в полном грузу с лесом – 7,12 м; с остальными грузами – 6,77 м.

В качестве главного двигателя на лесовозе был установлен реверсивный дизель типа 9ДКРН 50/100, мощностью 5200 л.с., вращающий гребной вал со скоростью 170 об/мин. Дизель имел наддув и работал как на дизельном, так и на тяжелом моторном топливе. Двигатель был оборудован электрическим валоповоротным устройством. Масляная система двигателя обслуживалась двумя циркуляционными масляными насосами. В качестве вспомогательных двигателей были установлены три дизель-генератора мощностью по 200 кВт каждый: марка дизелей – 6Ч25/34, генераторы МС 275-500.

Главный двигатель и вспомогательные дизель-генераторы имели централизованную систему охлаждения, что позволило сократить число насосов и холодильников. Дизель был изготовлен на Брянском машиностроительном заводе по лицензии датской фирмы «Burmeister & Wain».  Тип передачи на гребной вал – прямая. Вал вращался со скоростью 125 об/мин. Управление двигателем осуществлялось непосредственно в машинном отделении.

Вал вращал стальной четырехлопастной винт фиксированного шага, со съемными лопастями. Диаметр винта 4200 мм, шаг 3020 мм, дисковое отношение 0,610, вес 10090 кг.

Скорость судна: в полном грузу – 14,5 узл; в балласте – 15,2 узл.

Судовые запасы топлива: тяжелое – 325 т. и дизельное – 137 т. Вода питьевая – 20 т., пресная – 101 т.

Дальность плавания без пополнения запасов –  7376 миль.

Район плавания неограниченный.

Рулевое устройство состояло из электрогидравлической рулевой машины РЭГ 3-10 и обычного навесного небалансирного руля.

Якорное устройство состояло из электрического брашпиля БЭ8-5, двух якорей Холла массой 4003 кг каждый и якорных цепей калибром 57 мм, длиной 275 м для каждого якоря.

Лесовоз был оборудован самым современным навигационным оборудованием и средствами связи отечественного производства.

Экипаж из 37 человек размещался в комфортабельных каютах. Также были предусмотрены каюты еще для 7 человек.

Всего на заводе имени А. А. Жданова было построено 22 лесовоза данного проекта.

Лесовоз Восход с грузом пиломатериалов

Таблица лесовозов, построенных на заводе имени А. А. Жданова:

       
Порядковый №Заводской №Название суднаДата закладкиДата спускаСдано в эксплуатациюПароходство ММФ
1951«Вытегралес» 02.07.196219.09.1962июль 1963БМП
2952«Восток-3» 29.08.196206.07.1963декабрь 1963БМП
3953«Восток-4» 30.02.196312.11.1963апрель 1964БМП
4954«Чулымлес» 29.06.196321.05.1964октябрь 1964СМП
5955«Вагалес» 20.11.196330.06.1964декабрь 1964БМП
6956«Восток-2» 28.04.1964 02.12.1964июнь 1965СМП
7957«Восток-5» 25.08.1964 13.03.1965сентябрь 1965СМП
8958«Восток-6» 30.09.1964 08.05.1965сентябрь 1965СМП
9959«Восход» 15.02.196525.07.1965декабрь 1965СМП
10960«Новая Земля» 15.04.196515.09.196531.12.1965СМП
11961«Суздаль» 15.10.196520.03.196631.07.1966БМП
12962«Кириши» 15.10.196520.03.196629.09.1966БМП
13963«Невель» 11.02.196509.06.196629.10.1966БМП
14964«Боровичи» 15.06.196618.09.196624.12.1966БМП
15965«Вася Алексеев» 01.09.196624.12.196609.08.1967БМП
16966«Новая Ладога» 15.11.196626.03.196723.09.1967БМП
17967«Нижний Тагил» 06.02.196731.05.196706.11.1967ЛМП
18968«Порхов» 20.05.196714.09.196715.12.1967ЛМП
19969«Красная горка» 05.09.196716.12.196730.03.1968ЛМП
20970«Назар Губин» 21.11.196707.03.196810.06.1968БМП
21971«Семен Косинов» 01.02.196812.05.196825.09.1968БМП
22972«Иван Черных» 15.05.196819.07.196816.11.1968БМП

На Выборгском ССЗ было построено 19 лесовозов.

Большой морской лесовоз "Ямал"

Таблица лесовозов, построенных на Выборгском ССЗ:

     
Порядковый №Заводской №Название суднаСдано в эксплуатациюПароходство ММФ
1801«Выборглес» 29.12.1963БМП
2802«Тоснолес» 28.11.1963БМП
3803«Енисейлес» 31.10.1964БМП
4804«Свирьлес» 10.02.1965БМП
5805«Сангарлес» 27.06.1965СМП
6806«Таймыр» 23.09.1965СМП
7807«Вайгач» 30.11.1965 СМП
8808«Каргополь» 30.06.1966 СМП
9809«Кильдин» 17.09.1966 СМП
10810«Моржовец» 21.04.1967БМП
11811«Кегостров» 24.04.1967БМП
12812«Кулой» 31.07.1967СМП
13813«Ямал» 15.09.1967СМП
14814«Вытегра» 28.10.1967СМП
15815«Ока» 02.12.1967СМП
16816«Золотица» 28.12.1967СМП
17817«Бакарица» 16.04.1968СМП
18818«Маймакса» 26.05.1968СМП
19819«Исакогорка» 30.06.1968СМП

БМП – Балтийское морское пароходство

СМП – Северное морское пароходство

ЛМП – Литовское морское пароходство

Лесовозы данной серии эксплуатировались в Балтийском и Северном морских пароходствах, а после создания в 1969 году Литовского морского пароходства, три судна были переданы ему из состава БМП.

Лесовоз "Восход" у причала.

Лесовозы типа «Вытегралес» получились настолько надежными, что когда для нужд ВМФ и Академии наук СССР потребовалось срочно построить корабли, то было принято решение переделать часть лесовозов данного типа. В период с 1967 по 1979 годы 16 лесовозов были переделаны в корабли разведки и космической связи.

Выгрузка сахара-сырца из трюмов судна.

Лесовозам типа «Вытегралес» повезло значительно больше, чем судам остальных типов. До настоящего времени сохранились два судна, хотя и не в качестве лесовозов. Последний лесовоз серии «Семен Косинов» был переделан в судно космической связи и получил новое название «Космонавт Виктор Пацаев». В настоящее время судно находится в Калининграде у набережной Петра Великого. Второй лесовоз серии «Тоснолес» был передан в состав ДКБФ и несколько десятилетий служил в качестве военного транспорта. В настоящее время судно находится в военной гавани в Балтийске.


Автор капитан В.Н. Филимонов

1+