Большой морской лесовоз типа «Петрозаводск», это дальнейшее развитие лесовоза «Вытегралес». Проект № 596М, как и предыдущий лесовоз, разрабатывался в Ленинграде конструкторами ЦКБ — 32.
Главные размерения судна и энергетическая установка остались те же, однако дедвейт увеличился на 15 т.
На лесовозе была изменена форма надстройки, ее длина с жилыми помещениями была уменьшена и добавлена одна палуба. Эти, на первый взгляд не очень существенные изменения, привели к уменьшению валовой и чистой вместимости судна, а в сочетании с увеличением дедвейта, эксплуатационная эффективность лесовозов увеличилась. Кроме надстройки значительные изменения были внесены в грузовое устройство. Грузовые стрелы с опорой на безвантовые мачты были заменены на обычные краны с кабинами, кроме того отказались от установки тяжеловесной 35-ти тонной стрелы.
В результате изменений лесовозы типа «Петрозаводск» несколько утратили внешнюю мощь своих предшественников, зато приобрели более изящный и стремительный облик. Один из самых элегантных морских лесовозов. В наше время кажется странным, что об изяществе облика морского лесовоза вообще говорят, однако было время когда этому уделяли весьма большое значение. Собственно, правильно делали. В морском лесовозе, как и любом другом грузовом судне, должны сочетаться и красивый внешний вид, и комфортные условия для обитаемости экипажа, и эффективные эксплуатационные характеристики, и удобство эксплуатации механизмов и систем, а также соответствие многочисленным международным и национальным правилам. В умении воплотить все это в судне, проектируемом на основании технического задания заказчика, и проявляется талант кораблестроителя.
Установка полноценных грузовых кранов позволила еще больше ускорить грузовые операции с пакетированными лесоматериалами и сократить время стоянки судов в портах, что разумеется сказалось самым благоприятным образом на результатах эксплуатации лесовозов типа «Петрозаводск».
По проекту № 596М на Выборгском ССЗ с 1968 по 1972 год было построено 23 лесовоза. Темпы строительства лесовозов впечатляют, в год строили 6 — 7 лесовозов, а ведь большой морской лесовоз — это не современный аляповатый и угловатый сухогруз река-море построить, а намного сложнее, тем более такой красавец, как лесовоз типа «Петрозаводск». Лесовозы носили названия городов и других географических названий Советского Союза начинавшихся на букву «П», за исключением одного судна. Лесовозы в составе Северного морского пароходства, в основном, носили названия из европейской части СССР, а в ДВМП и СахМП – названия с советского Дальнего Востока.
Заводской № | Название судна | Сдано в эксплуатацию | Пароходство ММФ | |
820 | «Петрозаводск» | 30.09.1968 | СМП | |
821 | «Пертоминск» | 30.11.1969 | СМП | |
822 | «Плесецк» | 31.12.1968 | СМП | |
823 | «Пулково» | 1969 | СМП | |
824 | «Пустозерск» | 31.05.1969 | СМП | |
825 | «Поной» | 31.07.1969 | СМП | |
826 | «Пермь» | 30.09.1969 | СМП | |
827 | «Поморье» | 30.11.1969 | СМП | |
828 | «Паланга» | 28.12.1969 | СМП | |
829 | «Памир» | 30.04.1970 | СМП | |
830 | «Петровский» | 26.06.1970 | СМП | |
831 | «Печенга» | 1970 | СМП | |
832 | «Парголово» | 19.10.1970 | СМП | |
833 | «Петрокрепость» | 23.12.1970 | СМП | |
834 | «Пушлахта» | 25.03.1971 | СМП | |
835 | «Павлово» | 25.03.1971 | ДВМП | |
836 | «Прокопьевск» | 1971 | ДВМП | |
837 | «Пржевальск» | 30.01.1971 | ДВМП | |
838 | «Комсомолец Сахалина» | 28.08.1971 | СахМП | |
839 | «Паромай» | 1971 | СахМП | |
840 | «Приморье» | 30.11.1969 | СахМП | |
841 | «Парамушир» | 31.12.1971 | ДВМП | |
842 | «Паронайск» | 26.04.1972 | ДВМП |
Первые пятнадцать лесовозов вошли в состав Северного морского пароходства — СМП, два в Сахалинское морское пароходство — СахМП и шесть в Дальневосточное морское пароходство — ДВМП, откуда в 1976 и 1977 годах были переданы в Сахалинское морское пароходство. Дольше всех находился в эксплуатации лесовоз «Парамушир», принадлежавший Сахалинскому морскому пароходству. Выборгский ССЗ передал его дальневосточным морякам под самый новый год, в конце декабря 1971 г, а выведен он был из эксплуатации и отправлен в Китай для разделки на металлолом летом 2009 г. Лесовоз отработал 37 лет.
Северное морское пароходство распродало все лесовозы данной серии в середине 90-х, собственно к тому времени суда полностью себя окупили, выработали ресурс, а также технически и морально устарели и уже не соответствовали требованиям коммерческой эксплуатации.
За время эксплуатации, практически на протяжении 30 лет, лесовозы типа «Петрозаводск» зарекомендовали себя очень надежными и неприхотливыми судами, даже несмотря на плавания в основном в северных широтах, где в зимнее время очень суровые погодные условия, особенно в северной части Тихого океана. Дальневосточные лесовозы данной серии неоднократно выполняли рейсы с зерном из канадского порта Ванкувер в советские порты на Дальнем востоке.
Для беломорских лесовозов было обычным делом выполнять рейсы с пиломатериалами из наших северных портов на египетскую Александрию. Египтянам так приглянулись эти суда, что они их охотно покупали, когда СМП начало от них избавляться.
Архитектурно-конструктивный тип лесовоза: одновинтовое, полнонаборное, четырехтрюмное, однопалубное, с минимальным надводным бортом, трехостровное судно с баком и ютом, с форштевнем, имеющим полуледокольный подрез ниже конструктивной ватерлинии и крейсерской кормой и большим ледовым выступом на ахтерштевне. Средняя надстройка с рулевой рубкой, жилыми, служебными помещениями и машинным отделением была смещена от середины судна к корме и располагалась между трюмами № 3 и № 4.
Корпус и надстройки лесовоза полностью сварные, только ширстрек соединялся с палубным стрингером при помощи заклепок. Система набора: продольная — в средней части верхней палубы, днища и настила двойного дна; поперечная – по бортам и в оконечностях. Ширина шпаций изменялась от 600 мм в штевнях до 700 мм в районе грузовых трюмов. Система набора и толщина наружной обшивки обеспечивали корпусу достаточную прочность, что позволяло лесовозу совершать плавание во льдах.
Грузовые трюма не имели твиндеков, что облегчало укладку пакетов с пиломатериалами, а также других генеральных грузов, а также позволяло безопасно перевозить зерно насыпью в соответствие с Международными правила перевозки зерна насыпью. Трюма имели сравнительно большое раскрытие и имели следующие размеры люков:
Трюм № 1: длина 11,0 м; ширина 8,0 м.
Трюм № 2, № 3 и № 4 имели одинаковые размеры: длина 13,3 м; ширина 9,5 м.
Хотя размеры люков на лесовозах типа «Петрозаводск» считались достаточно большими и обеспечивали максимально возможное открытие грузовых трюмов, тем не менее, во всех четырех трюмах имелись подпалубные карманы все еще внушительных размеров, затрудняющие размещению и укладке грузовых мест. Трюма имели подпалубные карманы следующих размеров:
Трюм № 1: в нос – 4,3 м; в корму – 2,1 м; к бортам 4,1 м.
Трюм № 2: в нос – 2,1 м; в корму – 4,2 м; к бортам 3,6 м.
Трюм № 3: в нос – 4,2 м; в корму – 2,8 м; к бортам 3,6 м.
Трюм № 4: в нос – 4,9 м; в корму – 2,8 м; к бортам 3,4 м.
Для закрытия трюмов применялись стальные крышки, имеющие шарнирные соединения. В качестве механического привода была установлена гидравлическая система с гидроцилиндрами, имеющая дистанционное управление.
Грузовое устройство состояло из четырех электрических кранов КЭ-26ТД, грузоподъемностью до 5 тонн, с вылетом стрел за борт до 5 метров.
Грузовые трюма были оборудованы естественной и механической вентиляцией.
Лесовозы типа «Петрозаводск», как и суда предыдущих серий типа «Вытегралес», относились к балластным лесовозам, то есть, при перевозке пиломатериалов или круглого леса на палубе (крышках трюмов), для того, чтобы остойчивость судов удовлетворяла установленным критериям, необходимо было принимать в днищевые танки водяной балласт, на судах проекта № 596М необходимо было принимать до 710 тонн балласта.
Технические характеристики лесовозов типа «Петрозаводск»:
Валовая вместимость – 4652 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 2151 нетто рег. тонн.
Дедвейт: при загрузке лесом – 6535 тонн, при загрузке зерном или иными грузами – 5995 тонны.
Грузоподъемность без учета палубного груза – 5310 тонн.
Водоизмещение при загрузке лесом – 9830 тонн, при загрузке зерном или иным другим грузом – 9290 тонн.
Вместимость трюмов: киповая – 7490 м³; зерновая – 8110 м³; пакетированного леса – 7490 м³; контейнеров – 61 TEU.
Длина наибольшая – 120,70 м.
Длина между перпендикулярами – 113,00 м.
Ширина – 16,73 м.
Высота корпуса – 8,3 м.
Осадка в полном грузу с лесом – 7,11 м; с остальными грузами – 6,77 м.
В качестве главного двигателя на лесовозе был установлен реверсивный дизель типа 9ДКРН 50/100, мощностью 5200 л.с., вращающий гребной вал со скоростью 170 об/мин. Дизель имел наддув и работал как на дизельном, так и на тяжелом моторном топливе. Двигатель был оборудован электрическим валоповоротным устройством. Масляная система двигателя обслуживалась двумя циркуляционными масляными насосами. В качестве вспомогательных двигателей были установлены два дизель-генератора ДГР 300/500, мощностью по 330 кВт каждый, с маркой дизеля – 6ЧН25/34 и генератора МС 375-500 и один ДГР 100/750, мощностью 110 кВт, с дизеле 6Ч 18/22 и генератором ГСС 103-8.
Главный двигатель и вспомогательные дизель-генераторы имели централизованную систему охлаждения, что позволило сократить число насосов и холодильников. Дизель был изготовлен на Брянском машиностроительном заводе по лицензии датской фирмы «Burmeister & Wain». Тип передачи на гребной вал – прямая. Вал вращался со скоростью 170 об/мин. Управление двигателем осуществлялось непосредственно в машинном отделении.
Вал вращал стальной четырехлопастной винт фиксированного шага, со съемными лопастями. Диаметр винта 4200 мм, шаг 3020 мм, дисковое отношение 0,610, вес 10090 кг.
Скорость судна: в полном грузу – 15,0 узл; в балласте – 15,92 узл.
Судовые запасы топлива: тяжелое – 315 т. и дизельное — 123 т. Вода питьевая – 53,2 т., пресная – 134,6 т.
Дальность плавания без пополнения запасов — 6000 миль.
Район плавания неограниченный.
Рулевое устройство состояло из электрогидравлической рулевой машины Р-17 и обычного навесного небалансирного руля.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля БЭ8-5, двух якорей Холла массой 4000 кг каждый и литых якорных цепей калибром 57 мм, длиной 275 м для каждого якоря.
На юте для швартовых операций был установлен электрический шпиль Ш-5.
Лесовоз был оборудован самым современным навигационным оборудованием и средствами связи отечественного производства.
Экипаж из 33 человек размещался в комфортабельных каютах. Также были предусмотрены каюты еще для 7 человек.
Лесовозы типа «Петрозаводск» стали последними среди больших морских лесовозов классического типа со средним расположением надстройки и машинного отделения. Лесовозы последующих серий были уже спроектированы для перевозки пакетированных пиломатериалов, имели почти стопроцентное открытие грузовых трюмов и кормовое расположение надстройки и машинного отделения.
Автор капитан В.Н. Филимонов