Лесовоз «Павлин Виноградов» — Балтийский Ллойд

Лесовоз «Павлин Виноградов»

 

Лесовоз "Павлин Виноградов"

Первый послевоенный отечественный лесовоз был спроектирован в 1959 году в г. Ленинград Центральным конструкторским бюро «Балтсудопроект» (ЦКБ — 32) под руководством главного конструктора Петра Семёновича Возного. Проект имел № 580.
Строительство всех лесовозов данного проекта осуществлялось на Балтийском судостроительном заводе, находящемся в Ленинграде на Васильевском острове. Головное судно «Павлин Виноградов» было заложено в 1959 году и сдано в эксплуатацию в 1960 г. Затем были построены и сданы лесовозы: «Мезеньлес» в 1961 г; «Умбалес» в 1962 г; «Теодор Нетте» в 1963 г; «Печоралес» в 1964 г и «Иоганн Махмасталь» в 1965 г.
Лесовозы данного проекта называли типа «Павлин Виноградов». До Великой Отечественной войны имя прославленного героя Гражданской войны Павлина Федоровича Виноградова уже носил грузовой пароход, построенный в Голландии в 1929 году, купленный в 1935 г Советским Союзом и находящийся в эксплуатации в Северном морском пароходстве до 1939 года. После войны добрая традиция называть один из беломорских лесовозов именем Павлина Виноградова, сохранялась до 1997 года и была забыта (очень хочется надеяться, что только на период «смутного времени» в России) после продажи офшорной компании лесовоза проекта В-352 польской постройки также называвшегося «Павлин Виноградов».

Сухогрузы у причалов Калининградского морского торгового порта.
Лесовоз имел архитектурно-конструктивный тип одновинтового, однопалубного, полнонаборного судна с минимальным надводным бортом, с баком, удлиненным ютом, наклонным полуледокольным форштевнем и крейсерской кормой (закругленной). На ахтерштевне имелся ледовый выступ («ледовый зуб») для защиты руля от повреждения при плавании во льдах. Жилая надстройка с рулевой рубкой и машинное отделение располагались в кормовой части судна.
Данные лесовозы стали первыми крупнотоннажными морскими грузовыми судами с кормовым расположением надстройки и машинного отделения, построенными на советском судостроительном заводе. Хотя в конце 20-х годов в СССР уже были построены почти два десятка пароходов с кормовым расположением надстройки и машинного отделения, однако это были совсем небольшие грузовые суда типа рейдовых шхун типа «Пионер», предназначенные в основном для плавания в устьях рек и прибрежных районах, поэтому они не могут считаться полноценными морскими судами.
Корпус и надстройки лесовоза были целиком сварные. На судне только соединение палубного стрингера с ширстреком было выполнено «по-старинке» — клепанное. Для изготовления основного корпуса была использована сталь марки 09Г2, а для изготовления комингсов грузовых трюмов и концевых бимсов использовалась сталь марки СХЛ-4.
Корпус лесовоза был выполнен по смешанной системе набора: палуба, днище и второе дно в средней части на протяжении около 0,7 длины — по продольной; бортовой набор и оконечности – по поперечной. Форштевень и ахтерштевень были литосварные. Комингсы люков грузовых трюмов были выполнены в виде непрерывных балок, идущих по всей длине трюмов. Второе дно было поднято по скуловым кницам. Подкрепление бортового набора было выполнено путем установки разрезных разносных бортовых стрингеров.
Уже из названия типа судна «лесовоз» очевидно его основное предназначение – перевозка пиломатериалов, кроме того оно предназначалось для перевозки зерна насыпью. Может показаться странным, что способность судна перевозить зерно насыпью выделена отдельно, поэтому необходимо отметить для непосвященных читателей, что перевозка зерна насыпью сопряжена с большим риском для судна и поэтому требует соблюдения специальных мер безопасности, которые изложены в Международном кодексе по безопасной перевозке зерна насыпью. Принятие такого кодекса было вызвано гибелью большого числа грузовых судов с грузом зерна насыпью, в результате чего погибло много моряков. Подробно о гибели судов с зерном можно прочитать здесь.
Лесовоз имел класс Регистра СССР: КМ*Л1 [1] лесовоз.

Рисунок морского лесовоза типа Павлин Виноградов.

Главные размерения лесовоза:

Валовая вместимость – 4623 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 2212 нетто рег. тонн.
Дедвейт: с грузом леса – 6402 тонны; с остальными грузами – 5893 тонны.
Грузоподъемность — 5230 тонн.
Вес судна порожнем – 3027 тонн.
Весовое водоизмещение в полном грузу: с грузом леса – 9429 тонн; с остальными грузами – 8920 тонн.
Наибольшая длина – 121,75 м.
Длина между перпендикулярами – 114,00 м.
Ширина – 16,10 м.
Высота корпуса – 8,25 м.
Осадка в полном грузу: с грузом леса – 7,07 м; с остальными грузами – 6,67 м.
Вместимость грузовых трюмов: киповая – 7545 м³; зерновая – 7940 м³; вместимость пакетированного леса также – 7545 м³.
В качестве главного двигателя на лесовозе, впервые в отечественном гражданском судостроении, был применен газотурбинный комплекс. Комплекс был изготовлен по заказу Советского Союза во Франции, машиностроительной компанией «Альстом» (Alstom). В состав комплекса входили: четыре свободно-поршневых генератора газа – СПГГ, типа GS-34; газовая однокорпусная реверсивная турбина; редуктор с главным упорным подшипником; вспомогательные механизмы, необходимые для их обслуживания.
Мощность газотурбинного комплекса – 5000 э. л. с. (3680 кВт).
Частота вращения вала турбины – 5500 об/мин.
Газовая турбина с реверсивным устройством (два маневровых клапана, управляемых масляными сервомоторами) имела шесть ступеней переднего хода и две заднего.
Трехступенчатый редуктор с передаточным числом 43,5 имел реверсивное валоповоротное устройство с электроприводом.
Каждый свободно-поршневой генератор газа представлял собой горизонтальный двухтактный двигатель со свободнодвижущимися поршнями, непосредственно соединенными с поршнями компрессоров. Защитные устройства обеспечивали остановку генераторов газа в случаях недопустимого повышения числа оборотов турбины, чрезмерного увеличения хода поршней генераторов газа, а также при падении давления масла в турбозубчатом агрегате.
Управление газотурбинной установкой было дистанционным , с пульта, находящегося в ЦПУ машинного отделения.
Тип передачи на гребной вал осуществлялся через трехступенчатый редуктор фирмы САГМ.
Вал вращал стальной четырех-лопастной гребной винт со съемными лопастями. Винт имел диаметр – 4700 мм; шаг – 4450 мм; дисковое отношение – 0,45; массу 8610 кг. Скорость вращения винта 115 об/мин.
Скорость судна в полном грузу – 14,2 узл; в балласте – 15,2 узл.
Судовые запасы: тяжелое судовое топливо – 419 т; дизельное – 70 т; вода – 66 т. Суточный расход топлива на ходу: тяжелого – 20,0 т; дизельного – 1,8 т. Дальность плавания с этими запасами составляла 6000 миль.
Лесовоз имел четыре грузовых трюма без твиндеков. В качестве люковых закрытий применялись стальные крышки с механическим приводом.
Грузовое устройство состояло из 8-ми легких грузовых стрел, грузоподъемностью 5 тонн, с вылетом стрел за борт при одиночной работе 6,5 метров, а в спарке до 5 м; и одной тяжеловесной стрелы, грузоподъемностью – 60 тонн, с вылетом за борт 5 м. Тяжеловесная стрела была съемная и могла переставляться для погрузки тяжеловесов в трюм № 2 или № 3.
Грузовые стрелы приводились в действие электрическими лебедками.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля типа БЭ 8; двух якорей Холла, масса одного – 4009 кг, второго – 4006 кг; якорных цепей калибром 57 мм, длина одной – 296 м, второй – 298 м.
Рулевое устройство состояло из электрогидравлической рулевой машины РЭГЗ-1 и балансирного руля.

Грузовые суда у причалов в порту Калининград.
Лесовоз эксплуатировался в составе Северного морского пароходства до 1980 года и выполнял рейсы из портов Советского Союза в порты Европы, Северной Африки и Кубы, а также совершал перевозки грузов в порты Советской Арктики.
В 1980 году судно было переоборудовано в судно обеспечения атомного флота СССР, оно получило название «Лотта» и несколько десятилетий находилось на службе мирного атома. По имеющейся в открытом доступе информации в настоящее время судно уже не эксплуатируется, однако оно существует и не отправлено на металлолом. Осенью этого года лесовозу «Павлин Виноградов», а ныне судну обеспечения атомного флота «Лотта», исполнится 60-т лет.

Лесовозы типа «Павлин Виноградов»:

Порядковый №Заводской № Название суднаСдано в эксплуатациюПароходство ММФ
1535«Павлин Виноградов» 1960СМП
2536 «Мезеньлес» 1961СМП
3537 «Умбалес» 1962СМП
4538 «Теодор Нетте» 1963СМП
5539 «Печоралес» 1964СМП
6540 «Иоганн Махмасталь» 1965СМП

Автор капитан В.Н. Филимонов