Лесовоз-пакетовоз «Михаил Черемных»

Лесовоз-пакетовоз "Михаил Черемных".

Проект грузового теплохода типа «Игорь Грабарь» был разработан конструкторским бюро завода «Холлминг» (Hollming Oy) в городе Раума, Финляндия по заказу Советского Союза.
Теплоход «Михаил Черемных» был построен в 1973 на заводе А/О «Холлминг» (Hollming) в городе Раума.
Архитектурно-конструктивный тип судна: одновинтовое, однопалубное с минимальным надводным бортом, с баком и длинным ютом, надстройкой и машинным отделением в корме, с полуледокольным форштевнем и транцевой кормой.
Корпус был набран по смешанной системе набора.
Теплоход предназначался для перевозки круглого леса, пиломатериалов и баланса в пакетах, генеральных и навалочных грузов, включая зерно насыпью, а также контейнеров.
На судне имелось три грузовых трюма, которые располагались перед надстройкой. Трюма не имели твиндеков, а их люки имели большую площадь открытия, что позволило избавиться от «карманов».
В качестве люковых закрытий были установлены стальные крышки системы «Мак-Грегор» с гидроприводом.
Теплоход имел класс Регистра СССР: КМ*УЛ лесовоз.
Судно имело неограниченный район плавания и могло эксплуатироваться во всех морях и океанах, в том числе арктических, в период летней навигации.

Общий вид лесовоза-пакетовоза типа "Игорь Грабарь".
Технические характеристики судна:

Валовая вместимость – 3184 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1653 нетто рег. тонн.
Дедвейт с лесным грузом – 4467 тонн (с генеральным или насыпным грузом – 4055 тонны).
Грузоподъемность – 3300 тонн.
Вес судна порожнем – 2485 тонн.
Весовое водоизмещение в полном грузу с лесом – 6952 тонны (с генеральным или насыпным грузом – 6540 тонн).
Длина наибольшая – 97,32 м.
Длина между перпендикулярами – 90,08 м
Ширина – 16,20 м.
Высота корпуса – 7,70 м.
Средняя осадка в полном грузу – 6,36 м.
Общая вместимость грузовых трюмов:
Киповая – 5608 м³.
Зерновая – 5892 м³ (у головного судна); у «Михаил Черемных» – 5789 м³.
Контейнерная вместимость общая (трюма и верхняя палуба) – 241 TEU.
Пакетированного леса – 5608 м³.
В качестве главного двигателя на теплоходе был установлен дизель «Валмет» – «Бурмейстер и Вайн» 550-VT2BF-110 (5ДКРН50/110). Это двухтактный дизель простого действия, реверсивный, крейцкопфный, с газотурбинным наддувом (с постоянным давлением газов перед турбиной), со встроенным упорным подшипником, с рядным вертикальным расположением цилиндров.
Дизель был изготовлен на заводе «Валмет» в городе Ювяскюля, Финляндия. Эксплуатационная мощность двигателя составляла 3850 э. л. с. Тип передачи на гребной вал прямой. Управление двигателем осуществлялось дистанционно из рулевой рубки. Разумеется, что имелась возможность управлять двигателем при помощи традиционного ручного телеграфа, а в аварийных случаях и с местного поста управления у главного двигателя.
Гребной винт вращался со скоростью 176 об/мин и в полном грузу судно имело эксплуатационную скорость 13,0 узл., а в балласте 14,0 узл.
На судне был установлен стальной, четырёхлопастной винт со съемными лопастями, диаметром 3630 мм и шагом 2753 мм, с дисковым отношением 0,59, массой 6460 кг.
Полные запасы топлива – 330 тонн. Воды – 95 тонн. С данными запасами теплоход мог проплыть 6000 миль.
Грузовое устройство состояло из одной грузовой стрелы, грузоподъемностью 12 т (вылет 16 м); одной стрелы – 20 т (вылет 20 м); одной стрелы – 20/35 т (вылет 20-18,8 м).
Лебедки грузовых стрел имели электрический привод.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля, двух якорей Холла весом 2253 кг каждый, электросварной якорной цепи калибром 43 мм. Длина якорной цепи каждого якоря 250 м.
Рулевое устройство приводилось в действие электрогидравлической машиной типа Р-16, тип руля – полубалансирный. Ахтерштевень имел ледовый выступ («ледовый зуб») для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах.
Команда состояла из 36 моряка. Также имелись запасные спальные места в количестве 2-х койко-мест.
Пароход находился в составе Северного морского пароходства и был приписан к порту Архангельск.
Теплоход преимущественно выполнял рейсы с пиломатериалами из порта Архангельск в порты Европы и северной Африки, а в период летней навигации выполнял каботажные перевозки в порты Арктики и экспортные перевозки пиломатериалов из порта Игарка.
Теплоход «Михаил Черемных» эксплуатировался в составе Северного морского пароходства долгих 36 лет и был продан в 2009 году. Теплоход прослужил в полтора раза дольше чем ему отводилось при строительстве. В Советском Союзе расчетный срок эксплуатации грузовых судов составлял 25 лет. После этого считалось, что судно себя полностью окупило, оно технически устарело и дальнейшая его эксплуатация нецелесообразна.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0