Глава VIII

Плавание от Уналашки к Новоархангельскому порту.— Известия о российских колониях в Северной Америке. — Приуготовление палубного бота к плаванию у берегов.— Отплытие в Новую Калифорнию к порту Св. Франциска. — Некоторые замечания и путешествие берегом по разным миссионерствам

Сильная зыбь от северо-запада принудила оба шлюпа спуститься опять в Капитанскую гавань, но зайдя немного за остров Амакнах, мы получили свежий, противный ветер от юго-запада, потому стали на якорь на глубине 13 сажен, грунт — ил с ракушками. В 6 ч. Утра мы снялись и на сей раз были столь счастливы, что хотя и заштилело за Амакнахом, но при малых порывах из-за устьев от юго-запада отошли столько, что получили настоящий западный ветер. Идя вместе с «Открытием», мы в течение 21 дня по оставлении нами Уналашки не встретили ничего примечательного, кроме что 31 августа в 3 ч. пополудни, находясь в обсервованной широте 53°22’15″N и долготе по хронометрам 197°6’57″О, видели прямо перед собой на OtS, как казалось, берег. Мы не совсем сомневались в существовании оного, ибо земля, виденная Сарычевым в 1790 году, должна была в сие время лежать от нас недалеко и курс наш (OtS) вел прямо на нее. Однако, пройдя около ее не далее 15 миль, при довольно ясной погоде и горизонте чистом миль на 20, её не видели. Плавая большей частью при ненастной погоде и довольно свежих ветрах, мы разошлись ночью 5 сентября с шлюпом «Открытие» и соединились с ним уже 13-го в виду мыса Ечком, к которому сильной зыбью от юго-запада при южном ветре прижимало нас с такой силой, что мы принуждены были, не обогнув его, поворотить на другой галс. Непостоянные ветры принуждали нас весьма часто поворачивать и нередко были сопровождаемы шквалами с дождем и градом.

Наконец 19 сентября подул ожидаемый нами с нетерпением юго-западный ветер и стало прочищаться. Тогда мы поставили все возможные паруса и за полчаса до полудня легли на северо-восток, имея островок Лазаря на NOtO½О.

20-го в исходе 3-го часа пополудни, когда мы прошли на траверсе остров Лазаря и северо-восточную оконечность Биорки, приехали к нам, три байдары. На одной из них прибыл промышленной компании Лещинский за лоцмана проводить нас в гавань, куда мы и пошли по южную сторону острова Куличкова. Лоцман хотел было вести нас средним фарватером, но наставший от юга ветер сего не дозволил, и потому мы спустились к северному, который есть самый выгодный как для входа в Ситху, так и для выхода из оной, ибо чист и имеет глубину, достаточную для якорного стояния, если бы в сем случилась надобность. На встречу нас выслана была из Ситхи шхуна «Баранов» для подания в случае нужды помощи. Встретясь с нами, она также пошла обратно в гавань, а мы в 7-м часу вечера, пройдя маяк и завернув за Батарейный островок, принуждены были положить якорь на глубине 13 сажен, грунт — ил с песком и ракушкой. В 9-м часу пошел сильный дождь.