3 июля 1819 года с рейда Кронштадта снялись с якорей и отправились в кругосветное плавание две отряда кораблей.
Первый отряд состоял из военных шлюпов «В о с т о к» и «М и р н ы й», ими командовали капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и капитан-лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Эти корабли составляли первую дивизию.
Второй отряд состоял из военных шлюпов «О т к р ы т и е» и «Б л а г о н а м е р е н н ы й», ими командовали капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев и капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев. Эти корабли составляли вторую дивизию.
У первой дивизии, а именно так их и называли в то время, была поставлена задача следовать в направлении Южного географического полюса и приблизиться к нему так близко, как позволят льды.
У второй дивизии была задача со стороны Тихого океана, через Берингов пролив войти в Ледовитый океан и следовать в направлении Северного географического полюса, с целью выйти в Атлантический океан.
Всем хорошо известно, что первая дивизия, хотя Южного полюса не достигала, так как его невозможно достичь на корабле, однако вопреки утверждению великого английского мореплавателя Джеймса Кука, доказала существование материка Антарктида.
Вторая дивизия вошла через Берингов пролив в Ледовитый океан, однако тяжелые льды в Чукотском море не позволили значительно продвинуться ни на север, ни на восток, ни на запад. После бесплодных попыток, корабли через три года вернулись в Кронштадт. Царское правительство посчитало, что дивизия не выполнила поставленную задачу и экспедиция, мягко говоря, была предана забвению.
Если имена Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева упоминаются в литературе довольно часто, то имена М.Н. Васильева, Г.С. Шишмарева и их соплавателей, а также названия военных шлюпов «О т к р ы т и е» и «Б л а г о н а м е р е н н ы й» упоминаются крайне редко.
Долгое время считалось, что никто из участников экспедиции второй дивизии не оставил подробного описания плавания кораблей, поэтому о ней писали в виде небольших статей в различных периодических изданиях и сборниках по истории русского мореплавания. Однако, уже в 20 веке, в Смоленском государственном областном архиве была обнаружена рукопись, содержащая описание экспедиции, написанное её участником, лейтенантом Алексеем Петровичем Лазаревым, родным братом М.П. Лазарева.
На основании данной рукописи и других архивных материалов, в 1959 году, в Государственном издательстве географической литературы, вышла книга «Плавание вокруг света военного шлюпа «Благонамеренный», в которой наиболее полно собраны материалы о плавании шлюпов.
Принимая во внимание, что в настоящее время, материалов о плавании шлюпов «Открытие» и «Благонамеренны» в открытом доступе найти довольно сложно, мы взяли на себя смелось, опубликовать архивные материалы, ни в коем случае не нарушая авторские права сотрудников, в свое время, подготовивших их к печати.
В наше публикации, мы исправили некоторые обнаруженные неточности, например, у М.Н. Васильева, в черновых записках, в составе экипажа шлюпа «Открытие», не указан гардемарин, князь Григорий Пагава, в то же время общее число членов экипажа указано 74 человека. Однако без него получалось 73. Мы сверились с книгой Н.А. Ивашинцова «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г.» и обнаружили, что в ней гардемарин Г. Пагава числится в составе экипажа шлюпа. Мы сверились с «Общим морским списком» Ф.Ф. Веселаго, в котором также указано, что Г. Пагава совершил плавание на шлюпе «Открытие». Основываясь на этих двух источниках, мы поместили имя князя Григория Пагава в список членов экипажа шлюпа и теперь в списке действительно 74 человека, как и указано в черновых записях М.Н. Васильева.
Кроме этого, мы исправили написание нескольких фамилий: штурманский помощник шлюпа «Открытие», Алексей Коргуев, в книге указан как Алексей Коргулев; мичман шлюпа «Благонамеренный», Карл фон-Геллесем, в книге указан как Карл Гиллесем. Разумеется, что обе фамилии исправлены, также на основании вышеуказанных источников.
Для удобства текст разделен на отдельные главы, в которых приведены главы из рукописи А.П. Лазарева и отдельные указы, инструкции, примечания и библиография источников.
Автор вступительной статьи капитан В.Н. Филимонов