Карбасы это парусно — гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев и, следовательно, приспособлены к плаванию под парусами или на веслах.
В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались: Поморский карбас, Холмогорский карбас, Весновальный карбас, Приморский карбас и Облас.
Размеры карбаса: длина до 12 метров, ширина до 2 метров, высота корпуса до 1,5 метров, осадка до 0,7 метра. Груза поднимали до 500 пудов и более.
Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.
Набор, как у всех поморских судов, формировался из колоды, носовой и кормовой корг и упруг. Носовая корга делалась почитай вертикальной. Чем это было вызвано, мне найти пока не удалось. Кромки обшивных досок и сами доски, крепились к набору вицами и гвоздями. Изнутри корпус карбаса также имел внутреннюю обшивку и палубный настил. Пазы обшивки конопатились мхом или паклей. Обшивка изнутри и наружная обшивка подводной части смолились. Надводная часть бортов и мачты окрашивались как правило красной краской. Любили же русские люди и славяне красный цвет! Красный, красивый, ярый, яркий, яр, ассоциируется с красотой, торжеством, величием, силой — цвет достатка и жизни.
Мачт устанавливалось две или одна, в зависимости от размеров карбаса и назначения. Передняя мачта ставилась и крепилась к носовой корге. На ней поднимался рей с прямым парусом – носовым. Немного позади середины судна ставилась большая мачта, и на ней на рее поднимался прямой парус – большой. На некоторых карбасах устанавливали бушприт, однако парусов не нем не несли. Для управления парусами, как и на других поморских судах, к нижним углам парусов привязывались шкоты.
В качестве якоря использовался один якорь – кошка, весом до 8 пудов, с пеньковым канатом, длиной 40 метров и более. Якорь выбирался вручную.
При карбасе обычно была одна гребная лодка – осиновка или тройник.
Управляться карбасом могла команда из трёх поморов.
Весновальный карбас употреблялся во время весенних промыслов на морского зверя и отличался тем, что для удобства втаскивания карбаса на льдину, у него к днищу, по обе стороны от киля, прилаживались два деревянных полоза.
Для гребли, карбасы имели от трёх до четырёх пар вёсел.
Для того чтобы в непогодь укрываться от дождя на карбасах делались небольшие будки. На холмогорских карбасах такая будка называлась гунья.
Осиновка
Как уже упоминалось выше, для сообщения с берегом и для всяких нужд поморы использовали гребные лодки – Осиновки и Тройники.
Осиновка — это небольшая лодка длиной до 5 метров, шириной до 1 метра, осадкой до 0,5 метра. Могла поднимать до 20 пудов груза.
Строилась преимущественно из осины, оттого и получила своё название – осиновка. Однако могла строиться и из соснового и елового леса.
Строили её следующим образом. Обыкновенно по весне, подбирали в лесу толстомерную и здоровую осину. Осмотрев её и обстучав для верности, что внутри не гнилая, прямо на корню, то есть не срубая дерева, надкалывали её деревянными клиньями по одному направлению. Через каждые трое суток, клинья вколачивали глубже и глубже, для того чтобы дерево продолжая расти, раздавалось бы более в ширину. Меняя клинья на более толстые и закладывая в расщелина распорки, расширяли ствол и придавали ему форму и толщину будущего челна. По прошествии от двух до пяти лет, осину срубали и не нужную древесину вырубали или выжигали исподволь. Таким образом из ствола толстой осины выдалбливался челнок, называемый трубою. После этого трубу наполняли водой и оставляли дней на семь мокнуть. Затем воду сливали и после этого по всей длине трубы раскладывали лёгкий огонь, который распаривал древесину и делал её мягкою и гибкою. Подготовив таким образом трубу, ее при помощи толстых деревянных распорок, придавали нужную форму. Нос и корма были заостренные и имели одинаковую форму.
Затем к бортам челнока пришивали вицами несколько бортовых сосновых досок, толщиной 2,5 сантиметра, высотой до 0,6 или 0,9 метра. Такие доски, как мы помним, назывались нашвы. Нашвы крепились к установленным шпангоутам — опругам, при помощи вицы. Опруги обычно изготавливали из ели и имели толщины около 4 сантиметров. Ель более прочная чем сосна и поэтому, кокоры и опруги, поморы завсегда предпочитали делать из неё. Число опруг было обычно не более четырёх. Окладные кромки нашв, соединялись впритык и пазы прокладывались мхом.
Корпус осиновки, изнутри и снаружи смолился. Снаружи на днище, по обе стороны от киля прилаживалист два деревянных полоза.
Каждая осиновка имела от 2 до 4 пар весел. Руля она не имела, а вместо него правили веслом, которое от того и назвали правилом.
Построенная таким образом осиновка получалась очень лёгкой по весу и лёгкой в управлении.
В попутный ветр, на осиновке устанавливали мачту с парусом, и плыли себе поморы и не утруждали свои натруженные веслами рученьки.
Тройник
Тройник отличался от обыкновенной осиновки только тем, что на нём завсегда три пары вёсел, которыми гребут три человека, от того и название такое дали ему поморы, которые всегда и всему давали точные характерные названия.
И осиновка, и тройник, обладали хорошей мореходностью для безопасной езды на сильной зыби, ежели конечно не было гребней волн.
Автор капитан В. Н. Филимонов