Корабль «Три рюмки»

 

 

Вполне вероятно, что масштабные реформы, которые затеял в России Петр I, можно было провести без силового сопротивления со стороны народа, только если их характер имел «оглушительный» эффект на этот самый народ. Оглушительный эффект у одних парализовал волю к протесту, а других привлекал на свою стороны, своим разнузданным характером. Оглушительный эффект имели именно нововведения, которые были не совместимы с моралью и нормами приличия в дореформенном русском обществе.

Петр I, то ли сам догадался, то ли ему кто-то более сведущий в полит технология подсказал, широко применял деморализующие выходки, он взял и в открытую сожительствовал с курляндской дамой весьма сомнительной нравственности и имел от неё детей и только спустя много лет обвенчался с ней – Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной I. А еще задолго до знакомства с Мартой он закатывал шумные пьяные оргии, шокирующие жителей и гостей первопрестольной Москвы.

В общении с подданными и служащими из европейских стран, Петр I широко использовал панибратство и не считаясь с русскими традициями возвеличивал простолюдинов и проходимцев и низвергал, и выставлял на всеобщее посмешище представителей стариннейших княжеских и боярских родов Руси – России.

Разрушая многовековые устои нравственности, которая основывалась на православии, Петр I, выставляя на всеобщее обозрение дикое пьянство, откровенный разврат, панибратство, презрение к многим русским традициям, приводил одних в шок и трепет, другими пополнял ряды сторонников своих невиданных доселе на Руси преобразований.

Нельзя сказать, что не будь Петра, Русь еще века томилась бы во тьме, выражаясь терминологией Льва Николаевича Гумилева, к концу 17-го века пассионарность русского народа достигла того уровня, когда выход её энергии, в виде масштабных реформ неизбежен. Поэтому реформы Петра, не смотря на их грандиозность и масштабность, разрушающие привычный образ жизни, нашли массу сторонников своей шокирующей привлекательностью.

До строительства новоманерного флота, на русских кораблях – кочах да ладьях, набожные поморы и другие русские мореходцы не употребляли алкоголя в таких количествах, которые появились на кораблях новоманерного флота. Пьянство стало неотъемлемой чертой и русских моряков, как оно было и неотъемлемой частью жизни многих европейских моряков.

Петр Iвсе делал с размахом и удалью, выходящей за пределы разумных рамок традиций и в некоторых случаях здравого смысла.

В 1697 году, в Воронеже, под руководством корабельных мастеров Петерсона и Эдрека началось строительство корабля, которое было закончено в мае 1699 года. Корабль строился на средства кумпанства боярина Тихона Никитича Стрешнева, из рода бояр Стрешневых, находящегося с 1626 года в родстве с царствующими Романовыми, после брака Евдокии Стрешневой с Михаилом Федоровичем Романовым – первым царем из династии Романовых.

Корабль имел длину – 34,75 м; ширину – 7,37 м; глубину трюма – 2,64 м. Корабль был вооружен 36 пушками.

Корабль был построен на манер баркалоны и относился к кораблям 5-го ранга.

Новопостроенный корабль стал вторым в своем ранге. От других построенных кораблей его отличало название, а название корабль получил своеобразно-звучное – «Три рюмки» или «Дри рюморъ».

История не сохранила подробностей выбора названия для данного корабля, однако как сказано выше, одержимый реформами Петр I, давал необычные, вернее сказать, вызывающие недоумение или шокирующие, названия, которые не двусмысленно указывали на новый порядок и уклад жизни правящего класса. Можно только догадываться сколько шуток было отпущено по поводу названия корабля и нет никакого сомнения, что количество выпитого по этому поводу вина, было немалым.

Не сохранилось упоминаний о морских походах корабля, тем не менее он входил в состав Азовской флотилии и в 1702 году им командовал штурман Питер Дорнкваст.

Корабль прослужил еще несколько лет и был разобран под селом Трушкиным в 1710 году.

Больше в российском флоте не было кораблей с таким «звучным» и «хмельным» названием. Однако, употребление алкоголя сохранилось на кораблях до 2000-х годов.

Во время дальних кругосветных плаваний алкоголь употребляли в профилактических целях для сохранения здоровья и поддержания духа моряков. В Советские годы вино выдавали при плавании кораблей в тропических водах, ну а в частном порядке алкоголь употребляли всегда, хоть в тропиках, хоть в Арктике, кто-то знал меру, кто-то нет.

Употребление алкоголя – это одна из старейших традиций российского флота, установленная на нем самим его основателем, Великим Петром, и, что самое забавное, сохранение этой традиции не требует никакого административного вмешательства, так естественно она вписывается в специфику жизни моряков на кораблях.


Автор капитан В.Н. Филимонов

4+