105-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, посвящается
Контейнерные перевозки начали развиваться в СССР одновременно с их развитием во всем мире и, в целом, соответствовали условиям развития внешней торговли страны. По мере увеличения объемов перевозки грузов в контейнерах, совершенствования их технологии перевозки, а также технологии обработки контейнеров в морских портах, совершенствовалась конструкция судов контейнеровозов и увеличивались их размеры.
В СССР контейнеры транспортировали специализированные суда контейнеровозы, суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, типа ро-ро и ло-ро, лихтеровозы и обычные грузовые суда, предназначенные для перевозки генеральных и лесных грузов. Специализированные контейнеровозы небольшой вместимости типа «Сестрорецк» и «Капитан Сахаров» строились на судостроительном заводе в Выборге, типа «Александр Фадеев» — на ССЗ в Херсоне, большей вместимости строились на верфи в Варнемюнде, а самые крупные вместимостью более 2700 TEU были построены по заказу СССР уже после его распада на верфях в Бремене и Киле. Суда типа ро-ро разных типов строили на судостроительных заводах Советского Союза в Ленинграде и Николаеве, а также на верфях в Польше, Финляндии и Франции. Суда ло-ро типа «Астрахань» строили большой серией на верфи в Варнемюнде. Для транспортировки грузов в Советской Арктике, в Финляндии были построены две серии специализированных судов арктического класса, проекта SA-15 типа «Норильск», с контейнерной вместимость 532 TEU и улучшенного проекта SA-15 super, типа «Анатолий Колесниченко», имевшие вместимость 562 TEU.
Имеющийся в составе морских пароходств СССР флот контейнеровозов и других судов на 100% обеспечивал потребности страны в контейнерных перевозках по всему миру, более того, советские контейнерные линии перевозили грузы иностранных фрахтователей между иностранными портами, таким образом, зарабатывая на этом приличные суммы в иностранной валюте. Советский Союз обладал полной транспортной независимостью и мог обеспечить морские перевозки любых грузов, необходимых для экономики страны, во все порты мира.
Типы судов контейнеровозов.
Контейнеровозы небольшой вместимости предназначались для обслуживания линий между Советскими портами и портами Западной Европы. В настоящее время контейнеровозы такого размера называют фидерными. Они имели вместимость от 39 до 736 TEU (Twenty-foot Equivalent Unit).
Контейнеровозы вместимостью 39 TEU строились на верфи «Elbewerften» в Германской Демократической Республике (ГДР). В составе Эстонского морского пароходства эксплуатировались: «Василий Кучер», «Глеб Седин», «Фрицис Гайлис» и «Фрицис Рознь».
Контейнеровозы вместимостью 218 TEU типа «Сестрорецк», (после модернизации имели вместимость 218 TEU), строились по проекту № 1590К на судостроительном заводе в Выборге, всего было построено 6 единиц. В Балтийском морском пароходстве эксплуатировались 2 судна, головное «Сестрорецк» и последнее судно серии «Пионер Выборга». В Дальневосточном пароходстве находились три контейнеровоза: «Пионер Владивостока», «Пионер Находки» и «Пионер Приморья». В Черноморском пароходстве находился «Пионер Одессы».
Контейнеровозы вместимостью 320 TEU типа «Капитан Сахаров», строились по проекту № 15903 также на Выборгском судостроительном заводе, всего построено 5 единиц. В Северном морском пароходстве на линии Архангельск — Дудинка эксплуатировались два судна «Капитан Сахаров» и «Механик Желтовский». В составе Дальневосточного морского пароходства находились в эксплуатации три судна: «Капитан Гнездилов», «Капитан Кремс» и «Капитан Сергиевский».
Контейнеровозы вместимостью 316 TEU типа «Александр Фадеев», (после модернизации имели вместимость 400 TEU), строились по проекту №1597 на Херсонском судостроительном заводе, всего было построено 5 единиц. В Балтийском морском пароходстве находился в эксплуатации «Александр Прокофьев», остальные суда находились в составе Дальневосточного морского пароходства: «Александр Фадеев», «Михаил Светлов» (не путать с одноименным пассажирским судном из фильма «Бриллиантовая рука»), «Александр Твардовский» и «Михаил Пришвин».
Контейнеровозы вместимостью 490 TEU типа «Симон Боливар», строились по проекту № 599.1 на судостроительном заводе «Имени Георги Димитрова» в болгарской Варне, всего было построено 12 единиц. В Дальневосточном морском пароходстве находились в эксплуатации 4 единицы: «Капитан Артюх», «Красногвардейский», «Капитан Ляшенко» и «Художник Н. Рерих». На линиях Черноморского морского пароходства эксплуатировались три единицы: «Ленинский пионер», «Капитан Кудь» и «Павел Мизикевич». Азовское морское пароходство эксплуатировало на своих линиях три судна: «Генерал Горбатов», «Ростов-на-Дону» и «Юрий Левитан». Два контейнеровоз имело Латвийское морское пароходство: головное судно «Симон Боливар» и первое серийное «Пьер Пуйяд».
Крупнотоннажные контейнеровозы для океанских линий между портами на разных континентах и плаваний через океаны.
Контейнеровозы вместимостью 824 TEU типа «Художник Сарьян» строились на верфи «Варновверфь» в Варнемюнде, ГДР, было построено 10 единиц. В торговом флоте СССР, это были первые океанские контейнеровозы, они были предназначены для перевозки стандартных 20 и 40 футовых контейнеров (ISO), на палубу могли быть погружены рефрижераторные контейнеры, для подключения которых к судовой электросети имелись специальные розетки. В Балтийском морском пароходстве на линиях Balt-Atlantic Line, Balt-Canada Line и Balt-Orient Line C.S. эксплуатировались: «Художник Сарьян», «Художник Пахомов», «Художник Пророков», «Художник Репнин», «Художник Ромас», «Надежда Обухова» и «Николай Голованов». Три единицы эксплуатировались на линиях Дальневосточного морского пароходства: «Художник Иогансон», «Художник Жуков» и «Максим Михайлов».
Контейнеровозы вместимостью 938 TEU типа «Капитан Гаврилов» строились на верфи «Варновверфь» в Варнемюнде, ГДР, было построено также 10 единиц. Контейнеровозы были предназначены уже не только стандартных 20 и 40 футовых контейнеров (ISO), но и контейнеров с увеличенной на 1 фут высотой (HC — High Cube). При погрузке таких контейнеров вместимость, разумеется, уменьшалась. Шесть единиц находились в эксплуатации в Балтийском морском пароходстве: «Капитан Гаврилов», «Капитан Каневский», «Капитан Козловский», «Николай Тихонов», «Тихон Киселев» и «Профессор Толстых». Остальные четыре судна обслуживали линии Черноморского морского пароходства: «Капитан В. Ушаков», «Капитан В. Труд», «Герои Монады» и «Большевик М. Томас».
Самыми крупнотоннажными контейнеровозами в СССР должны были стать суда вместимостью 2700 TEU типа «Владивосток», строительство которых велось на верфях в ФРГ, однако предатели во власти развалили великую страну и фактически головное судно ввели в эксплуатацию уже в пост-советской России. Всего было построено 10 единиц и последнее было принято в эксплуатацию в середине 1993 года. Все контейнеровозы формально находились в эксплуатации у СК «Совкомфлот», а фактически обслуживали линию DSR Senator, коей уже и помину нет. Суда давно уже проданы иностранцам и до наших дней дожили и находятся в эксплуатации 7 единиц.
Кроме судов-контейнеровозов для перевозки контейнеров были переоборудованы лесовозы: в Балтийском морском пароходстве типа «Вытегралес», проекта № 596, «Иван Черных» и в Дальневосточном морском пароходстве типа «Беломорсклес», проекта № В-45-II, «Гродеково», вместимостью по 166 TEU каждый.
Таким образом, всего в составе морских пароходств Советского Союза находилось в эксплуатации, разумеется, без учета последней серии, 54 контейнеровоза, суммарной контейнерной вместимостью 29400 TEU.
Типы ролкеров — суда типа Ро-Ро.
Как упоминалось выше в Советском Союзе для перевозки контейнеров широко использовались суда типа ро-ро различных типов, которые условно разделялись среднетоннажные и крупнотоннажные. О каждой из групп написаны отдельные статьи, с которыми можно ознакомиться, поэтому мы ограничимся приведением данных об их контейнеровместимости.
Среднетоннажные типа «Хейнлайд», 5 единиц, имели вместимость каждый по 115 TEU; проект № 161, типа «Композитор Мусоргский», 10 единиц, имели вместимость каждый по 171 TEU; типа «Академик Туполев», 6 единиц, имели вместимость каждый по 235 TEU; проект № 4207, типа «Инженер Мачульский», 5 единиц, имели вместимость каждый по 239 TEU; проект № 4207 второй серии типа «Инженер Нечипоренко», 5 единиц, имели вместимость каждый по 239 TEU; проект № 1607, типа «Иван Скуридин», 12 единиц, имели вместимость каждый по 253 TEU; проект № 16073, типа «Шестидесятилетие СССР», 8 единиц, имели вместимость каждый по 250 TEU.
Крупнотоннажные проект № В-481, типа «Скульптор Коненков», 10 единиц, имели вместимость каждый по 772 TEU; проект № 16071, типа «Сергей Киров», 2 единицы, имели вместимость каждый по 869 TEU, проект № P-108D, типа «Магнитогорск», 4 единицы, имели вместимость каждый по 1368 TEU; проект № 1609, типа «Капитан Смирнов», 4 единицы, имели вместимость каждый по 1328 TEU.
Таким образом, всего в составе морских пароходств Советского Союза находилось в эксплуатации 71 ролкеров, суммарной контейнерной вместимостью 31363 TEU.
Лихтеровозы.
Лихтеровозы предназначены не только для транспортировки по морю грузов в лихтерах (несамоходных баржах стандартного размера), но и в контейнерах и имеют для этого все необходимое. В СССР лихтеровозы эксплуатировали в составе Черноморского морского пароходства и Советского Дунайского пароходства Министерства морского флота СССР. Они обслуживали лихтеровозные линии между Советскими Черноморскими портами и Юго-Восточной Азии.
Лихтеровозы «Анатолий Железняков» и «Николай Маркин» были построены на верфи «Cantiere Navale Breda» в Италии и имели контейнерную вместимость по 513 TEU каждый. Оба лихтеровоза эксплуатировались в составе Советского Дунайского пароходства.
Лихтеровозы «Борис Полевой» и «Павел Антокольский» были построены на верфи Валмет в Финляндии и имели контейнерную вместимость по 855 TEU каждый. Оба лихтеровоза эксплуатировались в составе Советского Дунайского пароходства.
Лихтеровозы «Юлиус Фучик» и «Табор Самуэли» были построены на верфи Валмет в Финляндии и имели контейнерную вместимость по 1552 TEU каждый. Оба лихтеровоза эксплуатировались в составе Советского Дунайского пароходства и обслуживали советскую линию «ИНТЕРЛИХТЕР» (INTERLIGHTER).
Лихтеровозы проекта № 17502 типа «Алексей Косыгин», 4 единицы были построены на судостроительном заводе в Херсоне и имели контейнерную вместимость по 1961 TEU каждый. В Дальневосточном морском пароходстве находился в эксплуатации головной «Алексей Косыгин». В Черноморском морском пароходстве находились три единицы: «Индира Ганди», «Ле Зуан» и «Эрнесто Че Гевара».
Единственный в мире и единственный, сохранившийся до наших дней, атомный лихтеровоз проекта № 10081, «Севморпуть» был построен в 1988 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, контейнерная вместимость 1324 TEU. Лихтеровоз находился в эксплуатации в Мурманском морском пароходстве, как и все советские торговые суда, в тон числе и атомные ледоколы. Он эксплуатировался в Советской Арктике.
Всего в составе морских пароходств Советского Союза находилось в эксплуатации 11 лихтеровозов, суммарной контейнерной вместимостью 15008 TEU.
Суда для перевозки тяжеловесных грузов докового типа Ро-Флоу.
Большинство универсальных грузовых судов проектировались и строились в Советском Союзе и, разумеется, в наше время, продолжают проектироваться и строиться во всем мире (в современной России никакие морские грузовые суда не проектируются и, тем более, не строятся), с тем, чтобы при необходимости перевозить контейнеры, не стали исключением и суда для перевозки тяжеловесных грузов докового типа Ро-Флоу (Ro-Flow).
Суда проекта № 0217 типа «Стахановец Котов», три единицы, были построены на верфи «Холминг» в Финляндии и имели контейнерную вместимость 204 TEU каждый. В Балтийском морском пароходстве находились в эксплуатации «Стахановец Котов» и «Стахановец Ермоленко», в Черноморском морском пароходстве — «Стахановец Петраш».
Суммарная контейнерная вместимость судов Ро-флоу составляла 612 TEU.
Следует отметить, что грузовые суда типа Ро-флоу, считаются одними из самых высоко-технологичных и сложных среди грузовых судов. Их эффективная эксплуатация требует высококвалифицированных управленческих кадров и плавсостава. Такие суда в основном используются для транспортировки дорогостоящих крупногабаритных и тяжеловесных грузов, например, модулей для заводов СПГ, оборудования для строящихся атомных электростанций, нефтеперерабатывающих заводов.
Суда типа Ло-ро.
Универсальные грузовые суда для перевозки генеральных, контейнеров, а также накатной техники, для погрузки и выгрузки которых в кормовой части судна была установлена подъемная аппарель. В составе морских пароходств СССР находились в эксплуатации несколько десятков таких судов разных проектов. Универсальность позволяла использовать эти суда для перевозки весьма широкой номенклатуры грузов, в том числе контейнеров, на разных линиях, обслуживаемых Советскими пароходствами.
Два судна проекта № 16076 «Известия» и «Кнуд Эсперсен» имели контейнерную вместимость по 379 TEU каждый были построены на верфи «Burmeister & Wain» в Копенгагене. Оба судна находились в эксплуатации в Черноморском морском пароходстве.
Суда проекта проекта № 121 типа «Астрахань», 28 единиц, имели контейнерную вместимость 583 TEU каждый, строились на верфи «Варновверфь» в ГДР. В составе Балтийского морского пароходства находились в эксплуатации «Астрахань», «Балтийск», «Будапешт», «Виктор Кончает», «Владимир», «Выборг», «Георгий Товстоногов», «Евгений Мравинский», «Кисловодск», «Ковров», «Коломна», «Колпино», «Кострома», «Красноград», «Краснодон», «Луховицы», «Муром», «Ростов», «Самарканд», «Свердловск», «Трускавец», «Улан-Батор». Четыре судна вошли в состав пароходства уже после развала предателями во власти Советского Союза. В составе Черноморского морского пароходства эксплуатировались «Брест», «Винница», «Житомир», «Корсунь-Шевченковский», «Кременчуг», «Ровно».
Суда арктического класса проекта проекта SA-15 типа «Норильск», 14 единиц были построены на верфи Вартсила в Турку, вместимостью по 532 TEU каждый. Суда предназначались для эксплуатации в Арктике, в Западном секторе до Дудинка круглогодично, в Восточном секторе — во время летней навигации. В составе Мурманского морского пароходства находились головное судно «Норильск», «Архангельск», «Кандалакша», «Кола», «Мончегорск», «Никель» и «Тикси». В Дальневосточном морском пароходстве эксплуатировались «Амдерма», «Анадырь», «Братск», «Игарка» и «Нижнеянск». Сахалинское морское пароходство приняло в эксплуатацию два судна «Кемерово» и «Оха».
Суда арктического класса проекта проекта SA-15 super типа «Анатолий Колесниченко», 5 единиц были построены по улучшенному проекту на верфи Вартсила в Турку, вместимостью по 562 TEU каждый. Также как и суда «материнского проекта» SA-15, они предназначались для эксплуатации в Арктике, в Западном секторе до Дудинка круглогодично, в Восточном секторе — во время летней навигации. В составе Мурманского морского пароходства находились «Капитан Данилкин» и «Юрий Аршеневский». Оба судёнышка сохранились до наших дней и несмотря даже на хищническое раздербанивание и разворовывание пароходства, закончившееся в 2020 гуда его полным уничтожением, одно из них, «Юрий Аршеневский», совершило сверхпоздний рейс в Восточный сектор Арктики и в начале января 2022 года доставил груз в Певек. В составе Дальневосточного морского пароходства эксплуатировались головное судно «Анатолий Колесниченко», названное в честь работника Министерства морского флота, известного тем, что он подписал распоряжение о разделки на металлолом легендарного ледокола «Ермак», и два судна «Василий Барханов» и «Капитан Ман».
Всего в составе морских пароходств СССР находилось в эксплуатации 49 судов типа Ло-Ро, суммарной контейнерной вместимостью 27340 TEU.
Универсальные (многоцелевые) суда.
Универсальные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки навалочных и генеральных грузов были в большинстве также приспособлены для перевозки контейнеров. Таких судов различных проектов находилось в эксплуатации более ста единиц, они имели контейнерную вместимость от 100 до 160 TEU и многие из них никогда не использовались для перевозки контейнеров. Мы приведем данные о судах нескольких проектов, которые эксплуатировались на контейнерных линиях или обладали сравнительно большой, по тем временам, контейнерной вместимостью.
Контейнеровозы-пакетовозы проекта № 1588 типа «Василий Шукшин», контейнерной вместимостью 165 TEU каждый, 12 единиц, строились на судостроительном заводе «Ока» в Навашино. Суда были предназначены в том числе для эксплуатации в период летней навигации в Восточном секторе Советской Арктики и плавания в Море Лаптевых и Восточно-Сибирском. В Советском Дунайском пароходстве находились в эксплуатации головное судно «Василий Шукшин» и «Юрий Крымов». В состав Азовского морского пароходства входили «Максим Рыльский», «Сергей Смирнов», «Виктор Хара», «Михаил Исаковский» и «Хамза». Сахалинское морское пароходство эксплуатировало теплоходы «Михаил Луконин» и «Мухтар Ауэлов». В Камчатском морском пароходстве находился в эксплуатации «Тихон Сёмушкин». В Арктике, в Северо-Восточном управлении морского флота — СВУМФ, доставляли грузы в мелководные порты теплоходы «Борис Лавров» и «Садриддин Айни».
Контейнеровозы-пакетовозы проекта № 15881 типа «Виталий Дьяконов», контейнерной вместимостью 165 TEU каждый, 12 единиц, строились по улучшенному проекту № 1588 на судостроительном заводе «Ока» в Навашино. Они строились с учетом опыта эксплуатации судов типа «Василий Шукшин» в период летней навигации в Море Лаптевых и Восточно-Сибирском и более, чем они были приспособлены к эксплуатации в суровых арктических условиях. В СВУМФ-е эксплуатировались теплоходы «Валерий Кузьмин» и «Профессор Воскресенский», причем первый сохранился до наших дней и с новым названием «Генерал Кривонос», находится в эксплуатации на Дальнем Востоке. В составе Сахалинского морского пароходства находились в эксплуатации теплоходы «Виталий Дьяконов», «Академик Поздюнин», «Профессор Бубнов», «Профессор Попович», «Профессор Виктор Вологдин» и «Профессор Владимир Попов». В Камчатском морском пароходстве эксплуатировался теплоход «Павел Щепелев». В Дальневосточном морском пароходстве находились теплоходы «Академик Расплетин» и «Николай Долинский». В Азовском морском пароходстве находился теплоход «Юрий Двужильный». Сравнительно небольшие судёнышки имели небольшую осадку, обладали удобной грузоподъемностью и грузовместимостью, обладали хорошей эксплуатационной эффективностью и были востребованы в морских пароходствах СССР.
Универсальные сухогрузы проекта № 1586 типа «Николай Жуков», 12 единиц, строились на Выборгском судостроительном заводе, имели контейнерную вместимость 219 TEU каждый. В Камчатском морском пароходстве находились в эксплуатации головной «Николай Жуков», «Виталий Кручина», «Григорий Ковальчук» и «Константин Заньков». В Черноморском морском пароходстве находились суда «Андриан Гончаров», «Инженер Ямбуренко» и «Петр Старостин». В Азовском морском пароходстве находились в эксплуатации суда «Василий Белоконенко», «Иван Коротеев», «Михаил Стенько», «Николай Морозов» и «Николай Щукин».
Сухогрузные суда проекта № Р-1476 типа «Новгород», 15 единиц, были построены на верфи «Крейтон Вулкан» в Турку, Финляндия, имели контейнерную вместимость 200 TEU каждый. Все суда находились в эксплуатации в Балтийском морском пароходстве и использовались для перевозки различных грузов в траловом и линейном судоходстве, в частности, перевозили контейнеры во время их эксплуатации на линии «Balt-Australia Line». Суда носили названия советских городов, начинавшихся на «Н»: «Новгород», «Новосибирск», «Новокузнецк», «Новомосковск», «Новокуйбышевск», «Новотроицк», «Новодружеск», «Новоалтайск», «Новомиргород», «Новополоцк», «Нововолынск», «Нововятск», «Новозыбков», «Новогрудок», и «Новольвовск».
Сухогрузные суда проекта № В-17В типа «Владимир Ильич», 14 единиц, строились на верфи «Варновверфь» в ГДР и имели контейнерную вместимость 176 TEU каждый. Все суда находились в эксплуатации в Балтийском морском пароходстве и назывались в честь видных деятелей коммунистического движения, в том числе, близких родственников Владимира Ильича Ленина, по этой причине среди моряков суда данного проекта получили неформальное название «Семья Ульяновых»: «Владимир Ильич», «Илья Ульянов», «Александр Ульянов», «Дмитрий Ульянов», «Ольга Ульянова», «Анна Ульянова», «Гарри Поллит» (не путать с Гарри Поттер) назван в честь видного деятеля коммунистического движения в Великобритании, «Валериан Куйбышев», «Анатолий Луначарский», «Уильям Фостер», «Николай Погодин», «Борис Жемчужин», «Николай Крыленко» и «Николай Тюльпан».
Универсальные суда проекта № 1585 типа «Герои Панфиловцы», 15 единиц, строились на судостроительном заводе в Херсоне и имели контейнерную вместимость 342 TEU каждый. В Черноморском морском пароходстве находились в эксплуатации головное судно «Герои Панфиловцы», «Василий Клочков», «Николай Ананьев», «Иван Москаленко», «Петр Емцов», «Николай Максимов», «Иван Шепетков», «Яков Бондаренко», «Советские Профсоюзы», «Петр Дутов», «Григорий Петренко», «Никито Митченко» и «Арам Хачатурян». В Азовском морском пароходстве были суда «Иван Переверзев» и «Борис Бабочкин».
Универсальные суда проекта № 331 типа «Варнемюнде», 17 единиц» были построены на верфи «Варновверфь» в ГДР и имели контейнерную вместимость 368 TEU каждый. Эти суда считались одними из лучших в Советском торговом флоте. В Балтийском морском пароходстве находились в эксплуатации головное судно «Варнемюнде», «Палех», «Полесск», «Валер Ульбрихт», «Павлоград», «Приморск», «Петродворец», «Декабрист» и «Надежда Крупская». В составе Дальневосточного морского пароходства эксплуатировались «Псков», «Пестово», «Первомайск», «Путивль», «Приволье», «Правдинск» и «Павлодар». В составе Черноморского морского пароходства находился теплоход «Сальвадор Альенде».
Сухогрузные универсальные суда, перечисленных выше проектов, насчитывали 97 судов, суммарной контейнерной вместимостью 23438 TEU.
Таким образом, в составе торгового флота Советского Союза находилось 284 грузовых судна предназначенных для перевозки контейнеров, суммарной контейнерной вместимостью 127161 TEU. По этому показателю Советский торговый флот к 1989 году поднялся на 10 место в рейтинге контейнеровозных перевозчиков.
На первый взгляд может показаться несколько странным, что в составе Советского торгового флота судов типа Ро-Ро и ЛО-Ро было намного больше, чем чистых контейнеровозов, однако в то время не только в СССР для контейнерных перевозок использовались такие суда. Европейские судоходные компании «Atlantic Container Line», «Grimaldi Lines», «Linea Messina» и «Crowley» продолжают успешно заниматься контейнерными перевозками и в наше время, имея внушительный флот ролкеров. Не следует полагать, что суда типа ро-ро и ло-ро, строительство и эксплуатация которых обходятся значительно дороже, чем обычных контейнеровозов, строились только для того, чтобы перевозить дряной китайский ширпотреб через океаны, фактически у этих судов двойное назначение, так во время Фолклендской войны 1982 года, британские ролкеры компании «Atlantic Container Line», «Atlantic Conveyor» и «Atlantic Causeway» принимали участие в доставке британских войск из Великобритании к Фолклендским островам, а на всех советских ролкерах аппарели выдерживали все танков и были предназначены и, при необходимости, использовались для перевозки военной техники. В СССР никому бы в голову не пришло использовать для перевозки в Сирию десантные корабли, вместо них задействовали бы необходимое число ролкеров или судов типа Ло-ро.
Все суда предназначенные для перевозки контейнеров, находились в составе пароходств Министерства Морского Флота СССР и эксплуатировались на советских международных и каботажных контейнерных линиях, а также на международных линиях, обслуживаемых судоходными пулами, например, такой пул осуществлял перевозки грузов из портов Европы в порты Австралии и обратно.
В каботаже, контейнерные линии связывала северные порты Архангельск и Мурманск с арктическим портом Дудинка, на Дальнем Востоке — порт Владивосток с портами Магадан и Петропавловск-Камчатский. В каботажных перевозках широко применялись контейнеры грузоподъемностью 3 и 5 тонн, которые в основном перевозили суда сухогрузы, например, такие контейнеры широко применялись при перевозки грузов в порты Арктики и Дальнего Востока на обычных грузовых судах.
Международных контейнерных линий в СССР было значительно больше, чем каботажных. Суда Балтийского морского пароходства обслуживали океанские линии: Balt-Atlantic Line, Balt-Canada Line, Balt-Australia Line, Balt-Orient Line C.S., Balt-Gulf Line, BSC Ro-Ro Service, BSC Lines, а также линии из Ленинграда на порты Западной Европы. Суда Черноморского морского пароходства обслуживали линии Blasco Oriental Line, Odessa Ocean Line и линии из портов Одесса и Ильичёвск на порты Западной Европы. Дальневосточное морское пароходство поддерживало несколько линий FESCO, соединяющих Владивосток и Находку с портами Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Индии и стран Индийского океана, а также линию FPCL — FESCO Pacific Line, соединяющую порты Владивосток и Находка с портами западного побережья США и Канады. Суда Азовского морского пароходства перевозили контейнеры между портом Жданов (Мариуполь) и портами Средиземного моря. Суда Эстонского морского пароходства поддерживали линию из порта Таллинн на порты Западной Европы. Линия Rinela Line связывала порт Рига с портами Западной Европы.
Организация и поддержание работы регулярной контейнерной линии сложный и многотрудный процесс, требующий высококвалифицированных кадров, дорогостоящих судов, многочисленного парка собственных контейнеров различных типов, средств крепления их на судах контейнеровозах, специализированных терминалов со сложной перегрузочной техникой, навыков взаимодействия с агентами в заграничных портах, умения организовать работу судов, отслеживание контейнерного парка по всему миру. В Советском Союзе слежение за контейнерами осуществляла Советская логистическая компания «Транс-Глоб» (Trans-Globe).
В завершение следует отметить, что от былой мощи Советского морского торгового флота ничего не осталось, а в замен устаревших и списанных на металлолом, многочисленных контейнеровозов, ролкеров, лихтеровозов, универсальных судов и судов других типов, предназначенных для перевозки контейнеров и колесной техники, ничего построено не было, поэтому современная Россия утратила транспортную независимость и в контейнерных перевозках полностью зависит от иностранных судовладельцев, а имеющиеся в составе Дальневосточного морского пароходства 13 контейнеровозов осуществляют только региональные перевозки на Дальнем Востоке и обеспечивают не более 10% контейнерных перевозок российских грузов.
Автор капитан В.Н. Филимонов